о предмете философии

    Знаете ли вы, чем отлична культура Германии от культуры, скажем, Северной Африки? Можете ли вы наглядно представить культуру США? А свою собственную, Российскую?
Чем они все отличаются? Вы скажете, многим, скажете, что наша культура во многих своих аспектах ни только не сходится с американской, но и понимается нами как диаметрально противоположная. Скажете, что это известно даже ребенку. Видимо не известно. Почему наш народ не верит нашим политикам? Лгали много? Думаем, нет. Нам кажется, что наши политики переложили чужой опыт на родные просторы, бездумно, не пытаясь понять, на чем этот опыт основан.
    Когда-то давно, в 17 году, культурное наследие России было отвергнуто народом.  Поэтому истоки российского менталитета не изучались. Мы получали свободную от гнета истории расу. Раса долго тупо соглашалась с этим, а тех, кто не соглашался, не слушала. О чем говорили в начале века Ахматова, Гумилев, Маяковский и некоторые другие поэты Серебряного Века? О том, что у русских отняли их культуру, в том числе и речевую. Почему говорим о речевой?  Потому, что "Риторика так относится к философии, как речь к  мысли" (Михальская).
 Потому, что она самая наглядная, по ней судят об уровне развития нации, о демократичности идей в государстве. Ведь демократия основывается на умении высказать свое мнение. Что же говорил Гумилев о послереволюционном слове? "…Мы ему поставили пределом скудные пределы естества, и как пчелы в улье запустелом дурно пахнут мертвые слова…". Даже Маяковский, воспевавший новый строй и новую расу, говорил: "… И когда, все-таки, выхаркнуло давку на площадь, спихнув наступившую на горло паперть, думалось, в хорах архангелова хорала бог ограбленный идет карать, а улица присела и заорала: "Идемте жрать!". Гримируют городу круппы и круппики грозящих бровей морщь, а во рту убитых слов разлагаются трупики, только два живут жирея: "сволочь", и еще какое-то, кажется "борщ"".Рушились традиции, "Все орали друг на друга за малейшее противоречие… образовался совсем новый язык, сплошь состоящий из высокопарнейших восклицаний вперемешку с самой площадной бранью",- писал И.Бунин в дневниках, составивших книгу "Окаянные дни". Народ, как единое целое, обладающее общим историческим и культурным прошлым был раздавлен, но история из глубины веков все же влияет на сознание наших граждан. А история такова.
   В девятнадцатом веке в России слово "реторика" ("софистика") стало ругательным(Аверинцев С. С.:"Самым первым в европейской традиции обозначением профессионально практикуемого и профессионально преподаваемого, а значит формализованного умения умствовать и говорить было слово "софистика"; и оно приобрело одиозный привкус еще и для самой античности… Умение владеть словом с античных времен называлось "риторикой";… понятие риторики оказалось скомпрометировано "склерозом" позднего классицизма".)
 потому, что совмещало идеологию Горгия и формальное умение доказывать не важно в чем и не важно какими средствами. ( А.Ф.Лосев и А.А.Тахо-годи: "Правильное, закономерное на первых парах стремление софистов изучить механизм логической, убедительной мысли и тем самым дать человеку в руки важное орудие в превратностях частной и общественной жизни постепенно перешло в увлечение словесными эффектами, в беспредметную рИторику. Главное то, что для софистов человек был мерилом всей окружающей жизни, значит, он мог в своих личных, часто корыстных целях действовать без всякого ограничения, невзирая на мораль, Всё было позволено, и все моральные нормы оказывались относительными, зависящими от того, как воспринимает их софистически воспитанный человек.)
 Нам кажется, что Аверинцев в статье "Античная риторика и судьбы античного рационализма" термин "реторика" подменяет русским, связанным с умением вслух рассуждать и именем Сократа, термином "риторика", введенным русскими философами только в начале девятнадцатого века. " Это различие русский (софистика/ риторика) филолог Б. Томашевский даже предложил фиксировать разными написаниями самого слова: рЕторика (старое написание) и рИторика (новый вариант)." Слову "риторика" стало противопоставляться слово "реторика" ("софистика"). Софистические идеи привносились из Европы, но, почему-то, видимо в связи с еще более ранним прошлым, русскими философами не воспринимались, зато противоположные риторические идеи, проникавшие неизвестно каким путем в российское общество, приживались сразу же.
   Еще раньше, во время христианизации Руси, наше государство приняло вместе с христианством ряд сопутствующих идей. (Аверинцев: "Целый ряд внешних форм школьной авторитарности был перенят христианской церковью: кафедра главы школы - кафедра епископа; перечни преемствующих друг другу глав школ ("диадохии")…даже обязательная борода философа и столь же обязательная борода духовного лица". Эти идеи касались и речевой культуры. Христианство пришло из Византийской империи, наследнице греческих традиций. Вторым приемником греков стал Западный Рим. Случилось так, что Западный Рим стал развивать идеи Горгия, а Византия - идеи Сократа, облекая и те, и иные в другую форму, но оставляя принцип прежним. Известно, что дальнейшее развитие культуры запада и востока продиктовано именно христианством. Чем больше проходило времени, тем более разительными становились различия в культуре. В наши дни антагонизм запада и востока Европы доходит до абсурда.
   Если смотреть на историю так, то становится понятно, почему изобретенные на западе принципы жизни плохо приживаются у нас.
   Приступая непосредственно к предмету философии, мы считаем необходимым, прежде всего, дать определение этого термина, чтобы исключить недопонимание. (Аверинцев: "Всякий текст, допускающий возможность не оговоренной подмены термина псевдотермином, автоматически выбывает из числа научных").На научность не претендуем, но, нам кажется, конкретизация не будет излишней. Наиболее точными нам показались нижеследующие.
  Философия - Духовный процесс, происходящий в сфере человеческой культуры, тесно связанный с различными ее областями, порождаемый их внутренними противоречиями, и  в то же время способный в эти иные области переходить и в них воплощаться. (Богомолов, "Античная философия")
   Философия - (буквально - любовь к мудрости) форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место в нем человека. (Фролов, Философский словарь)
   Какое из них выбрать - оставим на суд читателя. Мы же предпочитаем совместить оба, и рассматривать предмет философии исключительно в этих смыслах.


Рецензии
Хорошие определения философии. Философский посыл - вообще основа жизнедеятельности разума, на его основе произрастает политика,как таковая.
Жаль, что философия в современной жизни на 80% служит целям доказывать недоказуемое и спорить о неопровержимом. Впрочем, откуда мы знаем, может так было и 100, и 200, и 2000 лет назад?..
Как бы ни было, спасибо за Вашу точку зрения.

Андрей Левиафанский   01.08.2010 22:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.