Бег как глобальное явление, изображённый Михаилом

Бег как глобальное явление, изображённый Михаилом Булгаковым.

Михаил Булгаков, как и положено великому писателю, обладал даром предвидения. Взять хотя бы такое высказывание Пончика из пьесы «Адам и Ева»:
- Советский рубль – я тебе скажу по секрету – ни черта не будет стоить. А если хоть два человека остануться, то доллары будут стоить до скончания живота.
И ведь действительно, за всё время, прошедшее после пресловутой Октябрьской революции, рубль так и не стал конвертируемой валютой. Хотя, как мы знаем хотя бы из дореволюционной литературы, крестьяне ехали в Америку с царскими деньгами, где они были в ходу наравне с долларом. У нас же даже зарубежные фирмы, акредитованные в СССР, предпочитали для оплаты своих местных сотрудников рубли приобретать мешками на чёрном рынке, где они стоили в десятки раз дешевле официального курса. Эти фирмы не закупали в официальном порядке рубли в Центробанке. Зачем?
А вот ещё одно высказывание этого же персонажа:
- Был СССР и перестал быть.
Вот ведь как точно попал в десятку. Сбылось предсказание.
Впрочем, нахваливать великого Булгакова нет необходимости. Лучше перейду сразу к такому явлению, изображённому весьма колоритно писателем, как массовая эмиграция, бег от социализма. Конечно, в своей знаменитой пьесе с коротким, но ёмким названием «Бег», Михаил Афанасьевич не мог отразить истинного явления хотя бы из здравого чувства самосохранения. Именно поэтому у него главные герои Серафима и Голубков возвращаются в социалистическую Россию, где, как мы уже вполне чётко можем понимать, исходя из исторических реалий, их ждал лишь концлагерь в лучшем случае, а в худшем просто смерть под пытками НКВДшных костоломов. Да и приход красных Михаил Афанасьевич не мог отобразить вполне правдиво. Вместо этого Булгаков вынужден описывать зверства генерала Хлудова. Хотя в стране бесчинствовали банды и красная армия не являлась исключением. Женщин из зажиточных семей при так называемых экспроприациях насиловали. Так после революции появилась оправдательная теория коммунистов о стакане воды, девальвирующая, низводящая сексуальные преступления до уровня обычного желания, причём здорового желания. Конечно, именно в такой среде могли делать молниеностную карьеру сексуальные маньяки типа Берии или Коли Ежова, последний, впрочем был гомиком, но тоже маньяком, кажется он был к тому же, как и Берия, который обвинялся так же за изнасилование школьницы, и педофилом. А что делали с главами семейств, с мужчинами? Их просто убивали, причём предварительно  поизмывавшись вволю. Была например в ходу и такая расправа, как запечатание человека в бочку, истыканную изнутриь гвоздями. И вот эту бочку с несчастным пускали с горки. Внизу в такой изуитской таре уже оказывалось простое месиво из человеческой плоти. То же самое у нас проделывали в Соловецком концлагере. Только там, за дефицитом гвоздей и бочек несчастных просто привязывали к бревну и спускали с протяжённой лестницы. Но результат был приблизительно таким же, как можно понять. В общем, страшное время. Именно поэтому люди и бежали. Как пишет Михаил Афанасьевич:
- Бежали седоватые банкиры со своими жёнами, бежали талантливые дельцы, оставивших доверенных помощников в Москве, которым было порученно не терять связи с тем новым миром, который нарождался в Московском царстве, домовладельцы, покинувшие дома верным тайным приказчикам, промышленники, купцы, адвокаты, общественные деятели. Бежали журналисты.
Разумеется, ради чувства самосохранения Булгаков вынуждлен был расширить список, добавив в него и проституток, и воров, и извращенцев. Да и в своей пьесе «Бег» писатель описывает эмигрировавших генералов как последних чмошников, которые пьют, проигрывают последнее, в общем, опустились полностью. Хотя, как мы уже знаем, дамы высшего света не шли на панель, инженеры порой становились известны на весь мир, так же как и писатели. Чего стоят только такие имена, как Сикорский, авиаконструктор с мировым именем, чьи вертолёты надёжно несут службу в армии не только США; Зворыкин, труды которого помогли армии США поставить на вооружение уже в 1931 году приборы ночного видения, в частности прицелы для стрелкового оружия. А сколько деятелей культуры, литературы прославили Россию на весь мир. Но не Советский Союз, к сожалению.
И ведь что интересно. Такое массовое бегство вовсе не явилось чем то временным и локальным. Нет, явление бега стало глобальным и всеобщим, характерном для социализма. Ведь бежали не только в восемнадцатом году и не только из России. Нет, бежали из всех стран, которых поразила чума социализма. Бежали из Китая, бежали из Чехословакии, Венгрии, Польши, с Кубы. Бежали с риском для жизни, бросая всё, лишь бы уйти от хвалёного социализма. Из так называемой Германской Демократической Республики люди бежали десятками тысяч ежедневно, пока в 1961 году не была воздвигнута Берлинская стена. Но и тогда люди не перестали совершать попыток бежать через ограду. При попытке уйти в Федеративную республику погибло приблизительно тысячу человек. И ведь бежали не от оккупантов. Ибо и французы, и англичане, и американцы были тоже оккупантами. Бежали не от русских, ибо до Второй мировой войны в Германии проживало масса русского населения, более того, стопятьдесят тысяч русских 22 июны 1941 года пересекли границу СССР вместе с немцами. Люди бежали от системы социализма. И что интересно, бег наблюдался не только вовне социализма. Люди бежали и внутри страны СССР вглубины необжитых пространств СССР. Так было например с народами Севера, которые с приходом советской власти вынуждены были сдавать свои стада оленей, то единственное, чем они жили, в нарождающиеся как плесень колхозы. И вот эти чукчи, ненцы и прочие оленеводы стали уходить вглубь тундры, к полярному кругу. Им некуда было больше бежать. И они уходили вглубь, уходили от цивилизации, от возможности приобрести охотничьи ружья и патроны, спички, уходили на верную смерть и действительно погибали, но всё же уходили, лишь бы подальше от Советской Власти. Вот это явление массового бегства от хвалёной советской власти и описал в своих трудах великий Булгаков, не смотря, вернее вопреки, жесточайшей советской цензуре. Зачастую пользуясь эзоповским языком, но изобразил, потому что был порядочным, искренним, честным человеком и, к тому же, обладал даром предвидения. Жаль только, что у нас нигде до сих пор нельзя найти никаких статистических данных о масштабах вселенского явления с коротким названием бег. И ведь что ещё интересно. У нас таких нелегальных перебежчиков старались всячески очернять, утверждая, что люди бегут к разврату капитализма из-за своих испорченных натур. А народ уходил просто из-за невозможности жить в хвалёном социализме. Как можно интеллигентному человеку мириться с работой дворником, уборщицей или примитивным крестьнским трудом в деревне. А ведь именно такую работу выполняли бывшие министры и другие чиновники как у нас в СССР, так и в других странах, например, в Чехословакии после 68 года или в Китае в сельской глухомани после пресловутой Культурной революции. Вот и бежали от социализма, порой идя на крайние меры, рискуя жизнями, преодолевая многие мили моря, захватывая самолёты. А ведь из стран капиталистической системы, где никто никого не держал, где у людей была свобода выбора своего места жительства, никто не бежал в советскую систему. Даже во времена жесточайшего кризиса никто не ломился в СССР. А те иммигранты, которые волею судьбы оказались в СССР, как испанцы, например, потом постарались вернуться обратно на родину или просто уехать из советского рая. Так что процесс бега происходил лишь в одном направлении – из социализма, подальше от советской системы. Я не думаю, что все те миллионы и миллионы людей, которые сбежали от социализма или сделали попытку сбежать, были плохими людьми. Да ведь и жизнь говорит обратное. Многие из таких отчаявшихся были не просто незаурядными личностями, но и глубоко порядочными людьми, которых злобно отвергала социалистическая система. А нужна ли людям такая мизантропная система? Те, кто бежали, ответ знали чётко.


Рецензии