Св. Тихон Задонский о смирении

      Святитель Тихон Задонский пишет о СМИРЕНИИ (по св.отцам Церкви): СМИРЕНИЕ состоит в том, что "если, говоря нечто, досадишь смиренному, если уничижишь и если что-либо скажешь, - то он умолкнет и кротко претерпит".   И таковой имеет мир ко всем, что и выразить невозможно.

      СМИРЕНИЕ рождается:
    1) от размышления о своем недостоинстве и достоинстве другого человека: "Господи! я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой" (Мф.8,7-8); "Идет сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви"    (Лк.3,16);
    2) от размышления о бедности и окаянстве своем: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!" (Лк.18,13); ("окаянный" - подобный Каину, не способный "принести достойный плод покаяния" (Лк.3,8));
    3) от страха наказания: "И поверили Ниневитяне ..." (Ион.3,5);
    4) от любви; например, жалея его, сам перед ним смиряется, подобно Спасителю: "уничижил Себя Самого, приняв образ раба ...; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Филип.2,7-8); совершив это от любви к Своему Небесному Отцу, оскорбленному человеками, и, одновременно, - от жалости к человеку, из-за греха отвергнутого от Бога.


Рецензии
Трудно это - достигнуть смирения. Особенно для меня труден пункт "размышления о своем недостоинстве и достоинстве другого человека". Ценю других людей, но почему-то делается больно, если пытаюсь себя принизить. Но всё получится рано или поздно, я верю.

Александр Сорокин Российский   03.11.2009 18:37     Заявить о нарушении
Дорогой Саша!

Смирение есть Божестенная добродетель. Самому достигнуть ее невозможно, хотя упражняться в ней мы обязаны по слову Самого Господа: "Придите ко Мне... и научитесь от Меня ибо кроток Я и смирен сердцем" (Мф.11,28-29). Кстати, и дать определение ей также невозможно. Об этом хорошо пишет св.Иоанн Лествичник в своей знаменитой "Лествице".

Николай Павлович Кормаков   04.11.2009 00:25   Заявить о нарушении