Цзичжоу

Цзичжоу,
или
След великого Дао

Холодно стукнул металл о металл, запах карболки, валерьянки, йода, мочи… С трудом приоткрываю веки, серая пелена никак не хочет развеяться; сквозь нее проступают фигуры в белых халатах. «Что со мной?.. Где я ?..» Проваливаясь снова в холодную пустоту и, с трудом выгребая из нее на поверхность сознания, смутно припоминаю события, как мне представляется тысячелетней давности.

* * *

Мы подошли к фасаду потемневшего от времени дома, вытянувшегося до самого конца квартала и уставившего свои слепые незашторенные окна, словно старый китаец белесые глаза на особняки напротив. В сумерках здание кажется более внушительным и даже монументальнее, чем днем, но для меня оно являлось воплощением сокровенной тайны.
-Тот самый,- волнуясь, проговорил я Симе. – В нем он прожил 15 лет, даже больше… Свои последние годы… до самой смерти. Но как нам войти?..
-Скажем, мы из Общества охраны памятников, хотим осмотреть, - ответила Сима.
-Подумаешь, напугала… Журналистов и то больше боятся.
-Их опасаются и презирают. Да, нормальные, порядочные люди с ними не хотят иметь никакого дела.
Мы говорили, подталкивая друг друга к входу, поднимаясь по ступенькам. Из дома на небольшую террасу перед дверью вышли два мужика в строительных касках и комбинезонах. Они вопросительно глянули на нас.
-Добрый день ! – презирая себя, неуверенно пробормотал я, опустил взгляд, и затем, повернувшись к Симе, спросил:
- Ты уверена, что это тот самый ? Номер, литер совпадает ?..
-Да, да ! – слишком важно сказала Сима и скороговоркой выдала строителям:
-Мы из ВООПИК и городской газеты, хотим осмотреть памятник истории и архитектуры.
-Да-да, - закивали рабочие, пропуская нас в дверной проем.
-Вы, случайно, не долбите и не ломаете стены, не сносите строение ?..
-Нет-нет, что Вы… – удивленно переглянулись работяги в запыленной робе и поспешили уйти от нас подальше.
Было очевидно, зданию уготована горькая, трагичная судьба, постигшая многие постройки дореволюционного города. Подумаешь, и не такие архитектурные раритеты, шедевры превратились в пыль, а в этом практически ничего особенного и не было. Ни тебе фасада достойного, ни декора надлежащего. Но мне давно мечталось побывать в доме известного синолога и теперь любопытство прямо-таки меня распирало.
Почти бегом мы пересекли темный коридор, комнату с ячейками, вмонтированными в стену, видимо, еще в период становления соввласти, когда тут располагалось то ли ЧК, то ли ОГПУ. Не заглядывая в другие комнаты (мрак все равно не дал бы ничего рассмотреть), вывожу Симу во двор. И вот оно! - я это чувствовал интуитивно, надеялся увидеть… К моей неописуемой радости, не все из наследия бывшего гласного и головы приморского города уничтожили большевики. По всей видимости, оставили двор с его скульптурными изысками в качестве свидетельства буржуазного чудачества прежнего хозяина.
От мощеного темно-красным кирпичом тротуара налево уходила своеобразная аллея, начало которой было отмечено каменной стелой и пирамидальным кустом можжевельника.
«Вот оно… Вот!» - твердил я себе, подходя к камню с глубоко вырезанным на нем иероглифом, означающим творчество. За ним стояла скамейка. Можжевельник при хозяине был, наверное, совершенно крошечным.
Даже плитка под ногами – серовато-кремовая, вероятно, была доставлена издалека, может быть, из самой Поднебесной. «Только не смотреть в конец аллеи, где должен быть знак Предела. Если все пройдет нормально, мы сможем уйти, ничуть не пострадав…»
-Сима, ты знаешь, что перед тобой ? – Мой жест, наверное, был слишком театральным, так как я заметил, что она с трудом скрыла саркастическую улыбку. На мгновение я даже пожалел, что взял ее с собой.
-Э-ээ…
-Да это же «Книга Перемен»; ее сокровенное содержание, с комментариями на обратной стороне. По ней, если правильно пройти, можно многое постичь.
-А именно ?
-Ну, Дао многих живых существ, сжатия пространства и его преодоления, чтения чужих мыслей, перевоплощения, просветления…
-Что ?.. Ты серьезно…
-Да, да. Вот смотри – это знак Инь, а весь иероглиф гласит: «Дракон ушел подводу». От него надо преодолеть12 ступеней, в нашем случае шагов, до знака «Дракон вынырнул из воды». Необходима особая концетрация духа и воли, но умоляю, никакой суеты и спешки. Соберись мысленно, думай лишь о Дао. Мы сможем вместе пройти этот путь, если нам не помешают или мы не собьемся.
  Я припомнил все мною читанное у Лао-Цзы, Конфуция, Чжуан-Цзы в бицзы…
-Смотри, так и есть – это знак «Дракон вынырнул из воды». Вот он, видишь ?
-Гм. Ну и что ?
-А то, что если мы дотронемся благоговейно до него и присядем, сконцентрировавшись вот здесь, то нам, возможно, откроется… способность сокращать и преодолевать пространство.
Китайский мальчик занес тесак и ударил им по белеющему брюху большой красивой рыбины. Он повернул к нам свое озорное скуластое лицо и указывая концом тесака на вывалившиеся внутренности, окаймленные розовым мясом, сказал: «Дао - там… О, много Дао».
В желудке под матовой пленкой копошился рой муравьев, тонкой струйкой через разрез стала подниматься вверх струйка мошек.
-О, великое Дао !- китайчонок показывал на крупные прозрачные зерна. «Что это ?» - спрашивал я себя, пытливо вглядываясь в эти прозрачно-мутноватые грозди. «Да это же формирующиеся икринки». В этом было столько загадочного и даже фантастичного.
Давай присядем, повернемся вот так, вокруг оси, слева направо и поднимемся в позе атакующего дракона. Теперь смотри, я могу сжимать по своей воле пространство и легко преодолевать его. Немного присев, отталкиваюсь и перелетаю через ров, отделявший аллею от газона, тянущегося вдоль всего здания, а теперь и через это дерево.
-Вот это да ! – восхищается Сима. – Как это у тебя получилось.
-Ничего особенного, надо лишь мысленно направить свое эфирное тело к намеченное цели, сконцентривоваться, а затем, оттолкнувшись от земли, повторить пять раз мантру, сохраняя свое внимание на знаке «Дракон вынырнул из воды». У тебя может не получиться, из-за того, что ты не держала пост. Но если захочешь, то в следующий раз (а будет ли он, следующий раз) все выйдет.
Можно утонуть в знаках, пытаясь постичь не просто логическую связь, но и сокровенный смысл, заложенный в них, найти путь, который они указывают.
“Вот и пилюля вечной жизни, а вот – знак вечной жизни ! - я достаю из небольшой ниши похожую на круглый плоский камешек серую с зелеными пятнышками пилюлю, пролежавшую тут почти сто лет. – Только не смотреть туда, в конец аллеи, где Знак Предела ! Почему?..»
Я и сам не знал, почему нельзя смотреть на него; мое сознание, да и все существо, было опьянено нахлынувшими догадками, погоней за ускользающим из знака в знак смыслом. Надо было остановиться, чтобы перевести дыхание и не сойти с ума. Кем являлся хозяин дома ? Ши, а может даже просветленным… По крайней мере, он был знаком не только с “Дао Де Дзин” Лаоцзы, “Книгой Перемен”, трудами Джуцзы, но и комментариями Ван Би.
Я двигался по знакам больше по наитию, чем по своим познаниям. Некоторые мне были хорошо знакомы, смысл других я узнавал из контекста, следуя словно утлое судно в ночи по звездам.
Наконец я понял, что те способности, которые обнаружил в себе благодаря знакам аллеи, являлись не главной целью, а были лишь некоторыми штрихами, фрагментами Того, что должно было открыться, если я все правильно исполню. Главной целью, как я стал догадываться, являлось постижение Истины. - Какой ? – Смысла жизни ?.. Связи бытия с небытием – Великой Пустотой – преджизненным путем – Дао ?.. Почему у птиц появились крылья, у рыб – плавники, у человека разум…
Истина лишь забрезжила вдали в сумеречных видениях, но я всем существом устремился к ней. Казалось на моем путь к прозрению уже не было никакой преграды.
Я присел, повернулся, выполняя садмасану с мудрой поклонения, и неожиданно наткнулся на улыбку Симы, точнее, девушки – духа. Руки мои уперлись в ее податливые груди. Я хотел убрать их, но одобрительная улыбка девушки не позволила этого сделать, и они сами соскочили на бедра. С закрытыми глазами она потянулась своими свежими губами к моим. У меня мелькнула мысль -–“Мы лишь обменяемся дыханием, восполним Инь-янь, и все”. Но неожиданно с гулом налетевший ветер закружил ее и меня, смешал все цвета и краски, и под звенящий хохот воздуха увлек туда, где нет ни верха, ни низа, ни света, ни тьмы.

* * *
- Слава Богу ! Очнулся. Смотрите, кажется, приходит в себя …” - услышил я голоса над собой. С трудом открыл глаза и увидел женщину и усатого мужчину в халатах.
- Что со мной ? Где я ? – мой голос звучал тускло и холодно.
- Надо же, не помнит.. – расплылось в улыбке лицо женщины.
– Скажи спасибо девушке, если бы не она, захлебнулся бы в дерьме… И что вас тянет в канализационные ямы... Вроде бы и не бомж…
Я приподнялся на локоть и ахнул – у двери стояла, загадочно улыбаясь Сима.


Рецензии
Написано правдиво. Но мне кажется это не ваши личные переживания?

Никитюк Ирина Николаевна   24.01.2011 00:40     Заявить о нарушении
...отчасти и мои.
Николай

Николай Тернавский   24.01.2011 20:41   Заявить о нарушении
Ну разве, что авторские.)

Никитюк Ирина Николаевна   24.01.2011 20:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.