Мама, мамочка, прости!

Настя, с тех пор как  не стало ее отца, на каждые выходные приезжала в районный центр к маме. Мама сильно изменилась в последнее время - все это длилось уже более года, и казалось, будет вечным. Татьяна Ивановна ни с кем не общалась, мало ела, в каждый день ходила на кладбище.  Часами стояла у могилы своего мужа. За последнюю неделю она настолько ослабела, что несколько раз теряла сознание.  Поэтому Настя, каждый раз, встречаясь с мамой, несмотря на то, что ей самой было очень трудно, старалась всячески успокоить ее.
А сегодня дочь, неизвестно по какой причине, то ли решила таким неординарным поведением привести маму в чувство, то ли она сама настолько устала, что больше не смогла себя сдерживать, стала кричать на маму раздраженным тоном:
- Мне все это надоело! Ты эгоистка! Ты думаешь только о себе! Нас совсем не любишь! Папочка видит тебя оттуда, ему стыдно за тебя! Как ты одеваешься? Во что ты превратилась? Посмотри на себя в зеркало! Одумайся! Очнись! У тебя есть я, есть твой сын Валерий, есть внучки Мария, Инесса, внук Анатолий. Вот для кого ты должна жить и радоваться! Вместо того чтобы помочь нам, ты губишь себя и всех нас!
Услышав слова дочери, Татьяна Ивановна не могла поверить, что перед ней стоит ее милая и добрая Настенька... Она просто онемела и не могла произнести ни слова. "Неужели это моя дочь? Неужели Настя перестала меня понимать? Она же всегда меня понимала, поддерживала" - думала она, глядя на дочь.
Настя, высказав все, что было на душе, тем более не могла успокоиться... стала плакать... слезы текли ручейком... А по всему телу пошли красные пятна. Ей стало плохо, настолько плохо, что она больше ничего не помнила. Очнулась Настя в одной из комнат, на диване. Все окружающие предметы казались какими-то другими... непривычными... с расплывшимися контурами... а их цвета были размытые и блеклые... Более того... Предметы то приближались к ней, то, как по спирали, удалялись от нее... Это странное ощущение окружающего мира продолжалось и продолжалось. Потом они постепенно успокоились и стали на свои места... А их формы стали обычными. И их цвета стали более яркими. Только тогда Настя заметила, что с правой стороны от дивана стоит женщина в белом халате и внимательно смотрит на нее. Лицо этой женщины было бледным, а ее глаза почему-то Насте показались очень большими. Рядом с ней на краю дивана сидела мама, которая держала ее руки в своих. Сначала она никак не могла сообразить где находится и почему...
А когда пришла в себя, первое, о чем вспомнила - это о разговоре с мамой... После долгой паузы, тихим, усталым голосом Настя спросила:
- Что случилось? Почему я здесь?
- Ничего страшного не случилось, ты потеряла сознание из-за низкого давления, уже все хорошо, все плохое позади, - сказала женщина в белом халате.
Медсестра еще раз измерила артериальное давление. Убедившись, что все в норме, она попрощалась и ушла...
Настя в это время переживала из-за сказанных маме слов... Ей, как никогда, было стыдно. Настя не знала, как попросить прощения у мамы. Одно её успокаивало: мамы лучше всех на свете понимают своих детей во всех жизненных ситуациях. И родители, как никто другой, все прощают и не могут держать обиду или зло на своих детей. "Однако, - подумала Настя, - злоупотреблять их добротой,  пониманием и высказывать все, что у тебя накипело в душе и на сердце - это не дело. Они, родители, простить могут, а сможем ли мы потом простить себя за брошенные им слова?".
Да! Мы все постоянно учимся. Это происходит ежедневно, ежечасно. Тем не менее,  сколько бы мы не учились, нам присуще ошибаться. Потому что у нас, кроме своего рассудка, есть эмоции и чувства. Ими иногда, очень трудно управлять. Совершение ошибок из-за них, по отношению к ближнему и любимому человеку, нас больше всего мучает. Но понимание своих ошибок - это великое дело! И их своевременное признание и умение просить за них прощения сближает любящих людей не менее, чем когда их вовсе не былo. Поэтому такие глубокопонимающие жесты, если они есть, то они  настолько важны, что их можно приравнивать к признанию еще и еще раз в любви к этому человеку... Ошибки можно сравнивать с болезнями: чем быстрее за них возьмешься, тем эффективнее результат будет.
Настя, после небольшой паузы, обратилась к маме:
- Мама, мамочка моя, прости! Я виновата перед тобой. Сама не знаю, как это получилось... Мне стыдно. Мне неудобно. Даже не знаю, что и как сказать. Знаю одно: не имею права ни в чем тебя упрекать. Ты права, что чтишь память отца. Он заслужил это. Он заслуживает гораздо большего. Способны ли мы на то, чего он заслуживает? Мы все в течение всей жизни будем чтить его память. Боже, почему он так рано ушел от нас? Сколько добрых слов я не успела ему сказать при жизни? Не могу себя простить за это... Он всегда был и будет примером во всем. Как я была счастлива и гордилась им! Мне казалось, что мы никогда-никогда с ним не расстанемся. Понимаешь? Никогда! Ведь таких людей, каким был наш папа, на белом свете очень мало. И почему случается так, что именно их Бог забирает к себе так рано? Он же был в самом расцвете лет!
Сколько он мог еще сделать здесь! А ведь именно такие люди сейчас, в наше время, так нужны и здесь, на Земле!
- Настенька, доченька, я не сержусь на тебя. Умом я все это понимаю, но сердцем и душой не могу еще успокоиться. Видимо, нужно еще время. А сколько, не знаю. Не торопи меня, пожалуйста. Ты тоже прости, что я такая. Но была бы я другая, ты бы не была такая, какая есть. Ведь дети в кого пошли? В нас, родителей. И ты, и Валерий стали замечательными людьми. И еще хочу сказать, что именно такие люди - добрые, трудолюбивые, честные, внимательные и преданные - каким был ваш папа, там тоже нужны... Он ушел. Но он рядом. Я чувствую, что он всегда со мной. Ты знаешь, доченька, он, папа, нам оттуда помогает. Может быть, ты это не ощущаешь... однако, я это чувствую, я это знаю... Посмотри на наш дом: два этажа. Правда, он большой? Мы, и только мы, его построили. Через наши руки прошёл каждый кирпич огромного подвала, высокого фундамента, толстых стен. Пол, окна, двери - это тоже дело папиных рук. Мы, как никто другой, знали, что значит строить... В доме сколько комнат? Двенадцать. Я никогда не боюсь. Ни в доме, ни на улице. Ни днем, ни ночью. Я знаю, что он здесь, он рядом... он меня защищает, и всегда будет защищать. И не только меня... а всех нас... и это меня успокаивает.
А для того, чтобы ты лучше меня поняла, я расскажу историю нашей жизни....
Ты не знаешь ее. А знать надо. Родилась я, когда мою маму сильно избивал ее муж. Родилась я в муках и боли мамы не только от родовых схваток, но и от жестоких побоев ее мужа, как
оказалось потом - моего отчима. Из-за его зверских истязаний мама родила меня раньше времени. Даже не знаю, как я осталась жива тогда. А избивал он маму, потому что ненавидел ее. Ненавидел, потому что вышла замуж за моего папу. Нет, мама не была виновата. Шла война... Она получила известие, что ее муж пропал без вести. Целых два года мама промучилась одна с пятью ребятишками на руках, и только потом вышла замуж за моего отца, бывшего батрака ее первого мужа. Маме было очень тяжело. А через несколько месяцев после этого вернулся с фронта он, ее муж. Тогда мой папа тихо отошел в сторону -  с тех пор о нем ничего не слышно... Я родилась в этой большой семье. Родилась, но уже была там нежеланной. Ты можешь себе представить, какая это трагедия для ребенка, когда он рождается нежеланным? Ты - крошка, весом в три с половиной кг, а тебя уже преследует: ты не так плачешь... ты не так дышишь... ты не так улыбаешься... твое лицо, твои глаза, твоя улыбка напоминает ему кого-то... он  смотрит на тебя как на врага...  Да, я не ошиблась, как на врага, потому что желает твоей смерти... и кажется, будет самым счастливым если это случится... Конечно, когда была маленькой, я многого не знала. Уже будучи девочкой четырех-пяти лет, помню как он относился ко мне.
Если все собирались за столом, я не имела права сесть с ними. Он так и говорил: ничейный ребенок не должен сидеть с нами за столом. Вот так и выросла, всегда ела отдельно и то, что осталось от старших братьев и сестер. А было у меня три брата и две сестры по маме. У меня никогда-никогда не было новой одежды. Носила то, что осталось от старших сестер. Когда училась в школе, в мои обязанности после обеда входило пасти корову. Он мне не давал есть. Голодная, уставшая, каждый день я ходила на пастбище. Навсегда запомнился случай, когда вернулась из школы с температурой. Я сказала отчиму об этом. Он будто и не услышал мои слова. Но возразить... не слушаться - не знаю, чем закончилось бы это... и пошла я, как всегда, пасти корову на луг. Привязала веревку к своей руке, чтобы корова не отошла далеко от меня. Мне было настолько плохо, что я уснула. Корова чего-то испугалась и побежала по полям и лугам, даже не знаю сколько она тащила меня за собой, привязанную этой веревкой.
Мое счастье, что я оказалась в луже с водой. Там и очнулась спустя какое-то время. Вот такое детство у меня было. Всего не расскажешь... Да, Ангелы спасли мою жизнь. И не один раз...
Выросла - мне исполнилось 14 лет. Когда я в очередной раз пошла на пастбище, меня, увидел твой папа, который работал плотником по соседству с нашим домом. Не знаю как случилось, но через несколько дней он, твой папа, пришел к нам свататься. Это было вечером. Я была совсем юной, лежала на печке (лежанке). Была одета по-домашнему. Мама знала, что папа придет просить руки одной из дочерей, но не думала, что это я. Он, еще с двумя мужчинами,
вечером пришел к нам. Рассказали... зачем пришли...
Мама позвала мою сестру Валентину, она была тогда девушкой на выданье. Папа, сказал, что не за этой девушкой пришел... за другой... Я что? Как выразился отчий "соплячка". Но папа настаивал, чтобы я вышла. Я вышла... Да, я ему понравилась... Но меня не захотели выдать за него... Старший брат, Василий, потом помог мне сбежать к нему, он понимал, что мне с ним будет намного лучше, чем дома. Тогда только он один знал, где я нахожусь... Даже
родная мама не знала где я. Сбежала получается... Не от сладкой жизни из дому сбежала. Сбежала и не знала куда... Но есть Бог. Он мне дал то, чего я была лишена в детстве. Он, мой муж, твой папа, был для меня и мамой и папой.
Он мне даже и куклы купил, потому что у меня их не было в детстве. Стоило мне только что-то пожелать - и у меня все было. Мы не жили в богатстве, но были счастливы... Я была самой счастливой женщиной на свете. Мы первые в нашем поселке купили машину... Ты же помнишь нашу жизнь... Сколько раз когда возвращались со свадьбы в пять часов утра, а то и раньше, он будил тебя и с восторгом рассказывал о том, что я была там самой красивой... Ты же сама видела, как на ваш день рождения он покупал вам подарки, а мне цветы.
- Мамочка, ты, получается сбежала за папу. А что было потом с отчимом?
- Он с мамой так и жил, пока росли дети. На старости лет он поселился отдельно в одной времянке рядом со своей дочкой, Верой. Потом заболел... долго не мог умереть, попросил братьев, чтобы нашли меня.
- Ты ездила к нему?
- Да.
- И что было?
- Там были все братья и сестры. Он попросил чтобы все вышли - хотел остаться только со мной.
- Ты не боялась?
- Нет, не боялась. Он разговаривал очень спокойно. Потом стал плакать... Я никогда раньше не видела  слезы у него на глазах. Это случилось впервые. Он попросил прощение за все что было, за все свои поступки и слова по отношению ко мне. И еще сказал, что в течение жизни ничего мне не дал материального. А в подушке, на которой он лежал были деньги, которые он собрал для меня... И отдал мне эти деньги. А еще попросил, чтобы я, именно я, похоронила его.
- Ты взяла эти деньги?
- Да, я их взяла. На них я его похоронила, как он велел. А то, что осталось, я отдала братьям и сестрам. Мне деньги тогда не нужны были. Да и никогда не нужны были. Мы жили в достатке.
Отчим был такой...
Я его простила. Не простить - значит, носить в своей душе его грех, его ошибки. А
простив, освобождаешься от этой тяжести, и все переходит во власть высших сил, они распоряжаются: как простить или как наказать грешника... Кроме того, я не могу себе позволить грубость и неправильность по отношению к людям.
И к нему тоже...
Настя с мамой еще долго-долго разговаривали... Сколько еще разных приятных случаев, связанных с отцом Насти они вспомнили! Сколько добрых слов были сказаны!  
Уснули очень поздно...
А рано утром, когда Настя еще спала, мама пошла на кладбище и долго пробыла на могиле Михаила. Что там произошло, что случилось, дочь не могла понять, и до сегодняшнего дня не знает. Возможно, просила у мужа прощения и разрешения скинуть с себя черную одежду. Потому что, когда мама вернулась, она сняла с себя траурную одежду, которую носила больше года.
А еще через пару часов мама с дочкой уже возвращались из центра города домой с новыми покупками. Интересно в этой жизни получается: одно дело, когда примеряешь одежду, которую покупаешь, в магазине и совсем другое - когда делаешь это дома. Ведь только тогда можно с уверенностью сказать, что повезло с приобретением какого-то наряда, когда впечатление, полученное в магазине, совпадает с мнением, сложившимся  дома. На этот раз никаких сомнений не было: все совпало! А это означало, что повезло с покупками, то есть с новыми нарядами.


Рецензии
Как всегда, Александр, забегая на Вашу страничку,
Не могу оторваться... И оторопь даже берёт.
Все такое... душевное. Входит невольно в привычку,
Что с обыденных строк устремляются мысли в полёт...)))

Елена Большакова 2   08.06.2013 15:09     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Дорогая Елена!
Спасибо огромное за отклик и добрые слова!
Мир и Счастье Вашему дому!
С теплом,

Александр Плэчинтэ   09.06.2013 18:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.