о клиповом мышлении

1.

   В последние 2-3 десятилетия, на ТВ и, главным образом, на радио сложилась своеобразная практика использования музыкальных фонограмм. Втискивая живую музыку в прокрустово ложе эфирного времени, произведения слегка подрезают вначале и обрезают в конце. Из радио практики этот метод перекочевал в практику ди-джеев на дискотеки и в клубы. Случилось это примерно в середине 80-х. Фонограммы песен начали накладывать друг на друга, обрезая концы. Тем самым достигался эффект непрерывной "заводной" сменяемости танцевальных номеров, не дающий расслабиться. В наши дни практически ни один канал электронных СМИ не даёт музыкального произведения целиком, то есть с ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ 4-секундной, как минимум, паузой после завершающего музыкально-гармонического оборота (каданса). Так ли это безобидно? К чему это приводит?
   Все прошедшие профессиональное обучение композиторы знают "золотое правило" сочинения музыки: самое главное - это начать и кончить, ибо исходная и финальная точка есть самое запоминающееся в любом опусе. Впечатление от концерта на 90% состоит из этих двух пунктов. Такова психология восприятия временнЫх искусств. Также обстоит в театре, в кинематографе, в цирке. Выстроенность начала и концовки содержит в себе не только философию произведения, она отражает важнейший психо-физиологический акт восприятия.
   Чтобы в полной мере осознать его роль, достаточно привести яркую и всем понятную аналогию из области, которую, как правило, не принято обсуждать публично. Представьте себе, что восприятие музыки сродни половому акту. Его кульминационная зона, именуемая оргазмом, требует определённого усилия и времени, а после этого наступает необходимый спад для полной релаксации. Нарушение этих естественных ритмов приводит к дисгармоничным, проблемным отношениям и преступлениям. Если половому акту не предшествует Прелюдия, он превращается в насилие, каковы бы ни были психологические предпосылки и стоящие за ним отношения людей. Как следствие - физические и психические травмы. Если прерывание акта происходит в кульминационной зоне, это может привести к импотенции, бесплодию и другим серьёзным гормональным нарушениям, даже если на такой способ нацелены годы тренировок партнёров. Наконец, если акт прерван до наступления полной релаксации, это может быть просто болезненным, опять же приводя, в ряде случаев к гормональным и прочим сбоям.
   Я не буду запальчиво утверждать, что массовое обрезание воспринимаемых публикой фонограмм в фазах "прелюдирования", кульминации и посткульминационной зоны напрямую ведёт к импотенции, бесплодию, аденоме простаты и раку матки, но начиная с середины 80-х цифры статистики этих заболеваний подозрительно коррелируют со статистикой "умерщвления" музыки путём её "обрезания" в эфире. Прибавьте сюда букет преступлений на сексуальной почве, в том числе, совершаемых на дискотеках и в ночных клубах, а статистика по последним крайне приблизительная и неполна. Я думаю, выводы начнут напрашиваться сами.
   Веками, если не тысячелетиями складывалась культура исполнения и восприятия музыки. Её фразеологическая основа, её живая плоть - это музыкально-гармонический оборот, или каданс. Законченность каданса есть основа психологической (и физиологической!) полноты восприятия. Музыкальная драматургия выстраивается авторами музыкальных произведений на основе взаимодействия кадансов, в том числе и посредством их искусственного прерывания. Такой - ПРЕРВАННЫЙ каданс в классической музыке мощнейшее средство нагнетания напряжения, требующий рано или поздно обязательной разрядки. Прерывать музыку на полуслове, разрывая незавершённый каданс - значит наносить кровоточащую рану, прямым ударом по нашей психофизике. То, что большинство публики мало-помалу попросту РАЗУЧИЛИСЬ РАЗЛИЧАТЬ эти первоэлементы музыкальной речи, в значительной мере следствие вредительской политики электронных СМИ и ди-джеев. Утрачивается обратная связь, разрушаются нормы восприятия. Отсюда - шаг до перенесения невосприимчивости в другие сферы.
   Ещё раз вернусь к щекотливой теме, для придания моему рассуждению большей жёсткости и внятности. Выросшие два поколения невосприимчивых к кадансу людей, потерявших возможность переживания "музыкальных оргазмов", мало-помалу теряют богатство ощущений в сфере сексуальной жизни. Всё, что им остаётся, это скоротечное, агрессивное и опустошающее удовлетворение пожара желаний, который таким образом не потушить никогда.
   Это - ОСНОВА КЛИПОВОГО МЫШЛЕНИЯ.

2.
  Что такое клип? Череда быстро сменяющих друг друга движущихся или статичных картинок, ритмически вписанных в музыку. Главное в клипе - его ритм. В идеале клип - это 25-й кадр, воспринимаемый уже не сознанием, а подсознанием. В чём суть его воздействия? В том, что при определённой скорости потока мозг перестаёт отфильтровывать этот поток и заглатывает его целиком. Вот почему 25-й кадр обладает гипнотическими свойствами. Следовательно, по мере приближения скорости смены картинок к 25 кадрам в секунду возрастает сила внушения. Вот почему в сравнении с обычным кинематографом клип обладает бОльшей силой психического воздействия на аудиторию. Она усиливается тем, что видеоряд монтируется эквиритмически музыкальному ряду. По головному мозгу палят дуплетом из двустволки, в результате чего даже самый психически устойчивый терпит поражение. Создаётся ли таким образом искусство? Скажем так, НЕОБЯЗАТЕЛЬНО.
   Коммерциализация эфира с неизбежностью приводит к уменьшению времени на единицу проката любой продукции. Бизнес раскручивается с оборота. При таком положении вещей доля клиповых изделий в эфире непрерывно повышается, вытесняя из сети развёрнутые полотна. С точки зрения бизнеса последние нерентабельны. Таким образом, первоначальный спрос на клип формирует не потребитель эфира, а его модератор. Собственно, так обстоит дело на рынке любого продукта. Фраза о том, что спрос рождает предложение - великая ложь. В этой фразе умалчивается о том, что спрос является либо результатом манипуляции массовым сознанием, осуществляемой реализатором, либо частной инициативой группы заинтересованных лиц. Формирование спроса - не произвольный стихийный процесс, а строго управляемое сознательное действие, нацеленное на извлечение прибыли. Но это отдельная тема...
   К чему приводит постоянное поглощение клипов (музыкальных, рекламных, социальных, политических и новостных роликов протяжённостью от нескольких секунд до нескольких минут)? Во-первых, снижается резистентность, падает критичность восприятия действительности, повышается гипнабельность. Во-вторых, нарушается способность длительной концентрации на каком-либо объекте, повышается рассеянность внимания. В-третьих, усиливается уставаемость от исполнения каких-либо логических операций, вплоть до чувства физической усталости от мыслительной деятельности. В-четвёртых, резко падает уровень памяти, поскольку используется механизм моментальных частых переключений, отключающих способность к осознанному запоминанию объекта. И, наконец, в-пятых, усиливается ТОЛЕРАНТНОСТЬ, то есть неспособность к отторжению чужеродной информации, следствие падения иммунитета.
   Эффект, достигаемый массовым внедрением клипов в обиход телезрителя, можно обозначить ёмким словом "оболванивание". Получаемые из человеческого материала многократным прокатом клипов "болваны" потенциально удобный материал в следующих смыслах:
1. хорошо статистически просчитываемая единица электората, "идеальный" избиратель;
2. выгодный для продавца потребитель любого товара или услуг;
3. благодарный своим (невидимым) командирам солдат;
4. прекрасно обучаемый несложным ремёслам "винтик" Системы.
   Путь превращения человека в зомби лежит через клип.

3.

   "Вначале был Ритм" (Г.Г.Нейгауз)
   Ритмика - основа всякого восприятия временных процессов. Ритм - это матрица, которую мы накладываем на бесконечное и нематериальное Время с целью его структурирования в нашем сознании. Двигательная моторика - простейшее проявление ритмики. Все процессы в организме имеют свои ритмы, которые мы называем биологическими. Соответственно, всякие явления внешнего мира либо вызывают эффект резонанса, либо вступают в биения с биоритмами, являясь, таким образом созидателями либо разрушителями нашей внутренней биосистемы.
   Первичным ритмом, воспринимаемым каждым живым существом, является сердечный пульс. Это несущая конструкция нашего восприятия всего многообразия ритмов. Собственно, именно по отношению к ритму сердечной деятельности музыканты выстраивают свою шкалу темпов. Мерность пульса, заданная нам Богом, определяет мерность всякой музыки. Счёт - либо на 2, либо на 3. Всякий сбой мерности воспринимается как удар по пульсу, аритмия. Соответственно, влияние сбивающихся ритмов на наше сердце, в целом разрушительно. Другое дело, что в определённых пропорциях оно необходимо как гимнастика.
   Более сложна ритмическая организация дыхания. Это ритмика второго порядка. Во-первых, она поддаётся управлению и манипуляции, во-вторых, она вариативна и многомерна, в отличие от мономерного пульса, в-третьих, она обладает много бОльшим временнЫм шагом. Если первичная ритмическая организация музыки (такт, метр) соотносится с сердечным ритмом, то дыханию соответствует вторичная организация (мотив - фраза). Посредством управления мотивом и фразой строится осмысленная музыкальная речь. Точно также, как посредством дыхательной гимнастики мы управляем своим телом и сознанием (йога).
   Эти первые два уровня воспринимаемы всеми живыми существами. Опыт цирковых дрессировщиков показывает, что на этих двух уровнях практически все животные способны воспринимать и музыку. Способность воспринимать и контролировать третий уровень ритмов, условно назовём его ментальный, уже, по сути, признак человека. Лишь некоторые особо одарённые лошади, слоны и дельфины способны к этому так же. Он возникает вследствие ментального стремления к симметрии, к достраиванию открытых ритмических систем до состояния замкнутости. В музыке это - предложение, период, то есть законченная логическая конструкция изложения музыкальной мысли. Для восприятия и управления этим уровнем ритмов требуется определённая психическая гимнастика, практиковавшаяся издревле у всех культурных народов, со своими особенностями, в зависимости от национальной культуры. Так европейские народы выработали инвариантные структуры в виде симметричного периода из двух четырёхтактных предложений с согласованием кадансов вопросо-ответной соотнесённости, а, например, центрально-азиатские народы сложили системы многократного варьирования исходного ритмо-интонационного звена путём его наращивания (индийские тала, складывающиеся в рагу, ирано-азербайджанский мугам и т.п.)
   Развитие музыкального мышления постоянно обогащало ритмику. Ритмы более высокого порядка, нежели перечисленные, организуют ткань крупных музыкальных форм уже с позднего Средневековья. Музыка, равно как и человеческая природа поддерживает и ритмы меньших порядков, так называемые микроритмы. Адекватный человек воспринимает не меньше семи уровней ритмов, отдаёт он себе в этом отчёт или нет. Эволюция музыкальных форм и жанров на протяжение веков и веков шла по пути последовательного обогащения слухового и психического опыта, увеличивая количество удерживаемых в сознании уровней ритмов.
   Но так было до последней трети ХХ столетия, когда не начали складываться прямо противоположные тенденции. Они проникли и в область танцевальной музыки, и в область шоу-индустрии, и в область так называемого "авангарда" и иных академических направлений музыкального искусства. Суть этих тенденций сводится к намеренному нарушению согласований между звеньями ритмической организации с целью дезориентировать восприятие всех уровней ритмики кроме первого уровня. Да и его небезуспешно препарировали, впервые в истории звуковых искусств сконструировав принципиально аритмичные построения (конкретная, электронная музыка) или явления, ритмика первого уровня которых ведёт счёт не на 2 или 3, а на 1 (диско). Параллельно разрабатывалась технология видеоклипа, со всё ускоряющейся сменой кадров, пределом которой стал так называемый 25-й кадр, официально запрещённый в большинстве стран мира, но неофициально продолжающий эксплуатироваться клипмейкерами.
   На психо-физиологическом плане, постоянные посетители дискотек, ночных клубов, воспринимающие звуковую продукцию с полностью нарушенными ритмо-интонационными связями выше первого уровня ритмов (99% всей клубной музыки сегодня: металл, техно, хаус, рэп, фьюжн, а также академические направления минимализм, пуантилизм, сонористика, алеаторика, стохастика, тотальная додекафония и др.), - это люди с напрочь выключенной способностью выстраивать логические построения большой протяжённости. Им недоступен литературный язык сложно-сочинённых предложений. Их психика не выстраивает системных аллюзий на основе слышимого, видимого и осязаемого, а воспринимает их дискретно. Сопутствующее звуковому давлению световое (лазерные шоу с переменной частотой сигнала) усиливают деструктивный эффект. Можно сказать, в целом неоднократное воздействие ритмических раздражителей в клубах по своему характеру многократно превосходит воздействие тяжёлых наркотиков. А в сочетании с ними...
   Принципиальное НЕПОНИМАНИЕ властей или СОЗНАТЕЛЬНОЕ их НЕЖЕЛАНИЕ ПОНЯТЬ сути внедрённых повсеместно в практику молодёжи явлений, отсутствие системных исследований в этой области удручает. Борьба с наркотиками бессмысленна, поскольку они (химические препараты) - лишь малая видимая часть огромного айсберга, надвинувшегося на человечество всею своею громадою. И часть, как это ни парадоксально, не самая опасная.


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.