О том, как люди победили силу темную

Почти все ладилось в некотором царстве, в некотором государстве. Царь там правил разумный, и министров  нашел,  которые управляли хозяйством разумно. Но народ все же роптал. То засуха не вовремя, то дожди. То урожай мал, а то такой большой, что не убрать. Не говоря уже о личных бедах и неудачах, виноватых в которых люди тоже искали на стороне. Так бы и жили, то, радуясь, то, огорчаясь, но случилась беда.
Однажды, в одной из деревень собрали сход. Жители обсуждали жизнь, правителей и местных, и государевых. Все было, как всегда. Но вдруг потемнело, ветер поднялся. Видят люди, на площади деревенской шар черный появился. Над землей стелется, шипит, огнем искрится. Испугались они, крик подняли. Дальше еще хуже стало.  Шар вырос, огонь извергает, к домам подбирается, некоторые вспыхнули. Тут уж совсем паника началась, все разбежались,   спрятались, в подполье скрылись, сидят, молчат, даже думать об увиденном боятся. Пожарные государевы приехали, пожары потушили, да назад уехали. Они, люди служивые, ко всему привыкшие страху не поддались, работу свою сделали.
 Только утром смельчаки деревенские решились на площадь выйти. Убедились, что шара нет, но не успокоились, к царю гонцов отправили.
Пошла по царству молва, люди собираются, обсуждают, волнуются, за судьбу, свою да детей боятся. Думали, что шар из государства ушел. Да не тут-то было. Не прошло и недели, как он опять объявился. И опять все, как в первый раз, пожарами дело кончилось. Совсем народ в ужас пришел, на царя гневается.
Собрал тот совет, министров позвал, ученых  да старейшин. Долго совещались, ни к чему не пришли. Что за шар, откуда появился, как с ним бороться никто не знает. Вспомнили про мудреца, что в горной пещере живет, вниз не спускается. Военный министр, боевой генерал вперед вышел и говорит:
- Я отряд соберу. За ним поедем, во дворец доставим.
 Так и порешили.
Прошло три дня. Возвратился министр ни с чем. К царю с докладом отправился.
- К месту быстро добрались, спешились. Гора не высокая, склон пологий. Думали пещеру быстро найдем. Но не тут-то было. Все по очереди в гору поднимались, да не пускает гора, - говорит, пот со лба утирает. – Чертовщина какая-то, и камнепад начался, и тропинка пропала, будто ее и не было.
- Что же делать будем? На мудреца последняя надежда, – царь расстроился. - За эти три дня шар трижды показывался, и трижды жег дома, народ пугал. Где соберутся люди, начнут обсуждать события, тут он и появляется. Я уже приказал, чтобы гонцы по царству проехали, всех предупредили, чтоб народ не собирался, дела не обсуждал. Да разве людей удержишь?
- Я поеду, - вмешался министр торговли, купец умелый и богатый. – Обоз соберем с подарками, мудрец, если он мудрец, не устоит, покажется.
Так и порешили.
Прошло три дня. Возвратился министр ни с чем. К царю с докладом отправился.
- К месту быстро добрались, спешились. Гора не высокая, склон пологий. Думали пещеру быстро найдем. Но не тут-то было. Все по очереди в гору поднимались, да не пускает гора, - говорит, пот со лба утирает. – Чертовщина какая-то, и камнепад начался, и тропинка пропала, будто ее и не было.
-- Что же делать будем? На мудреца последняя надежда, – царь совсем расстроился.
- Пошлите меня, - все повернулись к говорившему.
Надо сказать, что царь очень любил охоту, не простую, соколиную. Был у него любимый сокольничий, парень молодой, смелый, честный, сердцем открытый. С соколом своим дружил, слушался его тот с первого слова, любил и верил. Вот этот сокольничий и заговорил.
- Мы с моим соколом быстро пещеру найдем. Ему с небес все будет видно. А я уж за ним по земле-матушке доберусь, по горе поднимусь, все выдержу, а с мудрецом встречусь.
- Да куда уж ему, парню неученому, если мы, люди опытные не справились, - министры возмущаются, друг на друга кивают.
- Пусть едет, - царь решил. – Попытка не пытка, а надежда есть. Пусть попробует. 
 Так и порешили.
Поутру оседлал парень коня, сокола на перчатку посадил, да в путь дорогу отправился.
 До горы он добрался быстро. Там  спешился, сокола отпустил, тот взмыл в небо. Стал парень  по склону подниматься. Сокол кричит, тропинку показывает, а та сама  под ноги стелется. Вот и пещера. На площадке перед входом костер горит, около него старец сидит. Голова у него белая, а лицо молодое,  глаза веселые.
- Садись, - говорит, - гостем будешь.
Огляделся сокольничий, птицу свою ищет. Летит сокол, кричит, радуется, опустился на посох старца, замер.
- Знаю о горе вашем, - продолжил мудрец, - и причину того, что творится, знаю. Проста она, да не поверят люди в нее, и тебе не поверят, смеяться будут, когда говорить о ней будешь. Не испугаешься?
- Нет, чего бояться, если истину понесу.
- Коль так, то слушай. Причина всего, что происходит с человеком не во вне, а внутри его. Сила темная  не пришла издалека, она жила и живет в сердце человеческом. Гневается человек, злится, обвиняет да обижается, а сила та растет и множится в сердце его. Человек не один, есть у него родня да соседи, сотрудники да начальники. И у них на сердце тоже творится. Как у всего на свете есть у силы темной критическая величина, как перевалит она ее, так беда и приходит: землетрясение или наводнение, пожар лесной или буря, а то война или бунт кровавый. Беда смерти человеческие да разрушения приносит. Трудно человеку догадаться, что причина всех этих бед в нем самом сокрыта. В вашем случае это видно сразу, как народ собирается, да ропщет, злится да гневается, так шар злой сразу и появляется. А питается он, как и всякая беда, страхом людским, чем больше его боятся, тем он больше становится.
- Верно, все говоришь, старче, ой как верно, - парень говорит, волнуется. – Как же силу эту темную победить? Как найти на нее управу?
- Вот поедешь от селения к селению, от деревни к деревне. Правду людям рассказывать станешь. Многие тебе не поверят, смеяться станут, глупым звать, дураком. Не обращай внимания, дальше иди, весть свою смело неси. В каждом селении, в каждой деревне, где парень найдется, где девушка, где старец, а где малыш. Поверят тебе сразу, сердцем поверят, с тобой  пойдут. Сердца у них чистые, открытые, любовью наполненные.
- А дальше?
Старик рукой парня поманил, да на ухо что-то прошептал.
- Все понял? - спрашивает.
Повеселел сокольничий, птицу на рукавицу посадил, старцу поклонился, благословение принял, да в обратный путь отправился. Без приключений с горы  спустился, на коня вскочил.
Все получилось, как старец предсказывал. Большинство людей не поверили гонцу, на смех подняли, но в каждом селении, в каждой деревне, где парень нашелся, где девушка, где старец, а где малыш, кто сердцем весть принял.
Прошло три дня. Подъехал сокольничий к дворцу, а с ним люди разные и по возрасту, и по сословию, и по полу. Лица у всех светлые, открытые, глаза весельем, да добротой светятся. Парень к царю с докладом отправился. Тот его выслушал, да не поверил. Тут слуги бегут:
- Царь, беда, - говорят. – Опять шар налетел, шипит, огнем искрится, народ пугает. Люди, как услышали, что гонец с вестью вернулся, на площадь городскую собрались, обсуждать начали, а тут он…
- Вот тебе и испытание, -  перебил их царь. – Иди, и победи шар, если сможешь, - юноше говорит.
Улыбнулся парень  и вышел вон. Что-то сказал друзьям своим. Взялись они за руки, пеню запели, да на площадь так и отправились, а царь с министрами за ними. А там народ стоит, волнуется, шаг боится  сделать.  Шару того и надо, все растет и ширится, огнем пышет, а как песня полилась, вроде, замер, огня поубавилось. Стали сокольничий с друзьями хоровод вокруг шара водить. Видят люди, шар уменьшаться стал, а огня и в помине не стало. Поверили парню, в хоровод вступать начали. Скоро все, кто на площади собрался, хоровод водили, да песню пели, а как шара не стало, и не заметили.
Смеются все, радуются. Страх пропал, вроде его и не было, а с ним и злоба, и гнев, и раздражение. Задумались люди. Выходит, правду юноша сообщил, не врал, не придумывал. Слова мудреца вспомнили, истину в них почувствовали.
 С тех пор, как кто роптать начнет, все его останавливают, про шар напоминают. Живут люди в царстве, в государстве не лучше и не хуже, чем раньше жили. То засуха не вовремя, то дожди. То урожай мал, а то такой большой, что не убрать, не говоря уже о личных бедах и неудачах. Но люди не ищут виноватых на стороне, сами справиться стараются.
А царь наградил сокольничего, на радостях министром благоденствия назначил. Стал юноша к старцу за наукой ездить, да с годами и сам мудрости набрался, а доброту и открытость не потерял. Выдал за него царь дочку, не нарадуется на молодых, есть кому царство передать, когда старость придет.


И  я в тот день на площади была,
В страхе, как и все, тогда жила.
Шар искрился, рос, людей пугал.
Юноша нас в хоровод позвал.
Чудо превратилось в быль,
Шар растаял, превратился в пыль.
Видно, прав во всем мудрец.
Сказке нашей здесь конец.


Художник - Александра Коломина


 


Рецензии