Прометей Заключенный. Комедия о хищении нефти в ос

обо крупных размерах.

Освобождение от ответственности: все события и персонажи данной комедии являются вымышленными, любые совпадения с реальными людьми, богами и титанами чистое совпадение, то есть случайность.

ХОР/РАССКАЗЧИК
Прометей Прикованный. Трагедия Эсхила. Титан Прометей был одиночкой. Боги и другие титаны не понимали его. Но он всего лишь видел жизнь по-своему, у него было свое мнение, что на Олимпе не приветствовалось. Ни чуточки. Но Прометей держался своих принципов – не сгибаться, когда тебя гнут, принимать свои решения, а не подчиняться приказам. А приказы становились все жестче, все конкретнее. Становилось душно жить. В один момент стало совсем душно, и он сорвался. Стибрил огонь и отдал его людям – совершил акт непокорности. Зевс проводил политику среди центральных глашатаев: не сообщать новости, а подавать их. Были даны отправные точки, с которых следовало вести рассказ, любой рассказ, любой новости. Вскоре оформилась лишь одна точка зрения – олимпийская. Точка зрения Олимпа стала точкой зрения ВСЕХ глашатаев. Их выпуски новостей и аналитико-политических программ стали пресными, лишенными всякой мысли, ВСЯКОЙ работы сознания – оно и понятно, сознание использовать было строго запрещено; для пропаганды сознание и критическое мышление не нужны, нужен только РОТ, никак не мозги. А ртов в стране хватает. Ничтожества заполонили средства массовой информации. Все шло по плану Олимпа. Но оставалось одно неподконтрольное агентство глашатаев "Энтэвэ", которое жутко раздражало богов. Там люди еще пытались использовать мозги, не всегда это получалось, с непривычки, но главное, они были на верном пути. Долго боги искали повод раздавить мыслящих людей и тут, о чудо, им подвернулся повод: свободные глашатаи не расплатились с Гефестом за новые трубы. Был отдан приказ. И тут Прометей не выдержал. Из своих личных средств он передал глашатаям сумму. Это их все равно не спасло, потому что если Зевс что-то задумывает, его ничто не может остановить. Ни закон, ни здравый смысл, ни, тем более, честь и достоинство. Глашатаев не стало, но помощь Прометея не осталась без последствий. С тех пор было четко обозначено, что титан вышел на запретную территорию. С титанами был четкий уговор – они не лезут на Олимп, они не лезут в дела Олимпа, они не выползают за территорию резервации и жрут свой кусок ТИХО. Прометей нарушил уговор. Ему почему-то претила роль раба. Всех остальных она устраивала и устраивает. Перед выборами на Олимп 2004 года Прометей совсем забил на инстинкт самосохранения и решил поддержать не-божественные партии. Титан стал ездить из города в город, рассказывая о другой жизни, о новом порядке, о равных возможностях для всех и прозрачности власти. Откуда вообще взялся Зевс? Ну, хоть кто-нибудь может объяснить? Политический путь даже Гитлера, и то вызывает меньше вопросов. Талантливый венский босяк, но его путь наверх и личная харизма, которая снискала ему обожание масс, понятна. Прометей верил в мыслящих людей, и у него было, что сказать. Прирожденный оратор, он любил аудиторию, никогда не говорил, если не мог видеть глаз в последнем ряду. Когда вокруг она мертвая темная вода, то один бьющий источник чистой родниковой воды выделяется сразу. Люди почувствовали этот живой источник в Прометее, он говорил действительно, что думал. Его слова были его же мыслями, а не как у олимпийцев. Кажется, они даже не присутствуют, когда их рот двигается в разговоре. Зевс среагировал моментально. По пути на очередную лекцию, титана скрутили прислужники богов. Зевс приковал титана к скале и приговорил к мучениям. Никто не смог ему помочь. Люди снова потеряли веру в справедливость. По указанию Зевса каждый день прилетал орел и выклевывал титану печень. За ночь печень отрастала, а на следующий день все повторялось вновь. В этом был прикол Зевса – не убить Прометея, а убивать его каждый день, мучить его, истязать, уничтожить его как личность, вытравить любые мысли о свободе и самовыражении. Зевс не мог победить аргументами, он бил силой. Он хотел отнять его свободу, достоинство, честь, гражданские права и свободы, доброе имя и собственность. У него получилось не все.
Прежде всего, потому что в Древней Греции действовала эффективная судебно-правовая система. Прежде чем приковать, Прометея следовало судить в независимом открытом суде. Вот только с зависимыми обвинителями и судьями и закрытым концом.

ОДИН ДЕНЬ ПРОМЕТЕЯ ЗАКЛЮЧЕННОГО.

ПАВИЛЬОН - ЗАЛ СУДА - УТРО

ПОДСУДИМЫЕ сидят за решеткой. Их ЗАЩИТНИКИ готовятся к процессу. СУДЬЯ разглядывает свои ногти. ОБВИНИТЕЛИ рассказывают друг другу анекдоты.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Не знаешь, мы тут надолго? У меня теннис в четыре.

ОБВИНИТЕЛЬ № 2
Понятия не имею. Слушай, а в чем мы его обвиняем? В чем-то же надо обвинить. А то как-то не так.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Ну, это, как договаривались, спер кучу нефти. 530 триллиардов баррелей нефти. Во.

ОБВИНИТЕЛЬ № 2
Чё-то как-то не так звучит.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
А чё?

ОБВИНИТЕЛЬ № 2
Ну это, МАЛО.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Ваще, да. А давай, 530 триллиардов миллиардов баррелей?

ОБВИНИТЕЛЬ № 2
Круто, а давай это, 530 сиксиллионов триллиардов баррелей!

ОБВИНИТЕЛЬ № 3
А это вообще сколько?

ОБВИНИТЕЛЬ № 2
Какая, на фиг, разница?! Как будто там хоть канистра была! Блин, да он и поллитру-то не тибрил, так что без разницы, если скажешь канистра или 530 сикстиллионнов триллиардов баррелей! Не, ну думай иногда, голову тоже надо использовать. Я не говорю: "всегда, но иногда". Ну, ваще! Цирк.

ОБВИНИТЕЛЬ № 3
А, и еще, от налогов уклонялся.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Да, гад, налоги с 530 сикстиллиардов баррелей не заплатил!

ОБВИНИТЕЛЬ № 2
Падло. Ваще, этих титанов бить надо. Всех. Зажрались чё-то. Глянь на этого гада, а – сидит и самый умный, блин. Типа я умнее вас, я выше вас, я красивей вас. Бить их надо. Да еще и миллиардер. Ваще убить надо!

Подсудимый пытается что-то сказать.

СУДЬЯ
(раздраженно)
Ну, что еще? На этот раз что, подсудимый?
(пауза)
О, опять, одно и тоже, блин, опять хочет знать, в чем его обвиняют! Да надоели вы уже с этим вопросом, честное слово! Опять не понимает суть обвинения. Да вся Древняя Греция не понимает суть обвинения, включая меня и обвинителей.
(в сторону обвинителей, которые продолжают щебетать)
Не, ну опять трепятся! Вы когда-нибудь затыкаетесь? Только когда свидетеля допрашивать нужно, тогда темы для разговора, как и словарный запас резко иссякают!
(обвинители притихают)
Так вот, вся страна не знает сути обвинения, и живут же себе люди? Чем это вы лучше? Что, если вы титан, г-н Прометеевский, а друг ваш философ г-н Платоновский, вам все можно, да?! Смотри на них, разграбили страну, сволочи, а щас ты им суть обвинения подавай! Может еще и справедливый суд с соблюдениями норм права?! Не жирно будет?! Скоты. Виллы, яхты, Бугатти у них, небось, и это, абонемент в маникюрный салон есть. Небось, и в школе вы хорошо учились, и друзья у вас были! Смотри на них, а у меня никогда друзей не было, и в школе я плохо училась, терпеть не могла этих умных! Сволочи. Не, не то что я предвзято судить буду из-за зависти к вашему имуществу и талантам, нет, я буду предвзято судить, потому что мне так сказали, а никак не из зависти, просто хотела прояснить этот момент. Понимаете, у меня семья. Я не могу придти домой и сказать: "Детки (жалобным голосом), у меня шестеро по лавкам, детки, мама честный судья, мама не продала государственную систему правосудия и не изнасиловала гражданские права человека, не уничтожила веру людей в правду, мама судила по справедливости, поэтому жратвы сёдня не будет, а, да, и завтра тоже, и послезавтра тоже, и вообще теперь я вас нескоро увижу, но вы не переживайте в Сибири норки обитают. Мама научится охоте в поселении и наубивает всем норок на шубы. Правда, хорошо?" Нет, не хорошо. Мама лучше заработает и купит шубку, а не будет сама норок убивать. Мама животных любит, пусть кто-то другой их убивает. Поэтому, какая разница, в чем мы вас обвиним, то есть прокурор обвинит, все равно я найду вас виновным во всем, даже в том, в чем не обвиняли.
(опомнилась и прикладывает руку ко рту)
ОЙ, не надо было этого говорить! Ой-ой-ой, сюрприз же должен был быть в конце, меня же предупреждали! Ну да ладно за пять тысяч лет, вы, поди, и забудете! ОЙ! Ну вот, опять, не нужно было говорить, что суд пять тысяч лет продлится. Ну ладно, притворитесь, что не слышали. Г-н обвинитель, вам слово.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Вызывается свидетель обвинения, г-н Бессовестный.

БЕССОВЕСТНЫЙ
Бессо-вестный! Ударение на "ве", а не на "со"!

Занимает место свидетеля.

СУДЬЯ
Садитесь. В стенограмме не видно бессовестный вы или Бессовестный. Не, ну как приятно, что наконец-то за решетку начали попадать порядочные интеллигентные люди! А то общаюсь только с быдлом, и деградирую! Г-н Прометеевский, видите господ обвинителей? Это мой круг общения. Эх.

ОБВИНИТЕЛЬ № 3
(Обвинителю № 2)
Я не понял, это она щас про нас говорила?

ОБВИНИТЕЛЬ № 3
Да без разницы, как будто ее кто-нибудь слушает!

СУДЬЯ
Задавайте вопросы г-ну бес-совестному.

БЕССОВЕСТНЫЙ
Бессо-вестному!!!!

СУДЬЯ
Еще раз так гаркнешь, обвиню в неуважении к суду, понял?
(в сторону)
Вообще, свидетели бессовестные пошли.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Дайте-ка ваши бумажки, там неточность есть.

Обвинитель № 1 подходит и черкает что-то в записях свидетеля, по которым тот дает показания.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Теперь все правильно. Так, расскажите суду, что вы видели в ночь на 15 месяца Бахуса 361 года до нашей эры.

БЕССОВЕСТНЫЙ
До нашей эры? Да, конечно, расскажу. Может, вы имели в виду первый год 214 Олимпиады?

Обвинитель делает злобную мину.

БЕССОВЕСТНЫЙ (ПРДЖ)
Всё, всё, рассказываю. Значит, это, гуляю как то ночью по территории Накоси. Я ночью гуляю, у меня бессонница. Хожу там, вдруг вижу, этот,
(показывает на г-на Прометеевского)
тибрит нефть прям из скважины в канистру.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Попрошу засвидетельствовать, что свидетель указал на г-на Прометеевского, как на совершителя акта хищения.

БЕССОВЕСТНЫЙ
Э, я ничего такого не говорил, никакого акта он не совершал, не было никакого акта, он канистру тибрил!

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Заткнись, придурок!

СУДЬЯ
Да, действительно г-н Бессовестный, не умничайте, а придерживайтесь бумажки.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Вы можете сказать, сколько было нефти в канистре?

БЕССОВЕСТНЫЙ
Конечно, могу! Стандартная канистра.
(читает по бумажке)
530 лиардов литров.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Что?!

БЕССОВЕСТНЫЙ
(напрягает зрения, пытается прочитать)
То есть 530 сиктиллионов баррелей.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Я же тебе только что исправил цифру, тупица!

БЕССОВЕСТНЫЙ
Ну вот, начеркали тут! Человека запутали!
(напрягает зрение еще сильнее)
А вот, 530 сикстиллиардов баррелей тонн нефти! Фу, ну придумают же такое! То есть, вот.

СУДЬЯ
Просто баррелей.

БЕССОВЕСТНЫЙ
(сверятся по бумажке)
А я как сказал?!

СУДЬЯ
Вы сказали и тонн и баррелей, выберите что-либо одно!

БЕССОВЕСТНЫЙ
А, ну это тонн.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Скажите, а г-н Прометеевский действовал в одиночку?

БЕССОВЕСТНЫЙ
А?

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
(сквозь зубы)
В бумажку посмотри, дубина!

Бессовестный смотрит в бумажку.

БЕССОВЕСТНЫЙ
А, точно, конечно не один, а вот с тем.
(указывает на г-на Платоновского)
Ну, это же 530 сисктиллиардов баррелей! Как же он один бы потащил? Вдвоем канистру пёрли. Не, ну куда милиция смотрит, что человек нефть канистрами с территории прёт!? Слава Богу, их посадили, не знаю кто, но правильно, чисто спасибо сказать этим людям за то, что этих уголовников очистили с улиц. Титанов вообще бить надо. Всех. Я как лягу спасть, как подумаю, что у кого-то что-то есть, а у меня нет, так умереть хочется. Не, не реально, это просто идиоматическое выражение, не несущее реальной смысловой нагрузки, в смысле не отражающее смысла в подобранных лингвистических единицах.

СУДЬЯ
(сдвинула брови)
Всё, мы поняли, продолжайте.

БЕССОВЕСТНЫЙ
(читает по бумажке)
А потом лично при мне, не заплатил с канистры налоги! Не вообще беспредел! Ворует у себя канистру в 530 сикстиллиардов триллиардов баррелей тонн литров кубических метров нефти---

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Придерживайтесь бумажки, пожалуйста!

БЕССОВЕСТНЫЙ
Ну да, ворует у себя канистру и не платит с нее налоги!!! Не, ну видели такое?!!! Куда налоговое НКВД смотрит?!! Я лично не знаю, как они называются, в жизни ни разу пока налоги не платил.

СУДЬЯ
Придерживайтесь существа дела.

БЕССОВЕСТНЫЙ
Ну вот, лично видел, как он не заплатил налоги! На могиле матери могу поклясться. Когда она умрет. Если умрет раньше меня.
Лично видел!!!!

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
А по поводу отмывания денег.
(тихо)
Глянь в бумажку, придурок! Не, с кем приходится работать! Имбецилы, блин.

ОБВИНИТЕЛЬ № 3
(ОБВИНИТЕЛЮ № 2)
Где ты нашел этого придурка?

ОБВИНИТЕЛЬ № 2
Можно подумать, нормальный человек согласился бы в этом участвовать!

БЕССОВЕСТНЫЙ
Да, отмывание денег.
(ищет в бумажках)
А, вот. Видел как эти двое отмывали здоровую пачку долларов в раковине!

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Они отмывали нефтедоллары?

БЕССОВЕСТНЫЙ
Да, да, именно нефтедоллары. Они их в лужу нефти уронили. Деньги в нефти испачкались, а как же иначе. Не, ну куда это годится? Как можно бросать доллары в нефть? Одно слово – преступники! Так вот стоят и отмывают нефтедоллары в раковине! Канистру рядом поставили. И там было МИНИМУМ, ну МИНИМУМ долларов двести! А пятидолларовых купюр вообще – три, я не говорю уже о мелочи! Не, ну нормально?! Куда только санипеднадзор смотрит?! Сливают нефть в общую канализацию!!! Ну, это красиво? Нет, не красиво, совсем не красиво! В Швейцарии бы их за такое расстреляли! А здесь судят. Суд Древней Греции – самый гуманный суд в мире!!! Ну, я могу идти? У меня – бассейн. Мне пропускать нельзя, у меня состояние не позволяет. Бассейн. У меня сердце.

СУДЬЯ
Свободны.

ЗАЩИТНИК
У меня есть вопросы к свидетелю, ваша честь.

СУДЬЯ
Человек вам сказал, что у него бассейн?
(пауза)
Ну, ладно, задавайте, только быстро.

ЗАЩИТНИК
Постараюсь, ваша честь. Г-н Бессовестный, а где вы гуляли конкретно?

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Протестую, давление на свидетеля!

ЗАЩИТНИК
Какое давление?

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Не, ну чё за тон и намеки? Вы его напугаете, он правду начнет говорить!

СУДЬЯ
Поддерживаю. Переформулируйте вопрос, защитник.

ЗАЩИТНИК
Раковины находятся только в хозпомещениях, как вы могли видеть подзащитных за отмыванием нефтедолларов, если вход в эти помещения строго ограничен?

БЕССОВЕСТНЫЙ
Так дверь открыта была! Я же говорю, бардак в этой НАКОСИ был! Двери открыты: заходи, воруй 530 сикстиллиардов – не хочу! Можно, я пойду? У меня сердце, мне нервничать нельзя!

СУДЬЯ
СВОБОДНЫ.

ЗАЩИТНИК
У меня еще остались вопросы к свидетелю.

СУДЬЯ
Довели человека до сердечного приступа, что еще хотите? И вообще, у него бассейн.

БЕССОВЕСТНЫЙ
Да.

Бессовестный по дороге останавливается возле Прометеевского и Платоновского.

БЕССОВЕСТНЫЙ
(тихо)
Мужики, держитесь! Я с вами сердцем! Правда на вашей стороне! Вы меня чисто извините. У меня семья. Я не могу придти домой и сказать: "Ребята, папа отказался участвовать в попрании судебной системы страны, папа занял четкую гражданскую позицию – за честный суд. За суд, где представляют факт преступления, а потом обвинение пытается доказать связь между преступлением и обвиняемыми. Защита пытается эту связь опровергнуть. Причем и защита и обвинение имеют равный доступ ко всем материалам следствия дела." Ну не могу я так сказать, потому жратва нужна. И вообще, мне в тюрьму нельзя. Мне врачами противопоказано. В тюрьме нездоровый климат, а у меня бронхи. Мне в тюрьму нельзя.
(громко)
И вообще, они преступники!!!
(тихо)
Ребята, ну простите меня. У меня семья. Должны понимать. Понимаете, ведь. У меня семья. И бассейн. Так что, давайте, бывайте!

СУДЬЯ
(стенографистке)
И занесите в протокол, свидетель сказал, что НАКОСЬ находилась в ужасном состоянии.

ЗАЩИТНИК
Я могу заметить, что когда г-н Прометеевский приобрел НАКОСЬ, у компании были огромные долги, а цена акции составляла 59 центов. После двух лет его руководства цена одной акции взлетела до 39 долларов! К разговору о состоянии компании.

СУДЬЯ
(безралично)
И что? Мне от этого ни холодно, ни жарко. Мне никто не удосужился звякнуть и сообщить о такой сделке. Если бы г-н Прометеевский звякнул и сообщил, что такое намечается, я бы прикупила акций за 59 центов на тысячу долларов, и стало бы у меня…стало бы…
(думает)
В общем, намного много больше. Я бы даже абонемент купила в маникюрный салон. На десять лет.
А вот недавно, когда НАКОСЬ хотела слиться с СИКОСЬЮ, я собиралась прикупить пару акций, но в этот раз мне звякнули сверху, добрые люди вовремя предупредили, что слиянию не суждено статься. СИКОСЬ-НАКОСЬ могла стать самой крупной нефтяной компанией, а я бы стала богатой женщиной. Нет, г-ну Прометеевскому нужно было отрастить свое мнение и трубить о нем на каждом углу! Идеалист хренов. Сидел бы как все, как крыса в подвале, и кормился бы, не, ему надо было МНЕНИЕ свое совать, не, надо было за ИДЕАЛЫ встать, идеологически угнетенным помогать, свободные СМИ защищать, и такие придурки сиксиллиарды имеют. Умнее надо быть, сидеть, грызть свой кусок в тишине и со всем соглашаться, видишь, кого-то притесняют, в сторону отойти, сделать вид, что ничего не происходит. И будешь спокойно жить под полом. Не, ну надо было выпендриться. А СИКОСИ-то хозяин поди, умнее оказался.

Защитник пытается что-то сказать.

СУДЬЯ
(обвинителям)
Хватит дрыхнуть на процессе!!!! Вам хорошо, вас из зала не видно! Думаете, я бы не соснула часок другой, пока тут это тянется?! Сидим, блин тут, слушаем всякую хрень, как будто от этого вердикт изменится, он давно уже готов! Ой, опять проговорилась! Сюрприз же должен был быть! Зато пусть будет интригой, сколько вам дадут! Обвинитель, вот вы сколько думаете?

ОБВИНИТЕЛЬ № 2
Предлагаю 530 сикстиллиардов лет!

СУДЬЯ
Да, это Прометеевскому, а Платоновскому? Ой, наверное половину! Половина от 530 это…
(думает напряженно)
это будет…
(думает)
Короче, я гуманитарий. Может это для вас будет шоком, но у меня юридическое образование. Так что я не физик, считать особо не обязана. И не химик.
(подмигивает г-ну Прометеевскому)
Так что… А, ладно, я добрая, пусть будет 200 сикстиллиардов лет! Двести сикстиллиардов СВЕТОВЫХ лет!!!
(смеется)

ОБВИНИТЕЛЬ № 3
(сдвигает брови, думая)
Но световыми годами измеряется расстояние…ваша честь.

СУДЬЯ
(резко)
Я ЗНАЮ! Конечно, я это знала. Я их приговорю к расстоянию! А чё, кто-то против?! Думаете, я не знаю, что у нас несовершенная судебная система? Знаю, вот, например, как было бы здорово, если бы судью от зала отделяла ширма, я бы прикорнула на часок, другой, никто бы и не заметил, маникюр бы сделала, и в глаза бы некоторым лицам смотреть не надо было бы. Но, к сожалению, не все идеально в нашей системе. И вообще, думаете, только у вас бассейны и теннисы?! У меня, между прочим, Кармелита! Так что хватит нюни распускать! Сидим и делаем вид, что что-то делаем и решение еще не принято.

ОБВИНИТЕЛЬ № 1
Это кто тут нюни распускает?! Это не я скулю, что орел меня клюёт! Эти салаги, блин, зоны не видели! А я видел! Я тоже, блин сидел, так что меня перышком не напугаешь, хорош нюни распускать и журналюгам плакаться! Я, между прочим, сидел не как эти, по фальсифицированному обвинению, а по самому, блин, настоящему!!! Вот так вот!
(опомнился)
То есть, вычеркните из стенограммы последние заявления обвинения.

СУДЬЯ
Ты чё, с самосвала упал? У стенографистки последние два часа кофе-брейк. Не, ну с кем приходится работать. Суд объявляется закрытым. Завтра опять эти же рожи!
(обвинителям)
Сделали бы пластические операции, чтобы хоть какая-то интрига была в этом процессе! Или в платье пришли. Скучно, господа.
(к Прометеевскому и Платоновскому)
Не, я все понимаю, но у меня семья. Мне иметь свое мнение нельзя. Мне врачи запретили. Чисто по-человечески, извините, но придется мне и дальше поступать не по закону, а по указанию, не по правде, а по заказу. Но у меня семья, мне сражаться за идеалы противопоказано.
Все. До завтра.






 


СОН ПРОМЕТЕЯ

Зевс навестил Титана Заключенного. Олимпиец, что страшится могучего титана, хоть тот и скован. Что за сила у этого гиганта, если и в цепях он свободнее и величественнее божка, который умеет побеждать только низкими методами.

ЗЕВС
Тебе что, в ШИЗО понравилось? Мне казалось, я понятно объяснил насчет тебя. Мне нужен послушный титан. Я говорю сидеть, он сидит. Я говорю: лежать, он лежит. Я говорю: ползти, он ползет. Делал бы, как все, сидел бы дома сейчас, а не на скале с разорванной печенью. Не, тебе же мнение нужно было свое иметь, и, мало того, еще и высказывать его. На что? Ты думаешь, люди оценили твои действия? Ты думаешь, они тебе благодарны, или хотя бы поняли, что ты пытался сделать для глашатаев страны? Неужели ты еще не понял, что людям наплевать на свободу слова, свободу прессы, свободу собраний и митингов? Я все это забрал, они и ухом не повели. Никто и не заметил. Потому что, чтобы оценить свободу слова, нужно иметь, что сказать.
(пауза)
А, как оказалось, есть, что сказать, мало у кого. Те, у кого есть, считают, что это все равно ничего не изменит, и они молчат. Остальные ничего не заметили.  А ты верил в людей. Ты верил в либеральные партии, в свободных глашатаев, но они не пришли тебе на помощь. Никто не пришел тебе на помощь. А, ты скажешь, что это ты освободил своих друзей от ответственности, сказал, что справишься сам. На самом деле, ты знаешь, что они бы тебе не помогли, никто не смог тебе помочь. Ты хотел антикоррупционных законов. Хотел благоприятных условий для бизнеса и облегчения интеграции его в мировую экономику. Хочешь новость? Нам это не нужно. Нет, ну, конечно, фактически нужно, но мы не понимаем этого, не понимаем, что для этого нужны свободные СМИ, рычаги, которые бы держали исполнительную власть подотчетной, то есть реальная политическая жизнь в стране. Еще одна новость: в этой стране исполнительная власть никогда ни перед кем не считала обязанной отчитываться. Так было. Так есть. Я верю в традиции. А ты – в идеалы.
Еще я верю, что демократия – это исполнение воли большинства. В этом смысле наша страна – демократия. А либерализм – это огонь. Какого черта ты дал людям огонь? Поправка, попытался дать людям огонь? Они никогда не смогут им пользоваться. Они не могут избирать глав административных центров, люди слишком глупы, они могут избрать плохих людей.

ПРОМЕТЕЙ
Но те же глупые люди избирают и главу страны.

ЗЕВС
Да, но с этим я как-нибудь и сам разберусь. Все предусмотрено. Ты дал им огонь, они опалили пальчики. Огонь никогда не станет частью их жизни. Они не смогут готовить на нем пищу, обогревать жилище, получать топливо. Для этого нужна ответственность, готовность брать ответственность на себя, а не перекладывать ее на богов. Люди не способны на это, и никогда не будут.

ПРОМЕТЕЙ
Отбирать огонь у людей для их безопасности, все равно что отрубать ребенку руки, чтобы он не совал в рот ничего грязного. Отрубать ноги, чтобы он не взобрался на шкаф и не упал с него. Ты сделал то же со страной.

ЗЕВС
(слабая улыбка)
Все, что я делаю, я делаю в интересах людей.

ПРОМЕТЕЙ
Нет, все, что ты делаешь, ты думаешь, ты делаешь в интересах людей. Моим делом ты отнял у людей последнюю надежду на справедливость. На мир, в котором правоту решают аргументы, а не принуждение.

ЗЕВС
Не тебе судить. Твоим делом я худо-бедно, но сохранил рабовладельческий строй в Древней Греции, а он, как известно, наилучший способ существования в этой стране. Чё те не хватало? Богатейшим титаном был. Сиди, ползи и радуйся. Будь червем и имей свой кусок. Не, ему летать вдруг захотелось. Сокол, тоже мне! Со своими оппозиционными движениями, блин. Да кому они нужны были здесь? Рабовладельцам нравится существующий порядок вещей, или, вернее, они понимают, что с ними будет, если он им вдруг не понравится. А рабы, рабы слишком заняты переживаниями по поводу дадут им жратву или нет, повысятся цены на услуги оросительной системы, или нет, согласись, важные вопросы, не то что, довольно отвлеченное и непонятное понятие свободы. Декабрист хренов.

ПРОМЕТЕЙ
Ты забываешь о философах.

ЗЕВС
Ах, да, философы – ну так им глубоко наплевать на всех остальных, они убеждены, что все, кто не философы – скоты и заслуживают того, что имеют или не имеют.
(пауза)
Кстати, я почему зашел. Ты зачем говорил с Эсхилашвили? Я непонятно выразился насчет трёпа о причинах нашего противостояния? Он же взял и пьесу накатал. Это красиво? Это некрасиво. Эдип тоже потрепался с Софоклошвили, теперь вся Греция над ним ржёт. Я-то думал, ты исправился. Думал, я популярно тебе объяснил, что бывает с теми, у кого вырастает свое мнение и кто высказывает свою точку зрения. Особенно, у кого бывает мнение, отличное от моего. Я забрал у тебя все, что ты так любил. Дело твоей жизни - твою детскую мечту, твое доброе имя, твоих друзей, никого ты не призвал на помощь, ну, при всей моей ненависти и страхе перед тобой, не могу не отметить твоего живого ума – если бы ты к ним обратился, они бы также потеряли все, а ты сообразительный малый. И, да, самое главное, я отнял самое дорогое, что было у тебя, самое дорогое для каждого мыслящего существа, твою СВОБОДУ. По всем подсчетам ты уже должен был быть сломлен, уничтожен, раздавлен и сметен, но ты по какой-то непонятной причине ещё стоишь. Ничего, дело времени. А время работает на меня. Ты заметил, я даже не хочу спрашивать, в чем твоя сила. Потому что в принципе знаю, в чем. Естественно, если бы мы сражались на равных, у меня не было бы ни единого шанса. Я всегда видел людей, которые были умнее, сильнее, выше и больше меня. Я их ненавидел и всегда хотел просто тихо их уничтожить, из-за угла, потому как в честном бою с ними я бы никогда не выиграл. Но ты, ты превзошел их, ты оказался больше каждого из них. Когда я повязал Платоновского, я надеялся ты сбежишь, спасая собственную шкуру, а мог бы, но нет, ты решил остаться с другом. Благородство и духовная сила, которых мне никогда не достичь. То, что ты остался, меня взбесило еще больше. И напугало, но все было в моих руках, все. Понимаешь, у титанов плохой пиар. Все у вас есть, кроме этого. А у бога пиар автоматически высший. Ты решил остаться и дать мне бой. Но я не бьюсь один на один, лицом к лицу. Я бью одного стаей со всех сторон. Беспроигрышный вариант. Я получил особое наслаждение от расправы над тобой. Это торжество мелочности над величием. МОЕ торжество. Ты видишь, я честен с тобой, следующий шаг – быть честным с собой, чего я никогда не сделаю. Мой психоаналитик считает, что это намного сложнее, как-будто я и сам этого не знаю. Себе я постоянно лгу, что делаю то что делаю для блага Древней Греции, а  как же иначе, правды мое эго не выдержит. А он мне говорит, первый шаг – признать, что у тебя есть проблемы. Нет у меня проблем, а если бывают, я их ссылаю в Сибирь!
(хихикает)
Что, не смешно? А ты никогда над моими шутками не смеялся. Чувства юмора у тебя нет. Так что, смотри.

ПРОМЕТЕЙ
Посмотрю. Мы все посмотрим.

http://www.youtube.com/watch?v=jhC0hNtWw2E


Рецензии