Последний Свободный Человек в России

Была вечеринка. Одна из тех, где просто проводишь время, мозги особо ничем не занимаешь. Подходит парень. Очень симпотный малый, улыбается, я тоже улыбаюсь, лихорадочно увеличиваю выработку феромона, ничего не предвещает надвигающейся бури. И тут он вдруг начинает…

СИМПОТНЫЙ
Так вы из России?

Я
Ну, вроде, последний раз, когда проверяла, была. Да.

СИМПОТНЫЙ
Ну, и что вы думаете по делу Ходорковского?

Я
Не знаю, а что, я что-то должна думать по этому поводу?

СИМПОТНЫЙ 
Ну, вообще-то, это довольно важное дело в истории России. Человека обвиняют в хищении нефти за политическую активность. Это возможно только в неправовом государстве, вы не находите?

Я начинаю думать: "Он, что, Нью-йоркец? Блин, надо от него отвязаться. Вот пристал со своей политикой! Это вообще неприлично трепаться о политике в расслабленном обществе! Надо от него сбежать. Но просто так не сбежишь, надо к кому-то. И, как назло, ни одного знакомого вокруг, все какие-то незнакомые рожи. А те, с кем я пришла, куда-то делись. Некуда сбежать. Помогите, политически-озабоченный в зале!"

СИМПОТНЫЙ (ПРДЖ)
Г-н Путин расправляется с оппозицией низкими методами…

Тут до меня смутно начинают доходить какие-то обрывки новостных выпусков из прошлого. Ходорковский, Ходорковский, что-то знакомое. А, олигарх, падло, точно. Нефть стибрил, налоги не заплатил. Что-то такое припоминаю.

СИМПОТНЫЙ (ПРДЖ)
И это на фоне полной политической пассивности населения…

Но его показывали доли секунд. Хотя и за те доли секунд у меня, отчетливо помню, сложилось мнение об этом человеке. "Боже, он скручен по рукам и ногам, но держится так, будто свободен, как ветер, с каким достоинством, с какой честью он смотрит В ГЛАЗА, не опуская головы, какое благородство исходит от всей его личности, ой, "Смертельная Битва" Пола Уильяма Скота Андерсена должна же быть по другому каналу…"

СИМПОТНЫЙ (ПРДЖ)
Неужели вы не понимаете, что нарушение прав одного гражданина – это нарушение прав всего общества…

Помню, что подумала, что обвинение смешное. Просто нелепое! Налоги и нефть, явно, дело не в этом – ни одна нефтяная компания не платила налоги полностью, а ЮКОС платил больше всех, даже тех, кто добывал больше. Дело явно в другом, но в чем? У нас есть желание узнать? Есть, но тратить больше двух секунд на выяснение мы не желаем. Центральные каналы это знают, они дают готовую для потребления информацию, чтобы гражданам не нужно было тратить время на выяснение правды. Вот вам, вранье, то есть, ЦЕНТРАЛЬНОЕ мнение на блюдечке с Андреевской каемочкой, не нужно утруждать себя мыслительными процессами.

СИМПОТНЫЙ (ПРДЖ)
Говоря, о ЮКОСЕ, в принципе, американские нефтяные компании должны бы поблагодарить Путинскую бригаду. Если бы слияние ЮКОСА и Сибнефти произошло, а потом бы Лебедев завершил листинг новой компании на Нью-Йоркской фондовой бирже, она могла бы побить все компании мира. Но России не нужно помогать уничтожать свои человеческие ресурсы, на протяжении всей истории она успешно справляется с этой задачей.

Я
Слушай, ну, ясное дело, суд несправедливый. Ясно, с ним расправляются, но я-то тут причем? Мне, честно говоря, на всех этих олигархов и политиков глубоко плевать! Пусть хоть все друг друга пересажают и перегрызут, ко мне это не имеет ровным счетом никакого отношения! Демократии в России не будет НИКОГДА, что же поделать?

СИМПОТНЫЙ
Проблема России в том, что многие мыслят так, как ты.

Я
Слушай, Гарвард, ты думаешь, что знаешь Россию? Ни хрена ты не знаешь! Что, "Войну и Мир" прочитал, и думаешь, все понимаешь, так? Но "Война и Мир" это не Россия! Это посредственный роман эксцентричного графа, и только! И вообще, по-моему он имел такой резонанс только из-за своих размеров, если бы он вышел на ста страницах, никто бы на него не обратил внимания. И никто бы ничего не потерял. Его просто никто не может дочитать до конца и понять, что Болконский – всего лишь нытик с понтами, Наташка – тупоголовая матрона, а Безухов – среднестатистический мещанин о котором и одну-то секунду думать – скучно до смерти! Ты не знаешь Россию, Гарвард! Нет в России НИ ОДНОГО СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА!!! Оставь ты нас в покое, в нашем дерьме, и занимайся своими делами!!!
(пауза)
Последних демократов России уничтожил Иван Грозный. Все население демократического Новгорода было зарезано за две недели, а он сидел и любовался этим зрелищем. Все, потом декабристы – конституционные монархисты были срублены под корень, дальше – лучше, первые росточки свободомыслия, что взросли при царе, были уничтожены Красным и Белым Террором, все мыслящие люди, люди с мнениями, либо убиты, либо изгнаны, либо их заставили замолчать. Но опять из рабов вышли некоторые свободные, опять появились мыслящие, и наступили 30-е. Все по новой. Россия просто не терпит мыслящих, свободных и сильных людей. Она их сметает, терзает, сгнивает, уничтожает. Так было. Так будет. И по-другому не будет НИКОГДА.

СИМПОТНЫЙ
Никогда – это долгий срок. "Никогда" - это слово слабых. Ты так говоришь, как-будто Россия лично к тебе не имеет никакого отношения. Как будто то, что происходит, не твоих рук дело.

Не, ну это меня всклинило. У меня чуть короткое замыкание не произошло. Резко производство феромона прекратилось, уступив место выбросу адреналина в бешеном ритме.

Я
Не поняла?! Это я виновата в том, что Россия автократия хренова?

  СИМПОТНЫЙ (уже не очень)
Именно. И НИКТО иной.

Я
Может, и в несправедливом суде над Ходорковским тоже я виновата?!

неСИМПОТНЫЙ
А кто же еще?

Я
Не, ну ваще, блеск! Я виновата в деле Ходорковского?!!!!!

неСИМПОТНЫЙ
Да, лично ты. Ты знаешь, что суд над г-ном Ходорковским это расправа власти (читай "путина") над оппозицией, над легитимной оппозицией, противовесом центральной власти, который бы обеспечил контроль над безнаказанностью исполнительной власти, и молчишь. Ты знаешь, что суд не справедлив, что нет даже факта преступления, не то что доказательств вины подзащитных, и молчишь. Нет преступления, нет улик, но есть прокурор и судья, что никогда не могут принимать никакого решения, кроме того, что им скажет власть. Ты все это знаешь.

Я
Я все это знаю. Как и каждый россиянин. Можно подумать, большое дело!

неСИМПОТНЫЙ
Ты это знаешь, и молчишь. Значит, ты ВИНОВНА в том, что происходит. ЛИЧНО ТЫ, и НИКТО ДРУГОЙ виновны в надругательстве над судебной системой страны. Ты ВИНОВНА в том, что человеческие права в твоей стране стоят меньше, чем ничего.

Я
А ты не лихо повернул все, а? Я виновна в деле Ходорковского? Может, я тоже должна сидеть на скамье подсудимых?

неСИМПОТНЫЙ
Суд несправедлив. Ты знаешь и МОЛЧИШЬ. Ты даже не написала ни одного письма, чтобы высказать свое мнение.

Я
Письмо?! Проснись, парниша, я не в Европе, чтобы мое "письмо" что-то могло изменить! Это кусок бумаги, и больше ничего!

неСИМПОТНЫЙ
"Письмо" ничего не должно менять, оно и в Европе, и в Америке мало что когда меняет. Оно и не должно. Оно просто выражает ТВОЮ гражданскую позицию и то, что ты осознаешь, что можешь ее ОЗВУЧИТЬ. А это самое главное в демократии. Это первый шаг. ИМЕТЬ мнение. Этот шаг сделан. Затем ОЗВУЧИТЬ мнение. Озвучить, чтобы озвучить, а не озвучить, чтобы что-то изменилось. Озвучь, чтобы озвучить. Неужели нет чувства, что ты должна себе эту малость? Сказать: "Я не согласна с несправедливостью." Просто чтобы впоследствии ты могла сказать, что окончательное превращение России в автократию было не твоей виной. Ты сделала, все что могла – высказала свое мнение.

Что-то внутри понимало, о чем этот псих треплется.

Я
Вообще-то, когда закрыли НТВ, ну, разогнали тех, кто составлял основное ядро НТВ, я была крайне возмущена. Да. Я даже начала писать письмо в газету. Вот, как говоришь, чтобы озвучить свое возмущение.

неСИМПОТНЫЙ
Начала?

Я
Ну, да…У меня других дел по горло было. Так что, не дописала…Но зато собиралась! Ключевое слово "НАЧАЛА".

В течении паузы он меня сверлит свои взглядом. Потом --

неСИМПОТНЫЙ
Знаешь юмористку Кэти Гриффин?

Я
Нет, а что?

неСИМПОТНЫЙ
Это очень язвительная и отвязная дама, чей конек – провокации и издевательства над всеми, особенно, над знаменитостями. За свое реалити-шоу она получила Эмми, ну, это типа теле-Оскара. Так вот, в своей речи благодарности она умудрилась оскорбить больше миллиарда верующих. Она сказала буквально следующее: "Многие поднимаются сюда и благодарят Иисуса за эту награду, но я хочу сказать, что никто не сделал МЕНЬШЕ для того, чтобы я ее получила, чем Иисус. Если что, я думаю, что я ему даже не нравлюсь. Если бы это зависело от него, то Сиза Милан была бы сейчас на этой сцене с своей чертовой собакой! Так что, пошел ты, Иисус, эта награда теперь мой Бог!"

Я
Забавно, но не по теме.

неСИМПОТНЫЙ
После этого христианские активисты стали кромсать ее везде, где могли. Католическая Лига писала гневные письма во все газеты, каналы, и Телеакадемию. Ее объявили персоной нон-грата на многих шоу, а Телеакадемия принесла публичные извинения, и, скорее всего, больше не номинируют ее на Эмми. И только потом выяснилось, что Католическая Лига – это пацан с компьютером.

Я
Да.

неСИМПОТНЫЙ
Просто проиллюстрирую политическую активность нашего общества. Не вдаваясь в подробности – законопроект Мэтью Шепарда – это закон о включении убийства по признаку сексуальной ориентации в список преступлений на почве ненависти. Мэтью был 21-летним парнем которого зверски убили за его ориентацию, его также ограбили – сняли даже обувь и залезли в квартиру, пока он умирал в поле, привязанный к изгороди. Так вот, против этого закона в конгрессе выступила Вирджиния Фокс в прямом эфире, заявив, что мальчика убили из-за денег, а никак не из-за его ориентации, хотя преступники признались, что планировали "отделать" какого-нибудь гея. Либеральные зрители были возмущены поведением политика, тем более, что в зале присутствовала мать Шепарда, на форумах обсуждались дальнейшие действия граждан. Были призывы писать письма и звонить в ее офис в Вашингтоне, что тысячи и сделали. Также были призывы не голосовать за нее на следующих выборах, и писать и звонить своим  конгрессменам (большинство граждан были не из штата Вирджинии Фокс), чтобы они официально выразили свое неодобрение ее словами. Закон Мэтью Шепарда был одобрен конгрессом и подписан Президентом.

Я
Трогательно. Я тронута до слез. Аплодисменты!

неСИМПОТНЫЙ
Неважно, какие последствия имели действия граждан. Важен факт того, что они ЖИВО среагировали на то, что восприняли как НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. Они среагировали.

Я снова стала искать пути отступления, но все еще никого из знакомых не было видно, а этот еще не собирался закругляться.

Я
Отлично. Возвращаемся к тому, с чего начали. В России НЕТ СВОБОДНЫХ людей, нет у нас политически активного гражданина. НЕТУ. Живи с этим.

неСИМПОТНЫЙ
За кого ты голосовала?

Я
А?

неСИМПОТНЫЙ 
За кого ты голосовала на парламентских выборах 2004 года?

У меня ком подкатил к горлу.

Я
Э-э-э. Ну, в общем, интересный год был. В тот год…Я…это…в общем, я не голосовала.

Я прищурилась, ожидая его реакции.

неСИМПОТНЫЙ
Отличная гражданская позиция.
(пауза)
Дело не в стране. Дело в тебе. Ты виновата в провале оппозиции 2004 года. Ты виновата в политической пассивности населения. Ты виновата во всем том дерме, что происходит в твоей стране.

Я 
Это еще не факт, что я бы за либералов проголосовала. Я тогда считала Путина очень даже секси. Я же не знала, как низко он может себя вести, и как попрет ЗАКОН и ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ.

неСИМПОТНЫЙ
Всё бы было лучше, чем не голосовать вообще. Ты бы хотя бы озвучила свою позицию. За "Единую Россию", так за "Единую Россию", ты официально согласна с линией Путина. За оппозицию, так за оппозицию. А ты сделала хуже всего. Мне все равно, в любом случае, от меня ничего не зависит. Позиция раба.

Я
Согласна. Я с этим и не спорю. Что тут вообще ерепениться? Помню, в университете день после выборов. Профессор по истории России влетел крайне возбужденный. "Да, история доказывает, что политическая система может существовать, только если большая часть населения согласна с ней! И эти выборы это доказали. Они доказали, что люди согласны с линией Кремля и ничего менять не желают." Я тогда еще подумала: "Что он психует? Одна Вождь, один Партия, одно мнение. Как будто в России когда-то было по-другому. Несогласных – на кол, в Сибирь, в "заткнись"."

неСИМПОТНЫЙ
Ты опять так говоришь, будто Ты – отдельно, а Россия – отдельно. Ты несешь личную ответственность за политический строй в стране. Молчишь, значит, поддерживаешь. Недеяние имеет последствия, причем самые разрушительные. При деянии человек хотя бы осознает, что он влияет на события, понимает, что его действия имеют прямые и косвенные последствия. Но при не-деянии, он не замечает, что делает выбор, не понимает этого, и от того последствия явятся разрушительными. Не-деяние имеет последствия, и они – политический режим России.   

Я
Господи, сам мастер Йода озарил нас своей мудростью. Я буду следовать пути Джедая непреклонно. Я не имею к политическому режиму России НИКАКОГО отношения.

неСИМПОТНЫЙ
Это твое главное заблуждение. Ты его создала и ПОДДЕРЖИВАЕШЬ молчанием. Ты молчишь, значит, поддерживаешь. Несправедливый суд, который приговорил человека без ФАКТА преступления. Над ним устроили расправу за политическую активность, надругались над вашей судебной системой и уничтожили лучшую российскую нефтяную компанию. Стибрить они стибрили, а управлять не в силах, лизоблюды и рабы, не способные принимать решения и брать на себя ответственность никогда не смогут не то что выстроить, но даже продолжить эксплуатацию уже готовой крупной компании. И не могут. А хорошая компания была. Взял он ее с долгами 2 млрд долларов (-2млрд), а отдал с капитализацией 35 млрд (+35млрд). Г-н Путин расправился с оппонентом не аргументами, а кулаком. Аргументами он не в силах, для этого ДУХ, честь и достоинство нужны. Ты молчишь, когда такое происходит, значит, поддерживаешь.   

Я
Слушай, России лучше с рабами. Там нет ни одного свободного человека. Может, так лучше. Я понимаю, что для конкурентно-способности российской экономики нужны люди свободомыслящие, способные принимать решения и брать ответственность. Но это страшно, для этого нужны яйца. Свобода – это страшная ответственность. За твою жизнь заставляют отвечать тебя, но мы не хотим, мы хотим, чтобы за каждый наш шаг отвечала Партия и Вождь, а никак не мы. Смирись, как смирилась я. Нет свободных людей в России.

неСИМПОТНЫЙ
Есть г-н Ходорковский.

Я
Если г-н Ходорковский - свободный человек, то он – ПОСЛЕДНИЙ СВОБОДНЫЙ ЧЕЛОВЕК В РОССИИ. Приятно было поговорить.
Эта фраза прощания. Мне уже не хотелось искать никого, и мне уже не нужно было искать никакого предлога, чтобы кинуть этого гада, который конкретно испортил мне вечер. Романтическое настроение улетучилось сразу как меня обвинили в авторитарном режиме в России. Какого черта?!! ОН ПРАВ.

Я ехала, почти не видя дороги. В мозгу не прекращались вспышки: "Ты виновна! Дело Ходорковского – твоя вина! Молчишь, значит, соглашаешься! – Твоя ВИНА! Не голосуешь!!! ВИНА!!! Несправедливость. Молчишь, значит, СОГЛАСНА!!!! Автократия!" Нашел, блин, ответы на наши главные вопросы! Кто виноват? – Я!!! Что делать? – Написать письмо!!! Урод! Ни хрена он не знает о нашей стране!!! Ни хрена он не знает обо мне!!! Виновна! Мне начхать! Несправедливый суд. Его давят за убеждения. Это же надо так человека бояться. Второй суд начали. У него нет ни компании, ни связей, оппозиционные партии раздавлены, а они (власть) трясутся от одной только мысли, что он (г-н Ходорковский) окажется на свободе. Что там за Ходорковский, которого так боится правящая верхушка – вся власть у них – у нас снова лишь одна власть – и исполнительная, и законодательная, и судебная, и, даже, четвертая – СМИ, вся в одних руках, а они все равно трясутся при виде заключенного. Да что там за сверх-человек, который сильнее, выше и благороднее стаи шакалов, что травят его и жаждут растерзать.

У меня кончился бензин. До дома около километра. У меня была запасная канистра, но я про нее и не вспомнила, а пошла в полу-осознанном состоянии пешком домой. 

Утром машину пригнал сосед. В этом районе соседи друг друга вообще-то не знают, но он участвовал в одном проекте с моим продюсером. Там и познакомились.

СОСЕД
Ты оставила ключи в зажигании.

Я пытаюсь сообразить, что происходит.

Я
Да.

СОСЕД
Это облегчает угон, знаешь ли. По статистике каждый четвертый забывает ключи в зажигании.
Я
Да ну? Надо запомнить…

Я, наверное, выглядела странно, потому что он спросил.

СОСЕД
Ты в порядке?

Я
Да. Все путем.

СОСЕД
(с сомнением)
Ну, хорошо.

Он повернулся уходить.

Я
Слушай!

Он обернулся.

Я (ПРДЖ)
Как ты думаешь, это я виновата в том, что в России авторитарный режим?

Он снова уставился на мое лицо с подозрением.

СОСЕД
Ты точно в порядке?

Я
Я…в ПОЛНОМ! Ну так как, это я виновата в том, что суды в России подконтрольны Кремлю? Только честно говори, не бойся меня обидеть!

СОСЕД
Слушай, мне на работу надо, я точно могу тебя оставить? Ты ничего с собой не сделаешь? Может, мне Ларри позвонить?

Я
Не, нормально, все путем! Давай, наслаждайся своей демократической страной с НОРМАЛЬНОЙ судебно-правовой системой! Цени ее!

СОСЕД
Я все-таки позвоню Ларри. Держись пока подальше от острых предметов.

Я закрыла дверь. Вот он не считает, что это моя вина. А тот гад – считает. Сказано, Нью-Йоркец. Нельзя с ними разговаривать. Дефицит бюджета, Ирак, Иран, Доу Джонс, больше они говорить ни о чем не в состоянии.

Раздался звонок.

Я
Алло.

ЛАРРИ
Привет, что там случилось вчера?

Я
Ничего особенного.

ЛАРРИ
Ничего особенного? Мне сказали, вы там крик вчера устроили. Я обрадовался, думаю, наконец-то, она нашла с кем пообщаться. Ты дописала сценарий?

Я
Еще нет. И теперь не уверена, что допишу.

ЛАРРИ
Хорошо.

Он не расслышал. У него своеобразный слух – он слышит только полезную для производства информацию. Все, что плохо для бизнеса, его мозг удивительным образом не улавливает.

Я
Слушай, как ты думаешь, это я виновата в авторитарном режиме в России?

ЛАРРИ
Что такое "авторитарный режим"?

Я
Забудь.

ЛАРРИ
Когда закончишь сценарий, дай мне знать.

Повесил трубку.  Потом позвонила Ширли, мой агент.

ШИРЛИ
Как там дела со сценарием?

Я
Я не знаю, я сейчас не могу. Слушай, ты думаешь, это я виновата в авторитарном режиме в России?

ШИРЛИ
Что такое авторитарный режим?

Она сделала паузу. Она правда спрашивает.

Я
Авторитарный режим – это диктатура, при которой вся полнота власти сосредоточивается в руках одного человека, оппозиция уничтожается, оппоненты давятся в обход закона и понятия чести, политическая активность населения, и без того, низкая, сводится практически на нет, а все ветви власти сосредотачиваются в одних руках – и исполнительная, и законодательная, и судебная, и, естественно СМИ.

ШИРЛИ
Извини, я услышала только "СМИ". Можешь повторить?

Я
Забудь. Без разницы. Без разницы.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.