Пастернак сказал

          То, что сказал Пастернак, мы с тобой не знаем. Может быть, мы не знаем, кто такой Пастернак? Все может быть... Я не исключаю такого варианта, а посему позволю себе напомнить: Борис Леонидович Пастернак - поэт, писатель и мыслитель (одесских кровей), автор романа "Доктор Живаго", за который получил Нобелевскую премию по литературе и который писал этот десять лет (с 1945 по 1955 годы). Как можно писать книгу в течение 10 лет, мне, конечно, непонятно... хотя свой Шедевр "Мастер и Маргарита" писатель Булгаков тоже писал более 10 лет.
          Нобелевскую премию Пастернак не получил. В своей телеграмме в Швецию он написал: "В силу того значения, которое получила присуждённая мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от неё отказаться. Не сочтите за оскорбление мой добровольный отказ".
          Я не читал "Доктора Живаго". Во-первых, потому что у нас он не издавался в течение 30 лет, а когда был издан, у меня уже не было свободного времени, чтобы его прочесть. Читать роман я начинал, но, как известно, в серьезную книгу (как часто бывает) нужно "вчитаться", и тогда возникает страсть проникнуться и читать с волнением. Впрочем, сейчас люди мало читают книг, потому мои слова могут оказаться непонятными почтеннейшей публике ("волнение", "вчитаться" - что за глупость, кое-кто скажет). Не читал я "Живаго", но сегодня прочел лекцию Иванова, русского философа, и удивился красивой метафоре, придуманной Борисом Пастернаком.
          Вот она:
          "Мы не видим, не воспринимаем мир так, как он есть, не можем этого сделать. Мир от нас закрыт. Но он закрыт занавесом, который колеблется. И то, что мы делаем, и в науке, и в искусстве, это описание колебания этого занавеса".
          Мы - пещерные люди. Мы тут в Украине - первобытные, мы сидим в своей пещере, пляшем у костра, жрем мясо и шкуры мамонтов, славим ОУН-УПА и рассусоливаем, была ли та война Отечественная или Мировая. Был ли великий голод геноцидом или всеобщим бедствием. Нас отшвырнули от матушки России все те глупцы, что пошли за своим первым президентом-алкоголиком. Они не понимали в своём пьяном угаре, что они делали. Они перечеркнули одним росчерком пера тысячелетнюю историю и труды сотен тысяч, миллионов русских людей. Русских не по крови, а по великому русскому языку. "Сидящие в пещере не видят того, что за ее пределами, но перед ними мелькают некоторые образы, тени, которые могут дать некоторое представление о том, что происходит за пределами пещеры. Колебания занавеса – это современный вариант этого образа. Колебания занавеса – это то, что иначе мы можем назвать вероятностной картиной мира, то есть картиной, которая не предполагает полного описания. Мы понимаем, что и в науке, и в искусстве оно невозможно, но понимаем также, что у нас есть средства, которые позволяют в какой-то степени к нему приблизиться".

* * *
          Судьба разбросала по свету друзей,
          Они не плясали на свадьбе моей,
          Но первый налитый до края бокал
          Я поднял за старых друзей и сказал:
"Пусть время проходит, пусть годы летят, друзей фронтовых не забудет солдат".
          Хоть и не был я солдатом Великой Отечественной войны, но хорошо понимаю тех ребят, кто прошел ту войну, и тех, кто не вернулся. Потому что живу на земле долго, за себя, и за того парня. Те, кто этого не понимает, те никогда не станут настоящими людьми.

* * *
          Я еще вернусь, надеюсь, и к "Доктору Живаго", и к антропному принципу. Благодаря антропному принципу современные питекантропы становятся, или, скорее, имеют шанс становиться настоящими антропами. Антропософия - наука о человеке, она сейчас в начале своего становления и интенсивно развивается. Антропос - человек, София - мудрость.


Рецензии