Тенгрианство

Статья "Тенгрианство" из "Этнологического Словаря" (краткий вариант).

ТЕНГРИАНСТВО (религиозный и религиоведческий термин) См. также «Единобожие». Как это следует уже из названия Бога: Тен-Гри – это первая в мире религиозно-философская система, основанная на диалектике (Законах Природы). Как увидим ниже – диалектика Гегеля – почти полная копия или дубликат Тенгрианства.

          И, как увидим ниже, – система координат Декарта - также почти полная копия или дубликат "мировых осей" Тенгрианства. Почти все современные трехмерные модели вселенной, опирающиеся на систему Декарта уже были, как увидим далее, включены в Тенгрианство. Упоминаем об этом потому, что для современного человека, знающего системы Гегеля и Декарта, будет гораздо легча понять, дальнейшее изложение, поясняющее, что такое Тенгрианство.

     Кроме трёхмерной системы координат, существовала и сферическая (см. ниже).

     Добавим, что главное отличие Тенгрианства от западно-европейских рациональных моделей – наличие эмоционально-чувственного, действенного, побудительного аспекта, дополняющего рациональный, и образующего в Тенгрианстве очередную диалектическую пару, близкую к паре «конкретное-абстрактное». К трехмерному декартовому пространству добавлена система координат времени, которое в тенгрианстве, в отличие от современных концепций, - нелинейно.

     Начнем с космогонии, т.е. об утверждении космической структуры взамен первобытного хаоса. Время акта Первотворения не фиксируется. (В отличие от более поздних упрощений тенгрианства - Библии и Корана). Создание мира понималось как начало времени и пространства и трактовалось как бесконечная череда начал. (Периодический возврат к акту творения на диалектической спирали развития). Конца, как такового нет.

     Эпоха первотворения – не только появление упорядоченного пространства, но и переход от безвременья ко времени. При первотворении был задан ритм течения времени (а не плавное однонаправленное течение времени, которое не диалектично). Организованное пространство, имеющее центр («середину», начало осей трехмерной системы координат), обладает метрически организованными областями («слоями», удаленными от этого центра по всем осям). Путем последовательного введения основных бинарных оппозиций (верх-низ, небо – земля и т.п.) система мира раскалывается на разных, тесно связанных между собой уровнях. Основные (главные) бинарные диалектические пары: «верх-низ», «правый-левый», «передний-задний». Дополненные «слоями» по трем указанным направлениям, эти пары образуют «декартову систему координат», в которой каждая из трех осей имеет положительную и отрицательную направленность. Это дает возможность описания любых состояний и сфер вселенной.

     Четыре стороны света воспринимались как дуализмы «восток-запад» и «север-юг». (Ср. с Хэб-седным комплексом пирамиды Джосера). Совмещение вертикальной (мировая ось) и двух горизонтальных осей, образующих много слоев двумерных плоскостей давало исчерпывающую систему координат для ощущения и описания полной картины мира. Две главные плоскости включали следующую пару пластин «мирового конденсатора»: нижний слой неба и поверхность земли. В заимствованной позднее из этой космологии библейской книге «Бытие», в самой первой фразе, использован древнееврейский глагол “bara” , который означает «пространственно разделять», а не «создавать» (землю и небо), как это переводили некоторые толкователи Библии ранее.

     Диалектика пар в протоэтносе отражена в древних языковых «окаменелостях». Например санскритское «двапара» или русские фразы типа «здесь-тут жили оба-два»…

     Главная пара в пространстве протоэтноса, - пластины мирового конденсатора, имела точки «пробоя» - ущелья, перевалы, реки, родники, пещеры – словом, все отклонения от реальной земной плоскости: там происходили сближения миров, их взаимообмен. Равнинная часть ландшафта (степь) принадлежит людям. Места, расположенные выше и ниже долин и степей – это горы, перевалы, ущелья, овраги, реки. Они являются границей двух миров – среднего (земного) и небесного. За этой границей человек чувствовал себя гостем. Разумеется, человек проникал за эту черту, но только после исполнения соответствующего ритуала, зачастую простейшего жертвоприношения, который совершался чаще всего на вершинах гор, у подножия гор и вулканов, на крутых скальных обрывах, на берегу реки, озера, ручья, источника, т.е. в пограничной зоне. Как правило, такие места богаты памятниками культовой деятельности: скальной живописью, каменными кладками, мегалитами, статуями женщин. (Сравните с «Землей и Небом» в молитве Эхнатона «Отче Наш»: Да будет воля Твоя и на Земле как на Небе (Месте жительства Тенгри-Атона). Под словом «земля» у Эхнатона подразумевался «срединный», а не «глубинный» (подземный) мир [см. мой перевод этой молитвы и комментарий к ней]).

     Нижний подземный мир, подобно небесному и среднему мирам делился на видимый и невидимый миры. Все живое, обитающее в траве, на воде и под водой, и, конечно, под землей, считалось принадлежностью нижнего мира. Невидимый подземный мир представлялся тоже многослойным. Особенность невидимого подземного мира – нарочитая «неправильность», зеркальность, перевернутость многих параметров. Гротескные обитатели подземного мира отражены в "зверином стиле" скифо-сибирских золотых и бронзовых изделий, закладывавшихся в курганные захоронения, или использовавшихся с ритуальными целями в мире живых. (См. фотографии). Обращает на себя внимание диалектика животных поглощающих и порождающих самих себя. Изделия, использовавшиеся в быту, изображали реальных людей и животных. (См. фотографии).
 
     Все три зоны Вселенной по вертикальной «мировой» оси, т.е. Небесная, Земная и Подземная (каждая многослойна) – в свою очередь разделяются на видимое (конкретное) и невидимое (абстрактное). Невидимый мир тоже разделен на слои. Протяженность небесного мира вверх неопределенна. Подземный мир имеет дно. Видимое и невидимое образуют очередную диалектическую пару.

     Координаты мира, сходящиеся у его центра, имеют числовое выражение. При этом линейное обозначение сторон света дополнялось указанием на положение солнца на небосводе. Стороны света перечислялись по ходу дневного светила (посолонь). Главная позиция наблюдателя – лицом на восток. Восток – это перед, Запад – это зад. Юг – справа, а Север – слева. В тех случаях, когда положение на местности определяется еще и по вертикали, юг трактуется как «верх», а север как «низ». (О «севере» и «юге» в анклаве протоэтноса - Египте см. главу «Древний Египет и Россия»).
 
     Находки в скифо-сибирских курганах изобилуют каменными головами с лицом человека спереди (восток), и маской потустороннего рычащего зверя – на затылке (запад – потусторонний мир мертвых) (Рис. ). Такие же находки обнаруживаются и в анклавах протоэтноса, начиная с Месопотамии и Египта (Рис. ), и заканчивая двуликими Янусами древних греков (Рис. ). Ранние греческие Янусы обладали разноликостью, в поздних встречается отход от диалектики, и Янус становится обладателем двух одинаковых лиц. Упорядоченность пространства (три оппозиции) и времени (движения солнца) - важнейшая характеристика «среднего мира», или, строго говоря, реального мира.
 
     Раз возникнув, Космос разворачивался и развивался по циклической схеме. Он вновь и вновь обращался в хаос, чтобы затем, подчиняясь природным ритмам и человеческим ритуалам, вновь воцарялась гармония. Построенный на оппозициях и вместе с тем не имеющий отчетливых границ, этот мир находился в состоянии вечного движения, т.е. возникающих и пропадающих изменений. Он был постоянно создающимся, но все-таки незавершенным (как и сам протоэтнос – незавершен, а потому - вечно молод, относительно «завешенных» народов, которые возникают, а затем исчезают без следа).

     Тенгрианский Космос постоянно трансформировался, пульсировал. В акте творения сливались воедино рождение и смерть, начало и конец, верх и низ.
 
     В традиционном мировоззрении тенгрианского протоэтноса мир не столько вычислялся, сколько переживался эмоционально. Набор символов и пиктограмм был лишь ключом, позволяющим активно действовать и изменять мир, познаваемый в полноте лишь через действие. Иначе утрачивалась непрерывность жизни и ее постоянное возобновление. Набор символов протоэтноса, вследствие своей исключительной диалектичности, служил не догмой, а руководством к действию. Лишь диалектика заключала в себе гарантированный путь для бесконечного движения вперед. При этом диалектика воспринималась не схоластично, а эмоционально, что в корне отличало эту цивилизацию от одномерных построений Греко-римской и византийской цивилизаций. Ранняя греческая и римская цивилизации, порожденные протоэтносом, еще несли на себе черты этой диалектичности, которая довольно скоро растворилась в рационалистической «правильности» античных построений.

     Слово «Тенгри» отражает диалектику неба, выражающуюся в двух началах: Солнце (День) и Гроза (Гром и молнии). Гром – гневный глас Тенгри. … Представление о солнечном луче, как средстве передачи жизни. (Фотографии). Представления о молниях, как о карающих небесных стрелах (фотографии).
Кратко (разверну потом):

     Шумерский Денгир, египетский Атон-гор, владыка Хан-Тенгри протоэтноса. Псалом Эхнатона «Взор мой там, где растворяются вершины…» и другие «горные» псалмы. Золотые макушки египетских обелисков и пирамид, золотые навершия зиккуратов, золотые купола России, в отличии от многобожных, совсем не золотых куполов Рима и Византии. Топонимы Тенгри на географических картах) (потом допишу). Обсерватории Тенгри на южном Урале. Сакральные меридианы протоэтноса – следствие работы обсерваторий. Дневной путь солнца, пересекающего меридианы – ежедневная «инспекция» владений Тенгри. Географические маркеры важнейших сакральных меридианов.

     В Египте от Тенгри отец Эхнатона оставил только Атона по той простой причине, что там нет дождей и гроз. У хеттов и финикийцев Тенгри был представлен в обоих своих ипостасях. (Анализ хеттских, финикийских  и греческих (периода "архаики") текстов хорошо восполняет картину реконструкции тенгианской религии, принесенной с севера всадниками-лучниками…..).

ДАЛЕЕ:
Сопоставление славянских и тюркских тенгрианских текстов. Явь, Правь, Навь в славянских языках. Небесная, Срединная (земная) и Подземная зоны в тюркских текстах. (разъяснить подробнее).
Реконструкция тенгрианства….Остатки тенгрианства на Алтае.
Дождь (Даждь-«бог») в протоэтносе и небесный «Нил» в Древнем Египте. (Потом допишу).


Рецензии
благодарю андрей...очень интересно. вы правы библия и коран по сравнеию с тегри бледное подобие
особенно меня поразили ваши сравнения с конденсаторами и пробоем.в точку!очень понятно и поскольку я в свое время писал дипломную по геопатогену и технопатогену, то ваше сравнение очень даже бы подошло и для ученых книг. и ведь чтото такое и я чуствовал но у вас очень доступно-пробой и пластины
если будет возможность, то напишите
1. по тенгри
2 по подобнуму техническому описанию тоже
почему меня интересует тема тенгри---дело в том. что я сейчас копаю материалы на одном сайте кпе там работы ВП СССР. петрова, и прочие аналитические видефильмы с комментариями.
очень интересно. что в третьем чтении, я видать подключился в какой то эгрегор и как следсвие сырая пока статейка "булгаро-татарский этнос, как противодействие библейскому проекту". выложено пока главы 1,2. и история идет с ислама )принятия). есть и мой личный опыт, как бы втиснул в эту тему (татарский гамбит сталина).
то есть, у этих ребят вп ссср, достаточно заумных, есть тема библейский проект, ну и там довольно логическая раскладка по типу того что некие чуваки управляют миром. кое что в этом есть.
но есть и подозрения. а поскольку работы вп ссср писались заумными ребятами, длятаких же. то и усвоение тркудноватое. поэтому то и партия всего 43 тысячи.пока вот прорабатываю их работы, и зацепки уже есть, нехорошие для сих ребят. то есть терзают смутные сомнеия.
но к теме тенгри и возможно ислама...ждем продолжения
кстати по исламу...есть весьма хорошая книга Климовича "книга о Коране". сам он марксист -атеист и весьма хорошо проработал коран. то есть КАК и почему и для чего его написали.

Ильмир Шакиров   25.01.2012 23:59     Заявить о нарушении
Ильмир!
Ислам возник как противовес западноевропейскому "греческому" тринитаризму. И основоположник этого направления родился в России между Волгой и Уралом около 1405 года. (см. статью "Мухаммед"). Запад через сто лет после этого "расколол" русское единобожие, путем напечатания в голландской типографии известного текста на арабском языке (чтобы "забыть" о тюркоязычных народах России). (Типографии в арабских странах появились лишь в XIX веке.)
См. также статьи "Тюрки" и "Татары".
С уважением.

Андрей Рюрик   26.01.2012 00:30   Заявить о нарушении