У каждого есть выбор

В детстве у меня было очень мало подруг. В основном во дворе жили парни, которые играли в войнушку и «казаки-разбойники» А я всегда мечтала о подружке, чтоб играть с ней в куклы и дочки-матери, а также  обсуждать этих противных и вредных мальчишек.
Когда мне было лет 8, в дом по соседству переехала семья. Так у меня появилась подруга. Две Ирины. «Ира большая и Ира маленькая», - называла нас ее мама из-за нашего  роста. Я была чуть выше. С самого появления Иры маленькой во дворе все заметили, что она хромает. Сначала подумали, что упала или натерла ногу, потом Ира маленькая рассказала, что, когда  ей было 3 годика, она упала с балкона со второго этажа. Все поражались этому, но верили. Позже я узнала, что никакого балкона не было. Был страшный диагноз ДЦП. А историю про балкон придумала  мама Ирины.
Я искреннее была рада появлению Иры в моей жизни. Со временем я перестала замечать, что она хромает. Привыкла ко всему. И даже к тому, что с ней нельзя было играть в прятки или догонялки. Ира постоянно моталась по больницам и санаториям в надежде что-то исправить. Ничего не помогало, и с каждым годом с ростом, одна нога Иры казалась короче и короче. Не обходилось ни одной прогулки без ее падений. Падала она постоянно и очень стеснялась этого. Я старалась делать вид, что ничего не произошло и всё хорошо. Хорошо не было. Были счищенные коленки и синяки. Ах, да. Ира постоянно приходила с синяками. Говорила, что упала, ударилась – и мы ей верили. В ее ситуации упасть было очень легко. Верили, пока однажды ночью я не услышала дикие крики Иры.  Я испугалась. А папа сказал, что так происходит каждую ночь. Намного позже я узнала от самой Иры, что каждую ночь ее жестоко избивал отчим. Раздевал до гола и бил ремнем по всему телу, попадало и по лицу. Поэтому Ира постоянно ходила в ссадинах и синяках на лице.
Как-то раз отчим учил Иру кататься на велосипеде. Он не мог понять, что  в ее положении научиться ей этому будет крайне трудно, да к тому же и больно. Поэтому после очередной Ириной неудачи он скинул ее с велосипеда и ударил. Она даже не плакала, потому что привыкла к побоям и крикам.
 Детям играть с Ирой было неинтересно, потому что всегда приходилось выбирать более спокойные игры. Поэтому постепенно Иру стали дразнить хромоножкой и перестали с ней общаться. А я  общалась. Я поттягивала ее по английскому языку, писала за нее сочинения по литературе. И главное - я никогда не обращала внимания на ее ногу – как будто она такая же, как все. И я думаю, ей нравилось это.
 Время бежало, а мы продолжали общаться. Я закончила школу. Через год выпустилась она. Я поступила в университет. А Ира осталась сидеть дома – она так и не пересилила свой страх и комплексы. Хотя, спокойно могла поступить на бюджет по льготам инвалида детства практически в любое учебное заведение.
Ее мама развелась с отчимом и уехала в Испанию, где вскоре вышла замуж за обеспеченного мужчину, который не хотел ничего знать о ее прошлом, тем более о больном ребенке-инвалиде. Ира поначалу мечтала, что ее заберут в Испанию, сделают операцию, и она наконец-то сможет нормально ходить. Вместо этого, она таскала ведрами воду, ходила в неудобной – неортопедической обуви и ни разу за 3 года не прошла  курс лечения – положенный ей раз в полгода.
 На работу Ира не шла – жила на свою пенсию по инвалидности и передачки матери из Испании. В деревне у нее появилась своя компания, так называемые малолетки, с которыми Ира научилась пить, курить и ругаться матом. Мне она больше никогда не звонила. Иногда, кажется, специально отворачивалась, делая вид, что не заметила, чтобы не здороваться.
 Ей стало интереснее с теми, кто также как и она, не работает, не учится, и ни к чему не стремится в жизни. Это её жизнь. И её выбор.


Рецензии
Этот рассказ я увидела в одном из сообществ инвалидов, где его предлжили к обсуждению, и решила заглянуть на страничку автора.
Ирина, хорошо, что решили коснуться этой темы, но она мне показалась не раскрытой...
Вы хотели рассказать о подруге, о ее непростой судьбе, о ее "падении",
а получилось о себе - о мнимом великодушии "писала за нее сочинения по литературе", "Привыкла ко всему. И даже к тому, что с ней нельзя было играть в прятки или догонялки", "главное - я никогда не обращала внимания на ее ногу – как будто она такая же, как все".
Она действительно как все - со своими взглядами на жизнь и со своей шкалой ценностей, но Вы не можете простить ей свободу выбора ("спокойно могла поступить на бюджет по льготам инвалида детства практически в любое учебное заведение"), а еще то, что "В деревне у нее появилась своя компания, так называемые малолетки...". - Возможно, там, в деревне она ощущает свою значимость...
Да мало ли как у людей складывается жизнь, и хромота здесь ни при чем. Разве все Ваши одноклассники выбрали стезю, которая кажется Вам привлекательной?.. И разве от этого у Вас изменилось отношение к своим прежним друзьям? Так почему же здесь такая горечь в интонации, будто не Вы, а подруга Вас предала...
"Мне она больше никогда не звонила" - а Вы ей звонили?.. просто так по дружбе?..
"Иногда, кажется, специально отворачивалась, делая вид, что не заметила, чтобы не здороваться" - но кому как не Вам, здоровой, успешной, благородной - сломать этот лед отчуждения и не подойти первой - просто так, что бы поприветствовать, выразить радость встречи?..
Дорогая Ирина, так я восприняла Ваш рассказ. Мне очень близки темы взаимодействия людей, имеющих инвалидность с окружающим миром и реакции общества на людей с ограниченными возможностями. Еще раз спасибо Вам.

Галина Гаевская   18.02.2012 17:59     Заявить о нарушении
Галина, здравствуйте!!! А можете прислать смылку, где обсуждался мой рассказ? Я понятия не имела, что его где-то обсуждали! Интересно бы было мнения почитать! И, кстати, с Ирой мы недавно помирились!точнее просто снова начали общаться. Правда, пока в интернете, так как волей судьбы нас раскидало в разные города!

Ирина Шибина   22.03.2012 01:04   Заявить о нарушении
Спасибо за конструктивную критику!)))я думаю, вы правы во многом

Ирина Шибина   22.03.2012 01:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.