Бродский. Дом книги. Жизофрения. Аминь

БРОДСКИЙ. ДОМ КНИГИ. ЖИЗОФРЕНИЯ. АМИНЬ

Воскресенье, 03 февраля 2008 года

     Была в Доме книги. Невероятное количество мной ранее прочтённых и понравившихся книг, бумажные версии которых я предвкушаю на моих пока не существующих полках. Поразил Булгаков, изданный на серой бумаге в ярко-голубом (!) переплёте с издевательскими мультяшными иллюстрациями на обложке! Ладно ещё в таком формате издан Зощенко. Но - Булгаков! Святотатство…

      Разумеется, без покупки уйти не смогла, хотя позволить трату не входило в планы, бюджет мой скромный трещит по швам… Как уже примерно лет пятнадцать говорит моя мама: «Не по средствам живёте, девушка». А что я могу поделать, если по средствам я могу позволить себе есть, спать и ходить на работу одетой? Ну, пусть хорошо одетой и вкусно поевшей. Тут ведь всё дело в приоритетах… Ну, посижу на кашах и кефире с неделю.
Февраль, я чувствую, месяц затратный предстоит.

     Во-первых, у меня по плану посещение музея-квартиры Бродского. Сегодня я туда и собиралась. Но – Дом Книги! Я держала в руках и листала страницы книг со строчками стольких прекрасных авторов, присоединяясь к их эпохам и мировосприятиям, что сосредоточиться после обвала чувств, переполнивших тело и родивших столько картин разных талантливых жизней, на одном, пусть и гениальнейшем Бродском, я была не в состоянии. Поэтому войдя в музей и заглянув в первую комнату, которая открывалась обзору с порога, я поспешно отступила назад. Нет, не смогу. Только всё испорчу. К этому нужно подготовиться. Почитать Бродского. О Бродском… и уже тогда, имея внутреннее представление.., погрузиться в атмосферу.

     Странно и необычно, но я боюсь знакомиться с Бродским. Даже называть его по имени мне чувствуется излишне фамильярным. Я до сих пор не могу начать читать его сплошным методом, а только прикасаюсь, урывками…

     Почему? Чего я боюсь? Что меня так напугало и когда?

     Этот момент, момент взятия длинной дистанции с Бродским, вытеснен из моего сознания. Я не помню произведения, оказавшего на меня столь сильное впечатление, но я помню причину своего страха. Только до поры стеснялась её озвучить. Теперь время пришло. Раз уж я с позором выбежала из музея, пролепетав его сотрудникам, приготовившимся провести персонально для меня экскурсию: «Извините… Но я… я… я не готова!» Страх пора преодолеть. А суть его в том, что меня страшит наша похожесть. Я в шоке от того, что мы где-то СЛИШКОМ одинаково мыслим. И поэтому я боюсь следующих последствий близкого знакомства с гением (в том, что Бродский – гений, я не сомневаюсь интуитивно. Гений для меня. В моём разрезе. Мне плевать на комиссию по вручению Нобелевской премии):

1. Отождествления себя с Бродским и тотальной мании величия.

2. Непроизвольного плагиата и прочего несанкционированного влияния на моё будущее творчество.

3. Взмывания ввысь запредельную поставленной перед собой литературной планки. С Мишей Булгаковым я чувствую себя спокойно. Но он же – не еврей. :) Боже… :)

4. Усиления комплекса неполноценности. Как он сочетается во мне с манией величия? – Легко!

5. осознания своей незрелости и инфантилизма. Хотя, это мне полезно, и ничего стыдного в своей невзрослости я не вижу. Ну, задержалась в развитии лет так на десять-пятнадцать. Ничего страшного. Ещё, даст Бог, будет время это исправить. Я и без Бродского знаю, что меня несёт, что я до сих пор в поиске, стою перед выбором пути, а не иду по нему. И что – пора. Пора определиться. Остановиться над проевшем Макаревичем уши «Перекрёстке семи дорог». Перевести дух. Устремиться в центр себя, заглянуть в душу, спросить у сердца – Куда мне идти? – Услышать его тихий, чёткий ответ – ТУДА. И сделать шаг в указанном направлении. На этом метания будут окончены. Упорядочится «броуновское движение», хаос мыслей уступит своё главенство голосу сердца. Я вступлю, наконец, на СВОЙ путь. Для этого мне необходима ТИШИНА.

6. В итоге получается, что я боюсь пойти по «пути Бродского», а не по «пути Плотниковой». Прямо как Бендер, воруя и глодая скользкую варёную курицу, боялся пойти по «неверному пути Паниковского». Ха-ха-ха! Но ведь это не удалось бы ему при всём желании! Следовательно, и мне бояться нечего.

     Иррациональный страх какой-то… Может, дело не в страхе? Тогда в чём? Если хочется, могу, но не делаю, тогда – либо страх, либо мазохизм, либо совокупность.

     О, нашла! Боюсь влюбиться! Ну, точно! Влюблюсь в Бродского, кумиризирую его, словом, опять старые грабли под новой ногой! Короче, боюсь впасть в зависимость, подпав под обаяние личности. :)) Шесть баллов. Комедия!

     Уже вижу цитату в своём жизнеописании от какого-нибудь современника, а скорее всего, современницы:

     «Плотникова боялась влюбиться в Бродского, поэтому не читала его книг и даже не смогла со страху переступить священный порог его квартиры».

     Ха-ха-ха! А что?! Надоело безответно влюбляться! Добиваться взаимности от гения, да ещё и мёртвого, - занятие неинтересное даже столь отъявленному жизофренику (от сложения слов «жизнь» и «шизофрения»), как я, ибо результат заведомо известен. Хотя, неизвестны его последствия… Может, пытаясь стать достойной Бродского, я нечаянно привлеку к себе взоры и чувства достойных живых? Стоп. Остановись, фантазия! Довольно бреда. Забыла, ты – на перекрёстке.

     Итак, я прихожу к себе. Смотрю в себя. Чувствую себя. Слушаю сердце. Стихают мысли… Тишина… То, что она родит, будет истинно моим. Настоящим. Я приму это с трепетом, уважением, благоговением. Бережно приму, но уверенно. И начну СВОЙ ПУТЬ.
После этого я разрешу себе многое. И знакомство с Иосифом Бродским.

     Возвращаюсь в Дом Книги. Хотелось многого, выбор сделала твёрдо и почти быстро. Две книги. Что всегда лучше, чем одна. Боже, как мне это свойственно! Может, пора менять? :)

1. Василий Натанян «Лиля Брик».

      Причина: понять, что представляла из себя любимая женщина Маяковского, любила ли она его, и насколько сильно любил её он. – Зачем? – Понять, ЧТО для меня Катя, насколько сильно я люблю её, и что с этим делать. Вопрос для меня очень актуальный, по сей день открытый, принять решение НЕ МОГУ! Ну, ни умом, ни сердцем! Ум – дурак, сердце – обижено. Плюс у меня вышеупомянутая мания величия, говорящая: «она по-любому будет моей!», и комплексы: «ты – не лучшая из лучших, она тебя не любит, всё без толку, не трать время». Хотя про «не трать время» - это уже мозги.

     А что сердце? Да любит оно… И больно ему… страдает… Как обычно, молча и безропотно. Терпит и смиряется. Шрамы то сочатся кровью, то чуть затягиваются плёночкой времени… Но зарастать не хотят, сопротивляются, не позволяя мне забыть. В мыслях своих я старательно заменяю имя «Катенька» на формально-остранённое «Шутова», а уж «Котёночек» и вовсе заблокирован и не всплывает. Воздвигаю в воспоминаниях стену тумана, чтобы закрывала от меня эти прекрасные горящие глаза… это хрупкое до боли тело… пухленькие ярко-красные, как у разгорячённого ребёнка губы… часто упрямо сжатые, и всё равно – пухлые… Эти слегка оттопыренные уши и пацанячий затылок, который так хочется погладить…

     Но жест! Он же будет слишком покровительственным… Она же может обидеться… Не гладь его, просто смотри. Сердце щиплет, когда она… Идёт впереди меня, я – за ней, след в след, и этот затылок, - боже, мальчишка, хрупкий и желающий быть сильным, - эти беспомощно торчащие уши, - ну больно же, …как защитить-то? Как же уберечь эти уши?!

     Она, моя Катенька, идёт беззащитная, с тонюсенькими запястьями, переломить можно, если сильно сжать… Ноги… длинные, худенькие, а ступни… тоже длинные, для лучшей связи с почвой… А ведь там-то – зыбь! Песочный фундамент… Она, Катенька, НЕЗЕМНАЯ, идёт по земле! А я ни хрена не могу! Ни фундамент построить, ни базу подвести, ни помочь ей полюбить меня, ни дать на себя опереться, ибо кем я буду тогда – костылём?! А она кем? Пожизненным инвалидом, без костыля не обходящимся?! А если я умру?! Нет, так нельзя, нельзя ни в коем случае! Пусть окрепнет сама. Она справится. Главное – верить. А я в неё сильно-сильно-сильно верю. И люблю.

     Вот поэтому я купила «Лилю Брик».

2. Герман Гессе «Игра в бисер».

     Тут всё сложнее. Гессе я никогда не читала, вроде интуитивно осело, что прочесть его стОит, и вот увидела имя, и всплыло. Затем, название книги. Учитывая, что я – игрок в жизнь довольно высокого уровня, но в данный момент в ходах запутавшийся, становится понятным, что ознакомиться с новыми стратегиями мне не терпелось. Любовь – любовью, игра – игрой. Игра – то, что надо. Годится. В бисер? Непонятно… Это, типа, как успешно метнуть бисер перед свиньями? Ну, бред, конечно, но может пригодиться. Для работы, например.

     «Плотникова успешно метнула бисер перед шефом, прочтя Германа Гессе, и поэтому он срочно повысил ей зарплату!» :))

     Ладно, к чёрту свиней и шефа. Бисер… Мелкий бисер… Тонкие, филигранные ходы?

     Возможно, вполне возможно… и тогда – это то, что доктор прописал! Беру! Решено. Доктор Гессе, на вас возложена ответственная миссия – помочь своим творчеством духовному выздоровлению Плотниковой. А впрочем, если не получится, не огорчайтесь шибко, ведь ей уже тридцать три, нет, тридцать четыре года, как никто не смог особенно помочь, ибо случай здесь запущенный – пациентка неистово сопротивляется выздоровлению. Вроде начинает усердно, все сдвиги налицо, динамика резко положительная, прогноз на сто процентов благоприятный, но… когда до излечения полшага остаётся, всё рушит и ломает, в неадекват впадает, исчезает в свою любимую болезнь ума, души и воли и пребывает там одна, пока своей «неизлечимостью» не насладится в полной мере, пока не надоест, не опротивеет. И снова – вверх, на свежий воздух, к свободе, всё такое… Новый доктор, или «переодетый старый», как говорит сама… И даже просто – откровенно «старый». Гриша. Двенадцать лет. Гриша.

     «Плотникова никому не разрешала «вылечить» себя, поскольку знала, что великий Гриша, такой же собственник, тиран и деспот, как и сама она, не простит ей выздоровления, даденного от рук чужих».

     Ну, тупо, но вот так. :)

     Вообще-то, я о затратном феврале писала. Музей Бродского был «во-первых», всё остальное – лирические отступления, куда без них. :) Перехожу к «во-вторых».

     Во-вторых, 21 февраля 2008 года в 19:00 по местному (оно же – московское) времени в ДК им. Ленсовета состоится концерт группы «Агата Кристи». На который я очень хочу пойти, сколько бы ни стоил билет и вне зависимости от наличия спутницы и ситуации на работе. Мне нравится братья Самойловы, и я хочу в живом звуке услышать их новую песню «Подвиг». Для наглядности, или звукописности, цитирую слова припева. Музыка – энергичная. :)

Там, где подвиг, там и смерть!
Вариантов, сука, нет!
Вариантов, сука, ноль!
Кто-то предал, кто-то свой.

     Ну как? Цепляет? :) Не слишком поэтично, конечно, зато как душе оплёванной созвучно! :)) Конгруэнтно переживаемому состоянию, выражаясь психиатрически. Короче. Хочу с Глебом и Вадимом выплеснуть в неистовом крике, до хрипоты в горле, боль, горечь и прочие нехорошие чувства, дабы не отравляли они мне нового пути моего. Аминь.

А ещё сегодня были следующие события:

1. Штормовое предупреждение с ураганным ветром.

     На Невском проспекте ремонтировали фасад пятиэтажного здания, вдоль которого поставили строительные леса, завесив их зелёной сеткой. Они рухнули, не устояв под порывами шквального ветра, на тротуар и часть мостовой, порвав провода, и счастье, что обошлось без жертв. Видимо, падали медленно, прохожие успели разбежаться, а автомобили – притормозить и разъехаться. Жаль, я не видела падения, наверное, зрелище было внушительным своей антимонументальностью. Я смотрела на руины строительных лесов с минут пять, представляя, как это было, а потом ушла, не дожидаясь взлёта, - доски – не птицы, рухнув – не взлетают. :) Мой спутник и по совместительству, фотокорреспондент, Д-Д, всё отснял, завтра выложу в Интернет.

2. Пожар.

     Опять же на Невском загорелся троллейбус. Никто не пострадал. Пожар тушили настоящие пожарные настоящими красными огнетушителями, что эффектно выглядело на фоне белого дымящегося рогача и толпы зевак с фотоаппаратами, камерами и просто многофункциональными мобильниками. Всем, кроме водителя троллейбуса, было весело. Я в толпе не стояла, ибо ехала в маршрутке, в надежде, что на неё не обрушится рекламный щит, кусок балкона или высоковольтный провод. На дорогах был гололёд – за ночь подморозило.

     Весь Невский был сегодня капитально забавен.
 
     У прохожих, меня в том числе, развевалось на ветру всё, что могло виться и колыхаться: полы одежды, шарфы, волосы… У попов бы ещё бороды развевались, но ни одного попа я, к сожалению, не встретила. Даже у зданий что-нибудь, да развевалось: огромные куски белёсого полиэтилена, которым затягивают недоремонтированные окна и витрины, какие-то канаты-верёвки, непонятно, от чего оторвавшиеся, флаги, вернее то, что от них осталось, обрывки новогодних гирлянд с разбитыми лампочками, усыпавшими разноцветными стёклами тротуары; неосмотрительно развешенное на балконах бельё не только развевалось, но и планировало в воздухе, пока не цеплялось мёртвой хваткой за ветки деревьев… Улицы развевались клочьями разорванных растяжек с рекламными слоганами, угадать, о чём в них шла речь, уже не представлялось возможным… Всё это было опасно и интересно. Как игра в сапёра. Тест на везение и безупречность. Иностранцы, как дети малые, радовались зрелищу разбушевавшейся стихии в городском пейзаже, более всех. И, что удивительно, не роптал никто. Люди шли, развевались, мёрзли, рисковали и – улыбались. Хорошие какие люди-то. Молодцы.

3. Наводнение.

     Подходя к Аничкову мосту, я увидела, как сильно поднялся уровень воды в Фонтанке. Почти до верхней точки арочного свода, на котором прямо анекдотически выглядела табличка с надписью «Судам проход воспрещён». Да в эту щель между водой и бетоном разве что бревно со спасённым утопавшим пролезет. Смех - смехом, а из-за огромного количества осадков и аномально тёплой зимы Петербургу грозит очередное наводнение. Стелку зальёт, как пить дать. Утром звонила мама, волновалась: «Оля, в новостях говорили, вас там затопит скоро». Смешно так. Ну, максимум, кое-где будет вода на улицах, сапоги резиновые в цене поднимутся.

     Вот будь сейчас Всемирный потоп, а я – Ной, кого бы я взяла на свой ковчег? Я же в Питере почти никого не знаю… Наверное, людей искусства… Актеров… писателей (каких писателей? Непонятно…), музыкантов, танцоров… (балета, что ли?!), спортсменов… (ага, всю футбольную команду «Зенит» и к ним в придачу одиозного фаната Мишу Боярского :))
- Кого, Оля? Кого бы ты «взяла» с собой из тех, кого знаешь лично? На СВОЙ ковчег?
- Да никого бы не взяла. Может, Веру или Левищеву… Чисто, чтобы не одной… а так, за компанию. Или Ленку бы спасла для Алиски, чтобы та не убивалась потом и не говорила всю оставшуюся жизнь: «Я любила одну Лену, но она погибла, потому что сука и эгоистка Ольга Плотникова могла её спасти, но – не спасла!»

     Действительно, смешно. Если бы не было так грустно…

     На самом деле я бы сделала не ковчег, а самолёт. Реактивный, с вертикальным взлётом. Или украла бы его, что быстрее. А затем, в мгновение ока прилетела бы в Омск, забрала бы Катю с Раисой Михайловной, дочь с мамой (ну… маму потом куда-нибудь бы сплавила), Алису, и – срочно в Бельгию – за Гришей и сыном. А скорее всего, Гриша уже сам летел бы за мной на ещё более реактивном и вместительном, даже комфортабельном супер-самолётище. И все мы, пересев в него, взмываем в небо, наслаждаемся видом огромного водяного шара, в который превратилась Земля… голубая такая, даже нет, сине-зелёная… и кричим радостно… нет, не кричим… просто тихо улыбаемся, думая… «мы счастливы…»,
                глядя на шарик цвета
                аквамарин.


Рецензии
Подряд всё читать невозможно, но если так... понемножку прокручивая, то достаточно бытоописательно! Вот это словцо, я понимаю! - "бытоописательно".

Евгений Угрюмов   03.11.2009 22:40     Заявить о нарушении