5. 4. заключение хоздоговоров
Но так или иначе – нужно было работать.
И в первую очередь нужно обеспечить работой (а, значит, и зарплатой и премиями) всех сотрудников. (Должен заметить, что уже в первые дни после моего назначения состав лаборатории увеличился до 14 человек за счёт возвращения сотрудников, ушедших при Маркелове). Я мотался по ближним заводам, звонил знакомым главным технологам. Поручить эту работу своим ведущим инженерам я не мог: чтобы увидеть проблему, нужно знать производство изнутри, а не только по учебникам.
Пересматривая письма заводов с перечнем проблем, наткнулся на просьбу Львовского ПО “Конвейер” механизировать сборку редукторов. Позвонил на завод, переговорил вкратце с начальником отдела механизации. Договорились, что нужно приехать, разобраться с нуждами завода на месте.
Вместе с несколькими конструкторами и технологами мы вылетели во Львов и к вечеру были на месте. Сравнительно легко устроились в гостиницу: я случайно услыхал разговор о броне обкома и узнал, что первый секретарь обкома – Погребняк Яков Петрович. Стоп, я ведь с Погребняком работал в молодости в одном цехе на Ново-Краматорском машзаводе – он на сборочном участке, я на механообработке. Потом Погребняк одно время был секретарём ЦК КП Украины. Прошло много лет и он меня, конечно, забыл. Тем не менее, я набрался нахальства, позвонил дежурному обкома и сказал ему, что мы, пять специалистов прилетели из Краматорска для решения технических вопросов на ПО “Конвейер” и просим помощи в устройстве в гостиницу. – Не хочется беспокоить Якова Петровича, нашего земляка, и звонить ему домой, - сказал я дежурному.
Как будто я знал номер его домашнего телефона!
Дежурный, побурчав на тему о том, что обком не должен заниматься этими вопросами, всё-таки запросил наши фамилии. Через несколько минут он позвонил администратору и она гостеприимно (куда девались её неприступность и заносчивость!?) поселила нас в в лучшие номера гостиницы “Львов”.
Утром поехали на завод, походили по цехам, ознакомились с конструкцией и технологией сборки редукторов. Подумали – нужно делать механизированную линию. Пришли к выводу, что тележки линии должны быть снабжены поворотными столами. Заводу придётся организовать ритмичную подачу деталей на все посты. Ладно, пошли на совещание к главному инженеру.
У главного собрались оба его заместителя, главные конструктор и технолог, начальник отдела механизации. И мы. Я сказал, что мы готовы взяться за эту работу, предполагаем разработать механизированную линию, но завод должен будет обеспечить ритмичное поступление комплектующих деталей. Иначе – ничего не получится.
Главный инженер сказал, что завод эту задачу решит.
Потом он спросил сколько будет стоить эта работа.
У Шолом Алейхема есть такая повесть “Тэвье - молочник”.
Однажды Тэвье, а был он бедняком и голодал вместе со своей семьёй три раза в день, не считая ужина, возвращался лесом на своей телеге из города, куда ездил продавать дрова, и подвёз двух заблудившихся барышень – дочерей богача к их усадьбе.
Обрадованные родители спросили какое вознаграждение он хотел бы получить. И Тэвье начал лихорадочно соображать: - Скажу рубль - продешевлю, скажу пятёрку – побьют и выгонят. И он неожиданно для самого себя выкрикнул – червонец!
Ну, у Тэвье всё окончилось благополучно, все посмеялись над ним и щедро наградили.
А я лихорадочно думал какую сумму назвать.Подсчитать заранее сумму, необходимую на новую разработку, невозможно: нужное решение может придти через день, а может и через три месяца! До этого за наши работы по испытательным стендам мы брали 30-40 тысяч рублей, но за эти деньги мы не только проектировали стенды, но и покупали необходимое комплектующее оборудование. А линию мы должны только спроектировать, изготавливать её будет завод. Ни одна лаборатория в институте не заключала хоздоговоры на сумму свыше 40 тысяч. А мне очень нужно заключить этот договор, самоутвердиться, так сказать... Назову 50 тысяч – продешевлю. Назову 80 тысяч – “побьют и выгонят”.
И я спокойно и твёрдо сказал: - 120 тысяч.
В кабинете повисла напряжённая тишина. У меня сердце стучит в такт с танцем с саблями Хачатуряна.
(Пока заводчане осмысливают эту цифру, я напомню читателям, что в те времена зарплата инженера составляла 120-170 рублей, бутылка старки стоила 4 рубля, “Жигули-2101" (копейка) – 5500 р.)
Заводчане молчали, озабоченно переглядываясь...
Мои сотрудники под равнодушным выражением лица пытались скрыть мысль – у шефа поехала крыша!
Потом главный инженер сказал: - Нет, такая сумма нам не подходит.
- Всё, - подумал я, - конец котёнку, больше мяукать не будет! Или как там говорят в этих случаях...
Я встал, сказал своим товарищам: - Пошли, ребята. Спишем командировочные расходы на статью “убытки”. И мы направились к выходу.
Заводчане шептались. Я уловил только обрывки фраз: - Растянем на несколько лет... включим в план... новая техника...
Главный вернул нас от дверей: - Ну, ладно, предположим, мы деньги найдём. В какие сроки вы думаете выполнить работу?
- Так, Мишка, дыши глубже! Спокойно! Возьми себя в руки! – это я сам себе.
Я ответил, что договор заключим на два года, потом, при необходимости, уточним сроки.
Это был первый крупный договор, который я заключил после того, как стал завлабом.
Забегая на несколько лет вперёд, должен сказать, что линию мы разработали. Основным разработчиком был Николай Иванович Толстяк, которого я принял в лабораторию незадолго до заключения договора с ПО "Конвейер". Мне рекомендовали его как толкового конструктора, но со скандальным характером. Подтвердилось и то, и другое. Он немало крови мне попортил, но разве лучше было бы, если бы он был милейшим человеком, но ничего не умел делать?!
Мы защитили новые технические решения авторским свидетельством на изобретение, в составе авторов которого и заводчане: директор завода Вологжин В.М., главный технолог Качан В.И. и начальник отдела механизации Гершгорн П.А. (Для тех, кто заинтересуется линией, номер авторского свидетельства СССР 1085766), передали чертежи заводу и, не прошло и года, как завод её изготовил. И вот наступило время пуска, время внедрения.
Не могу сказать, что на заводе нас встретили с энтузиазмом. Рабочим линия была не нужна. Их устраивал существовавший порядок, вернее будет сказать - беспорядок. Я не берусь их осуждать: в связи с неритмичной подачей комплектующих первые две недели бригада сборщиков работала в неполном составе (отгулы, отпуска и т.п.), потом, во второй половине месяца слесарей просили поработать сверхурочно, чтобы успеть выполнить план, за это платили, давали премии. И, хотя главный инженер попросил всех не говорить рабочим, что с внедрением линии расценки на сборочные работы будут ужесточены, они и сами это прекрасно понимали. Для ИТР-овцев обепечение ритмичной подачи деталей - тоже дополнительная забота.
Утром, когда мы решили запустить линию, - электрочасть не сработала. Можно было давить на кнопки пультов управления до посинения - ни один двигатель не включался. Раскрыли крышки пультов - провода были перерезаны. Я не выдержал - напряжение в момент пуска такой сложной установки достигает максимума - и заорал: - Cаботажники, вашу мать, вредители долбанные, бандеровцы!
Заводчане пытались меня успокоить, говорили, что это не люди порезали провода, это их мыши погрызли. В чём я глубоко сомневался!
Мы уехали в гостиницу. Крепко выпили.
На следующее утро всё было восстановлено, на каждом посту был комплект деталей, за пуском и пробной эксплуатацией линии наблюдал главный инженер. Он сказал: - Линия работает, претензий к разработчикам нет.
Нам подписали все акты, мы с победой вернулись домой.
В дальнейшем, бывая на заводе, я всегда заходил в цех, где была смонтирована линия. Но ни разу не застал её в работе.
Вспомнились машинные погромы в Англии, картофельные бунты в России...
* * *
Запомнился и один из последних крупных договоров.
В 1989 году в институт приехали специалисты из Болгарии для подписания контракта на поставку строящемуся машзаводу испытательных стендов.На переговоры пригласили и меня, поскольку стендами занималась моя лаборатория. (Могли бы и не позвать - но кто бы тогда вёл переговоры?)
В зале учёного совета собралась вся институтская бюрократия, на большом столе расставлены бутылки с минеральной водой, разложены импортные сигареты. Предупредили - воду не пить, сигареты не трогать. Всё это для гостей и для имиджа. Ну, хрен с ней, с водой. Но болгарский "Опал" - дефицит! Мы же курили "Приму" и "Ракету." Искушение было слишком велико...
После уточнения основных технических характеристик стендов начали обсуждать стоимость и сроки выполнения контракта. Я назвал цифры: 200 тысяч рублей и два года. И стоимость, и длительность работы я завысил примерно в полтора раза. На тот случай, если болгары начнут торговаться и нам придется уступить. Чтобы работа осталась все-таки выгодной для нас.
- А что, если мы попросим выполнить работу быстрее? – спросил руководитель делегации, крупный жизнерадостный мужик, хорошо говоривший по-русски со времен учебы в Союзе.
Я объяснил, что это будет связано с рядом трудностей: придется изменить сроки выполнения других работ, платить более высокую цену за досрочную поставку комплектующего оборудования и т.д.
Всё, вроде бы, понял мой оппонент, но предложения увеличить стоимость работы от него пока не поступало.
- Давайте я для разрядки расскажу анекдот, который несколько дней назад услышал от своего сотрудника, - сказал я, - тем более, что он имеет отношение к нашим переговорам.
Руководитель группы зарубежных связей института (бывший секретарь парткома института), присутствовавший на переговорах и следивший, чтобы я не нарушал дипломатического протокола, до сих пор лишь важно надувавший щеки, подпрыгнул на стуле. Какой скандал!
Но я уже набрал обороты: - “Девушка, обращаясь к парню, говорит: - Хочешь провести со мною ночь?
- А сколько это будет стоить? – спросил парень.
- Пятьдесят рублей.
- С удовольствием, - говорит парень.
- Если с удовольствием, то сто, - уточнила девушка.”
- Я намек понял и я согласен, - смеясь, сказал болгарин, - но не в такой же пропорции!
Сократили срок выполнения контракта на девять месяцев и увеличили его стоимость на 100 тысяч рублей.
Стенды в Болгарию мы поставили, но впоследствии оказалось, что им не нужны ни стенды, ни завод, для которого эти стенды предназначались. Болгар заставляли развивать тяжелое машиностроение, без которого они прекрасно обходились.
- На территории, которую занимает завод, лучше бы грибы выращивать, - сказала заводская экономистка.
Ей виднее!
Свидетельство о публикации №209110301562
Приходилось работать с Вашим контрагентом.
В 1986-1989 годах я работал с львовским ПКИК - конвейер.
Львовский ПКИК-конвейер устанавливал и сдавал нам подвесные транспортные конвейеры с кольцевыми накопителями - четыре отдельных подсистемы (на ЭВМ - СМ-1800). Я же от завода МТЗ отвечал за АСУ -сборочным производством , частью которой были львовские системы ПТК.
В составе системы был также автоматизированный склад - разработчик Любляна, Югославия и собственно АСУ-сборка - разработчик минский ЦНИИТУ, (более 30 отдельных задач, теперь уже не вспомню точно).
Вся система была построена на 4-х (четырех) типах различных ЭВМ!!!
Насколько я знаю, львовская часть до сих пор работает успешно.
Мы почти коллеги.
Владимир Мурашов 23.05.2011 11:36 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик на мои мемуары.
Будьте здоровы!
Михаил Кивенсон
Михаил Кивенсон 23.05.2011 20:22 Заявить о нарушении
С Вами приятно спорить, если Вы помните наши пикировки.
Удачи во всех делах!
Владимир Мурашов 23.05.2011 20:25 Заявить о нарушении
Помню.
В любом споре важно понять точку зрения оппонента и суметь вовремя остановиться, не переходя на взаимные оскорбления.
Если память мне не изменяет, в том нашем споре мы оба проявили сдержанность.
С уважением
Михаил Кивенсон
Михаил Кивенсон 23.05.2011 21:32 Заявить о нарушении
Удачи!
Владимир Мурашов 24.05.2011 00:35 Заявить о нарушении