Записки Прогдиггера 31 Neo Progressive

Нео-прогрессив – это возрожденный симфо-прог, исполняемый современными группами с современным – мощным и жестким – звучанием.

Хотя новая волна Прогрессива накатила с той же стороны, где он и зародился – с Туманного Альбиона, - британское влияние в современной прогрессивной музыке чувствуется намного меньше: сейчас время континентального рока, поэтому многие группы, сказавшие свое веское слово в возрожденном симфо-проге, имеют скандинавскую, немецкую или французскую прописку. Впрочем, одно островное государство все же сильно выделяется на общем фоне: это, как всегда, Япония, чьи музыкальные поиски отличаются глобальностью и, в то же время, часто изысканностью стиля.

Но по порядку. История симфо-рока закончилась в самом конце семидесятых печальной констатацией вырождения жанра в коммерческую приторно-сладкую патоку, не вызывающую никакого интереса у поклонников серьезной музыки. Симфо-рок был похоронен, отпет и забыт. Монстры, вроде Yes и Genesis, переквалифицировались в исполнителей танцевальной музыки, и их перестали ассоциировать с Прогрессивным роком.

Застой длился приблизительно до 1983 года, когда начали выходить альбомы первых героев нового Прогрессива – Marillion, IQ и Queensryche. Как уже упоминалось, эти группы, ныне считающиеся классикой прогрессивной музыки, по сути, являлись клонами Genesis времен расцвета. Тем не менее, именно они пробудили уснувший было интерес к интеллектуальной рок-музыке, задавленной панк-роком и новой волной, и дали старт развитию Нео-проегрессиву.

Сегодня существует огромное количество нео-проговых групп, многие из которых причислены к элите  Прогрессивной музыки, но, так или иначе, ни одна из этих групп не принесла ничего по-настоящему нового, кроме более современного звучания. Хотя и здесь, стоит отметить, довольно скоро вернулась мода на «звук семидесятых», и многие нео-проговые группы ввели в свой арсенал меллатроны и муги, чтобы звучать еще ближе к эталонным образцам прогрессивного саунда.

Характерные особенности Нео-прогрессива:
   - Симфоническое звучание
   - Мощный, плотный звук, часто тяготеющий к агрессивности
   - Мелодизм и композиционный подход сориентированы на симфо-прог семидесятых
   - Повсеместное использование синтезаторов

Приложение: список групп из моей коллекции с некоторыми комментариями:

After Crying (Hungary) – весьма известные и популярные венгры
Ain Soph (Japan) – изумительно красивая японская группа, играющая на стыке спейс-симфо-рока в духе Camel и легкого фьюжн, напоминающего Brand X
Also Eden (UK)
Amenophis (France)
Ancestry (Italy)
Anglagard (Sweden) – очень популярная нео-проговая группа, оставившая меня равнодушным. Так и не понял, за что их настолько превозносят. Впрочем, я не любитель скандинавских наречий.
Arena (UK)
Ars Nova (Japan) – уникальная группа, изначально состоявшая только из созданий нежных, исполнявших жесткий и динамичный инструментальный симфо-прог в духе ELP с синтезированным оркестровым звучанием. На данный момент - одна из самых влиятельных групп направления.
Beardfish
Bellaphon (Japan) – еще одна известная японская группа, играющая ближе всего к Pink Floyd и поздним Yes
Bi Kyo Ran (Japan)
Bo Hansson (Sweden)
Credo (UK)
DeviI Doll (SIovenia)
Diablo Swing Orchestra (Swiss) – динамичная и веселая почти металлическая команда, на мой взгляд – одна из самых оригинальных нео-проговых групп
Discus (Germany)
Dogma (BraziI)
Edhels (Monte-Carlo) – группа из первой волны нео-прогрессива, которую можно спокойно отнести к числу последних групп классического симфо-прога.
Entrance (Chile)
Frost (UK)
Galahad (UK)
Gerard (Japan) – одна из самых влиятельных японских нео-прогрессивных команд, исполняющая весьма симфоничный жесткий рок.
Gosta Berlings Saga (Sweden)
Hiroyuki Ishizawa & IO (Japan)
Hostsonaten (Italy)
Iconoclasta (Mexico)
Interpose+ (Japan)
IQ (UK) – классики нео-прогрессивной сцены.
Jet Lag
Karda Estra
Kenso (Japan) – известный коллектив, записавший первые альбомы в самом начале восьмидесятых, а в девяностых порадовавший поклонников музыкой в духе Physical Graffiti 
Kotebel
Kula Shaker (UK) – скорее, нео-психоделический коллектив.
Little Tragedies (Russia) – стихи Гумилева, прочитанные на музыку поздних Yes. Dghxtv? Довольно неплохо – и в смысле чтения, и в смысле музыки.
Marillion (UK) – те самые, о которых так много сказано.
Minimum Vital (France)
Morte Macabre (Sweden)
Motoi Sakuraba (Japan)
Naikaku (Japan)
Nexus (Argentina)
Nick Magnus
Nostradamus
Osiris
Outer Limits (Japan)
Ozric Tentacles
Pageant (Japan)
Phideaux (France)
Pochakaite Malko (Japan) – скорее, экспериментальное РИО, но довольно симфонично, по-своему.
Quantum (Brasilia)
Rasa
Red Sand (Canada)
Riverside (Poland)
Sinkadus (Switzerland)
Spaced Out (Canada)
Step Ahead (France)
Subliminal
Taal (France)
Talisma (Canada)
The Music
The RPWL Experience (Germany)
Zen CarnivaI (USA)


Рецензии