Полеты, когда ноги - выше головы! В. Б

                Полеты, когда ноги – выше головы
                Здесь следует добавить: «а голова – ниже ног»!
              Пилотирование самолета, когда ноги – выше головы, часто бывают – на вертикальном пилотаже. Например, при выполнении знаменитой «петли Нестерова». Или, как её называли в начале своём, - из-за гибели летчиков, при выполнении, ими, этой пилотажной фигуры! - «мертвой петлей».
              Кстати, вертикальный пилотаж невозможен, на современных истребителях, без противоперегрузочного костюма. (ППК). Мы же, курсанты, выполняли «петлю Нестерова», без ППК. Ибо, эти самые ППК, только что  вводились в летные полки. Особенно мне нравилось выполнять, её, на самолете Як-18 «А». Как-то – легко получалась. Да и перегрузка - не особенно давила.
              А вот на чехословацком самолете L-29 перегрузка – уже давала себя знать! Получалось - примерно такое. Когда выполняешь нижнюю часть петли, то есть энергично тянешь ручку на себя, то перегрузка доходила до четырех G и больше. Другими словами, твой собственный вес, при такой перегрузке увеличивается – в четыре раза!
              А без ППК при четырехкратной перегрузке кровь – отливает от глаз. И наступает – самая настоящая темнота. Без потери сознания. Ты сразу же перестаёшь тянуть ручку на себя. И оказываешься, в это время, в верхней части петли. Находясь, при этом, в перевернутом полете. Другими словами, в этой точки петли летчик летит – верх ногами.
              А общая картина петли получалась, для летчика, примерно следующей. В нижней части петли – темнота, в верхней части петли – зрение восстанавливается. И снова – в нижней части петли – темнота, в верхней части – зрение восстанавливается. Сделаешь две-три петли и думаешь -  хватит экспериментировать! В верхней части петли, «полубочкой», переворачиваешь, самолет, в нормальный полет. Докладываешь, РП: «405-ый, задание выполнил». И летишь, с пилотажной зоны, к своему аэродрому.
              Вообще-то, пилотаж, как таковой, хотя и таит, в себе, множество опасностей, но – чрезвычайно красив. И, к тому же, даёт, летчику, массу новых впечатлений и весьма необычные картины мироздания. Потому и запоминается, летчику, на всю жизнь. Так я, производивший вертикальный пилотаж в летном училище в 1964-65 годах, ещё помню о нём. Назову хотя бы несколько картинок - именно по пилотажу.
              Кстати, пилотаж – это термин, или – понятие. Он подразумевает, в себе, выполнение, в воздухе, именно каких-то пилотажных фигур. Некоторые, из которых, имеют и боевое применение. Например, «боевой разворот». А к пилотажным фигурам относятся, тоже в качестве примера: «вираж на 360 градусов»; «штопор» (Штопор летчику дают для того, чтобы он мог, в своей дальнейшей летной практике, и выводить лайнер, при сваливании самолета, именно из  «штопора»). Здесь же продолжим, свое перечисление, дальше. А это, к примеру: «петля Нестерова», о которой мы уже рассказали вам кое-что; «бочка» (Это когда самолет плавно переворачивается, летчиком, на 360 градусов вокруг продольной оси самолета). И так далее.
              А картины, при пилотаже, получаются – самые разнообразные, да и, ещё раз выделим, весьма необычные. Так при выполнении «бочки», к примеру, летчик «видит», что не он вращает  самолет, вокруг продольной оси самолета, в сама Земля «вращается», - на 360 градусов! – вокруг пилота! Даже при весьма несложной пилотажной фигуре «вираж на 360 градусов» летчик «видит» - весьма своеобразную картину: что именно он наклонил, - Землю! – на 30, 45 или 60 градусов! Здесь я говорю именно о виражах с 30, 45 и 60 градусов – соответственно.
              Кстати, эта пилотажная фигура требует, от летчика, очень точного пилотирования самолета как по крену, так и - в горизонтальной плоскости. Вираж считается хорошо выполненным, если ты, при выполнении этой пилотажной фигуры, попадаешь в спутную струю – от своего же самолета! И так далее. Кстати, при вираже в 60 градусов,-  по крену, разумеется! – летчик получает и - двойную перегрузку. Что тоже добавляет летчику – впечатления при пилотаже. Ибо он выполняет, эту пилотажную фигуру, под «давлением» (под перегрузкой!) – Земли-матушки!
              Но почему-то мне понравился, при полетах на самолете Як-18 «А», «штопор». Наверное,  потому, что картина получается, при выполнении этой пилотажной фигуры, просто необыкновенная. Картина маслом, да и только (Выражение взято мною, кстати, из художественного фильма «Ликвидация».)! Хотя сама фигура – смертельно опасная для летчика или летного экипажа. Эта «фигура» уже унесла, на тот свет, тысячи пилотов. Да и уносить, эпизодически, и в наше время. В общем, фигура  страшная – сама по себе, по своей сути и -  сущности.
              А начинается выполнение, её, со следующего. Рычаг управления двигателем, РУД, ставится - на «Малый газ». Скорость начинает - стремительно падать, ибо летчик, в это время, специально держит, самолет, в горизонтальном полете. И вот, на вполне определенной скорости, летчик берет ручку управления самолетом - полностью на себя, и дает  левую или правую ногу, - в зависимости от того, хочет он выполнить левое или правое вращение самолета при штопоре! – тоже до отказа. И самолет срывается – именно в штопор! Другими словами, концы – обрублены! И ты, уже, во власти Земли-матушки, которая и «встретит», тебя, если ты не выведешь, самолет, из штопора!.. «Встретит», тебя, прощальным взрывом!
              Сама же картина, которая предоставляется, вдруг, летчику, находящемся, - вместе с самолетом, в штопоре! – просто изумительно прекрасна. Более того, чудовищно прекрасна, если учесть, что ты находишься - именно во власти смертельной фигуры. Получается, по этой картине, что не ты вращаешься вокруг Земли, а Земля вращается, через какой-то глубочайший туннель, сверкающий, ещё и Солнцем,  вокруг тебя. Получается, что ты, - чуть ли не как Бог! - смотришь на нашу изумительно красивую планету.
              Планету, которая, через свое вращение вокруг тебя, показывает, тебе, все свои, ещё не познанные, тобою, красоты и прелести. И получается, если учесть сам штопор как смертельно опасную фигуру, что именно Бог показывает тебе, несмышленому, последнюю свою «картину» перед твоей мгновенной смертью.
              Кстати, штопор, как фигура и картина для пилота, поразил меня, ещё раз, когда я, наконец-то собравшись, попал в храм Христа-спасителя в Москве. Храм – понравился. Но просто поразила и покорила  меня, там, следующая картина. Осматривая церковный храм, я, незаметно для себя, добрался до осмотра купола храма. И, бросив взгляд, в купол храма – просто замер от изумления. Какой- то святой, - или, может быть, сам Бог! – пронзительно смотрел на меня... Я, от потрясения, даже постеснялся спросить – кто там изображен. И – до сих пор не знаю, к моему стыду…
              Но пронзительно смотрит на Землю – и пилот, находящийся, вместе с самолетом, в штопоре. Я, - от изумления, неожиданности и красоты! – даже стал, - выделю, интуитивно! – медленно поворачиваться на 360 градусов, смотря, при этом, на фигуру и в глаза ангела или Бога. И был – ещё более потрясен, ибо стал вращаться надо мною, в куполе, летающий ангел или Бог-спаситель. Бывает же – такое! Однако пора закончить разговор  - о самом штопоре. Чтобы хоть как-то завершить его.
              Вывод из штопора, самолета Як-18 «А», сравнительно прост. Отдаешь ручку управления, самолетом, от себя -  до упора. Затем даешь ногу, противоположную вращению самолета. Самолет – прекращает вращение и выходит из штопора. Получается, глубокое пике (пикирование самолета). Даешь максимальные обороты и выходишь из пике, при достижении вполне определенной скорости, через полупетлю и, потом, через полубочку.
              Остается только выделить, что каждый самолет – «штопорит» - по-своему. Другими словами, на штопор, как пилотажную фигуру, влияют как расположение и конфигурация крыльев, так и расположение и конфигурация – хвостового оперения самолета. Так чехословацкий самолет L-29 отсчитывает, к примеру, витки  в - самом штопоре. А перед вводом его, в штопор, «падает» по типу «кленового листа». И так далее. Всего, здесь, и не перерасскажешь.
              Однако тема, у нас, взлеты. Поэтому в Заключение хочу рассказать, что взлет, особенно современных истребителей, тоже несет, сам по себе, довольно-таки много психологических, эмоциональных, да и других нагрузок для пилота, свойственных именно этому типу самолета. Не будем говорить обо всех, но, к примеру, современный истребитель может набрать высоту, - к примеру, 11-ть тысяч метров! - почти за половины минуты! После взлета, - и уборки шасси и закрылков! - он, быстро разогнавшись, начинает стремительно набирать высоту – чуть ли не по вертикали! И летчик в это время, в самом прямом смысле, управляет, самолетом, «лежа» на спине! За одну секунду истребитель набирает, в начале, 250 метров высоты, а за 10 секунд – две с половиной тысячи  метров. Представляете - картинку!
              У современных истребителей даже существует сейчас, - типа юморески, наверное! - небольшой рассказ именно об этом. Главный смысл, которого, заключен примерно в следующем.
             - Что ты видишь, 487-ой? – запрашивает его, РП, во время стремительного набора, им, высоты.
             – Да ничего, - отвечает, ему, 487-ой. - Кроме своих ног, которые, сейчас, выше головы!
              Кстати, на  высоте 18 000 метров небо начинает из голубого постепенно превращаться – в черное! Постепенно превращаться, в черное, когда ты, пронзив тропосферу, выходишь в стратосферу! При котором на небе, даже днем, сияют звезды. Ну а теперь, завершив рассказ о пилотаже и взлетах, создадим рассказ о тех же взлетах, совершенных, мною, как летчиком Дальней авиации.
                (Продолжение следует)


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.