Новелла первая. Приёмный сын

ЮРИЙ  ФЕЛЬДМАН


                Моим пациентам посвящаю.               

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  НОВЕЛЛЫ.



  Германия и сегодня - страна богатая. Бедность и переживания,
гнетущие немца, несравнимы со страданиями россиян. Немец сыт,
обут-одет. Большинство имеет собственную крышу над головой и ничто не вынуждает взрослых детей ютиться вместе с родителями. Многие имеют машины. Безработные, как и больные, защищены. Никто не голодает. И... и всё же, так часто встречаются Несчастливые, Хрупкие, Надломленные.
               


НОВЕЛЛА  ПЕРВАЯ.


Фрау К. - учительница итальянского. Муж - предприниматель, строитель. Им обоим около пятидесяти. Он большой, плотный, подвижный, без морщин, с седой шевелюрой и бородкой. Она сухая, спортивная, без возраста, хотя и курит. Не было у них своих детей. Проблема, конечно, непростая, но вполне разрешимая...
  Маленький Отто родился четвёртым, нежданным, да и нежеланным ребёнком в семье, где отец весьма увлекался пивом, и постоянно не хватало денег. Годовалый, понятно, он не заметил перемены дома и  родителей. Рос здоровым, чуть полноватым, не слишком преуспевающим в учёбе, но вполне адекватным послушным мальчиком, любящим футбол и музыку. Происхождения своего не ведал, и супруги К. были для него просто мамой и папой.

Родственники же тайну знали, и тётя Кристина, которая и не тётка даже, так - десятая вода, на его шестнадцатилетии, непонятно зачем, по большому секрету сообщила, что сын-то он - приёмный. Отто не сразу и сообразил, о чём речь. Тётя терпеливо обьяснила, как он должен благодарить судьбу и родителей, взявших и усыновивших его „от этого жуткого алкоголика.“ Наконец, до юноши начало доходить, что шепчет она не о ком-то, а о нём. Мгновенно вспомнилось, что отец  отказался подарить на день рождения новый компъютор,- подумаешь, всего- то за три с половиной тысячи, мол, старый ещё неплох, недавно гарантия кончилась. Разочарование, обида и боль сдавили тисками. Глазами встретился с взглядом отца, беседовавшего с кем-то и в такт речи дирижировавшего сигарой. И вдруг, его отсутствующий взгляд разбудил пронзившую душу мысль - да, ведь, этот важный господин вовсе и не отец, он - чу-жой!! Стало душно, в голове клочками носилось: „ Что же такое? Получается, обманывали всегда, всюду и абсолютно все! Гости и родственнички, оказывается, знали, знали все, а сами приносили подарки, улыбались, целовали, хотя я им совсем никто, чужой! Но мaма, ведь она... она... вот, что совсем уж невероятно! Я же люблю её, тайны доверяю“. Эта дикая мысль просто не умещалась в уме. Подумал вслух:
-   Может, всё же неправда? Хорошо бы! Надо побыстрее выяснить. Нет, только не сейчас. Когда же кончится вечер, и все гости-притворщики с их наклеенными улыбками уберутся! Душно, как бы уйти отсюда. Нет, не хочу с такими обманщиками даже прощаться... А ОНИ потом пусть оправдываются - у мальчика, мол, трудный возраст. Родители тоже называются. И на Майорку не взяли - дорого, видите ли, с классом  в Тироль загнали. Настоящие родители не поскупились бы...

-    Отто, где ж ты был? И глаза мокрые. Что случилось, почему на меня не смотришь?               
 -   Тётя Кристина сказала, что вы мне - ненастоящие родители. Правда?
-   Н-да! Господи, вот идиотка старая! Кто её за язык тянул!
-   Значит, всё-таки правда!
-   Ну, не плачь, мальчик, ты уже большой. Раньше или позже узнал бы. Иди ко мне, я ведь тебя люблю, ты знаешь. Дрожишь, замёрз наверно? Успокойся! Не нравится, что обняла? А чего хочется? Хочешь, принесу твой любимый штрудель и пепси?
-   Ничего не надо. Лучше расскажи правду.
-   Неожидано так, да ладно, слушай... Врач сказал - у нас  детей не будет, а нам очень хотелось сына. Вот мы и взяли тебя, совсем ещё маленького, и ты нам родной.
-   Неправда! Хочу увидеть, узнать своих настоящих родителей, какие они. Может у меня ещё братья и сёстры есть?
-   Кажется, есть там кто-то.
-   Кругом один обман! Всегда мечтал о брате! Со мной не дружат, ты знаешь, сейчас я и совсем один. Что же получается? Отстань, не надо, не обнимайся! Всё шайзе и притворство! Где они живут?
-   Раньше жили недалеко, в Альтенштайге.
-   Почему я о них до сих пор ничего не знал?
-   Так стоит в договоре об усыновлении. Они отказались от тебя навсегда.
-   Не верю! Хочу видеть их, не запретите!
-   Успокойся, ложись спать, уже поздно. Завтра в школу.
-   Ни в какую школу не собираюсь. Думал, ребята смеются, что я неловкий и в футбол плохо играю, а они, получается, тоже знали.
-  Перестань кусать ногти. Никто в школе не знает.
-   Не верю, никуда не пойду!
-   Сынок, ты же мужчина. Вспомни, когда в Тироли ногу сломал, было больно, а ты даже не пикнул.
-  Тоже сравнила! Тогда просто болело, а сейчас... мне никогда ещё не было так плохо.
-   Пройдёт, мой мальчик. Спи. В жизни случаются вещи страшней.
-  Хуже не бывает!

За завтраком все трое молча пили кофе и не смотрели друг на друга, будто испытывали вину и, не обменявшись привычными семейными поцелуями, разошлись.

Вечером мать зашла к Отто в комнату. Он с наушниками, закрыв глаза,  в кроссовках, лежал на диване.
-  Уроки уже сделал?
-  Угу.   
-  Что было в школе?
-  Бсё нормально.
-  Ужинать будешь?
-  Не хочу.
-  Дай поцелую, спокойной ночи, сынок.

Утром та же гнетущая тишина. Отец, чего не позволял себе прежде, пил кофе, отгородившись газетой.
Вечером фрау К. попросила мужа:
-  Побеседуй с ним. Неужели не замечаешь, как сильно мальчик переживает!
-  О чём я должен с ним говорить? Может ещё оправдываться, что каждое его желание,  по твоему дурацкому  доктору  Споку, выполнялось, почему он и вырос таким неженкой и бездельником? Если бы воспитывали строго, как нас прежде,  толку получилось бы наверняка больше. Это он должен придти и сказать спасибо за всё, что мы ему дали. Ты, ты его распустила!
 
Дальше - хуже. На четвёртый день позвонили из школы, поинтересовались, чем Отто болен и отчего не посещает занятия.
-  Сынок, что случилось? Ты же утром уходишь, говоришь - в школу, а сам?
-  Не могу мама, мне кажется, даже прохожие догадываются, что я приёмыш, и по- особому переглядываются, а ты толкуешь про  школу.  Легче повеситься, чем в класс войти.
-  Господи! Где ж весь день пропадаешь?
-  Присмотрел, вот, одну скамейку в парке, в кустах. Надену наушники, врублю музыку, чтоб ни о чём не думать, и сижу. А мысли всё равно лезут. Потом, куда деваться, тащусь домой.
-  Учёбу совсем запустишь!
-  Мне, сейчас, безразлично.
-  Папа  рассердится.
-  Тоже мне папа. Я понял - он меня никогда и не любил!
-  Неправда, он переживает за тебя, только мужчины расстраиваются
по-своему.
-  По-своему, по-моему! Ты меня любишь, а он - нет. Вот и всё!
-  Не об этом сейчас речь. Что делать, чем тебе помочь?
-  Хочу видеть моих настоящих родителей!.                -  Они никогда не выражали желания о такой встрече.
-  Это вы припёрли их к стенке своим договором!
-  Хорошо, сынок, не нервничай, а мы с папой подумаем что делать.


-  Клаус, послушай. Давай всё-таки разрешим, пусть он сьездит, убедится, наконец, что жизнь с нами - это благо, и успокоится.
-  Наверно, ты права. Конечно, запретить можно и закон на нашей стороне. Да, ладно, пускай встретится с ЭТИМИ и досадный эпизод, наконец, будет исчерпан. Но я туда не поеду, мне у них делать нечего! Да и тебе, дорогая, не советую.
-  Согласна, нам с ними встречаться вовсе незачем. Ещё неизвестно захотят ли они и Отто повидать. Кто он им? Попробую разыскать их телефон. Дальше пусть сам звонит и договаривается. Уверена, ТАМ ему не понравится, всё успокоится и скоро забудется. Верно, милый? Опасаюсь только, не запустил бы он учёбу.

-  Отто, сынок, мы с папой решили, если завтра пойдёшь в школу, попробуем разыскать номер телефона, так называемых родителей, и разрешаем с ними встретиться, если, конечно, они ещё захотят. Надеемся, убедишься, сам, где твой дом и кто тебя любит.
-  Мама, папа, спасибо! Я вас люблю, но у меня в голове всё спуталось, не могу ни о чём другом думать. Мне необходимо их увидеть. Мама, а что я скажу в школе?
-  Не беспокойся, напишу письмо классной руководительнице, что ты был не вполне здоров. Постарайся, и хорошенько поднажми на учёбу. Согласен?

-  Отто, отчего ты такой красный, не заболел?               
-  Они меня пригласили. Она плакала по телефону, говорила: “ты мой ребёнок“. Поедем?
-  Нет уж, сынок, поезжай, раз так захотел, сам. Нам с папой там делать нечего.
-  Что нужно с собой взять? Подарки?
-  Купи торт и цветы. Для них более чем достаточно. Вы и о времени договорились?
-  Да, с вечера пятницы и до воскресенья!
-   Ну, что ж, малыш, сьезди, сравни...

-   Не пойму, ты поездкой доволен?
-  Тоже не могу разобраться. Знаешь, мама, а мы внешне даже похожи. Простые люди, обрадовались, суетились. Столько жирной свинины и пива! Они наверно не понимают, что есть жирное вредно для здоровья. И все пьют много пиво, особенно он.
-  Он, это кто?
-  Ну, отец, что ли. Она, мать, значит, здоровые кусища подкладывала, есть уговаривала, в глаза заглядывала. А домик так себе... потом обе девицы, сёстры, выходит, шепчутся, хихикают. Странно всё.
-  Выходит, всё чужое и больше туда не поедешь?
-  Наверно. Не знаю, надо подумать, мама.

-  Отто, я вижу, матери с тобой не справиться. Давай, наконец, поговорим.
-  Может, позже? У меня, знаешь, уроки.
-  Что ты всё врёшь? Какие уроки? Звонили из школы, опять три дня прогулял. Мать жалуется, у неё деньги из кошелька пропадают. Твои проделки?
-  Я начал курить, откуда еще взять денег на сигареты?
-  Почему тайком? В молодости я тоже курил и разносил газеты,  зарабатывая на сигареты. Может и пить начал? У тебя есть в кого.
-  Нет, пиво попробовал, показалось невкусно.
-  Что с тобой последнее время творится? С головой непорядок, или, может, ремня не хватает? Мать плачет, собирается отвести к психологу.
-  Всё нормально, попробую сам справиться. Только, почему-то,  делать ничего неохота.
-  Распустился, возьми себя в руки.
-  Не выходит пока… Постараюсь, папа.
   

-  Клаус, он снова выходные провёл в Альтенштайге, у этих... У меня опять не хватает денег в кошельке. Просто кошмар какой-то!
-  Пусть бы там и оставался, никакого покоя дома! Взяли сокровище на свою голову...
-  Замолчи! Мы же его вырастили, я его люблю! С ним неладно, надо спасать. Вот пойдём к психологу посоветуемся, и, увидишь, найдём выход. Я перечитывала на днях „Маленького принца“ Сент - Экзюпери....
-  Тоже мне принц! Задать ему трёпку и на сутки без жратвы в тёмный чулан, наверняка понял бы, что почём. Не согласна?  Тогда поступайте, как хотите, гуманисты! Извините,- психологи!

-   Ну и что эта дамочка насоветовала?
-   Фрау Райтер полагает, - у нашего мальчика психологический кризис и с ним потребуется долго и глубоко работать.
-   Конечно, долго, им же, нужно наши денежки качать. Сколько ты ей уже отвалила?
-   Сегодня сто евро, но она составит договор с больничной кассой и психотерапию нам оплатят.
-   Значит, теперь у нас Отто не лентяй и домашний воришка, а больной, ему не ремень, а психотерапевт нужен. Так-так...   

-   Фрау К, чем могу быть полезен?
-   Я, вообще-то, человек скептичный, только мне одна знакомая рассказала, будто Вы лечите гипнозом от курения, верно?
-   Приходится.
-  Любопытно.
-   Можно поинтересоваться, давно Вы курите и есть ли  проблемы со здоровьем, чем вообще увлекаетесь?
-  Начала, наверно, лет в тридцать, курю примерно полпачки в день, слабые дамские сигареты.- Проблемы со здоровьем? Пожалуй, пока нет. Я люблю теннис и длительные прогулки, соблюдаю диету. Много знакомых. Общаемся.
-   Зачем тогда бросать? Может, боитесь рака?
 -  Рака? Не больше других, скорее... нет. Причина, только, пожалуйста, не иронизируйте, я слышала, психиатры такие насмешники...
-    Рискните, попробуйте довериться. Наконец улыбнулись. Зачем, всё-таки понадобилось бросать курить? 
-  Не хочу, чтоб мой сын курил. Надо показать ему - вполне можно бросить.
-  Решили вдохновить его своим примером? И он тоже хочет?
-  Я курю уже двадцать лет и одной пачки мне хватает на два дня. Он же высасывает больше двух пачек в день и ему никак не бросить, кашляет, пальцы жёлтые, стал ужасно нервным...
-   Сколько лет сыну?
-   Скоро исполнится восемнадцать.
-   Учится в школе?
-   Да, то есть, нет. Сейчас он в нервной клинике в Шварцвальде.
-   Если не секрет, что с ним?
-   С ним... ладно, поделюсь. Уже больше года в семье кончилась нормальная жизнь. Сын очень изменился, узнав, что он приёмный. Запустил занятия, замкнулся. Днём запирался в комнате со своей ужасной техномузыкой, ночью уходил куда-то, страшно много курил. Мы стали прятать от него деньги, беседовали с ним по-хорошему и ругали, водили к психологам, а теперь его направили в клинику для молодых людей с психологическими проблемами. Думаете, там курит меньше? – Нет!
-   Сколько длится лечение?
-   Девять месяцев.
-   Так долго?
-   Говорят, проблема требует глубокого анализа и чего-то там ещё.
-   Вы его навещаете?
-   Обязательно! Езжу каждую неделю. Муж тоже, но реже, ему всё некогда…
-  Надеюсь, видны результаты?
-  Печальные - он боится выписываться...
-  Н-да... Теперь понятнее причина Вашей печали. Значит, решили бросить курить, чтобы поддержать сына.
-  Но ведь я мать и обязана что-то делать!
-  Любовь движет миром. А ещё говорят, мол, эта истина устарела. Конечно, нам хочется помогать ближним, прежде всего детям. Так трудно принять, что они становятся взрослыми и могут сами поступать верно или, даже совершать ошибки, как и мы в молодости. Если согласны, я подумаю над вашей проблемой, только волшебного ключика у меня нет и заранее обещать ничего не стану.  Курить же, с моей помощью, Вы бросите. Надеюсь, сегодня ещё не курили?
-  Нет, Вы же мне не разрешили. За сочувствие спасибо. А может доктор всё-таки волшебник?

               
-  Удивительно! Я целых три дня без сигарет и даже у Отто не закурила. Он подсмеивается, - долго не выдержешь, говорит.
-  Пусть смеётся. Главное - серьёзная установка на лечение. В Вас я уверен. Кстати, как его дела?
-  Трудно понять, чем они там занимаются? Каждое утро садятся в кружок, по три часа разговаривают, разбирают свои проблемы, потом расходятся, кто умеет рисует или лепит. Мой сын к подобным делам не склонен. Слоняется себе без дела, копается в себе, курит. Толстеть начал. Жалуется - постоянно есть хочется. По субботам у них дискотека. Вот такое лечение.
-  Немного странно. Молодых людей отрывают от непростой, но нормальной жизни в обществе на целых девять месяцев. Потом стонут - нет денег в больничных кассах... Впрочем, как говорили в России: - Со своими указами в чужой монастырь не суйся. Итак, у нас сегодня второй сеанс...

-   Мы встречаемся пятый и, как договорились, последний раз. Я не понимаю, что Вы сделали, только курить совсем не хочется!
-  Всё довольно просто. Вы сами хорошенько захотели, а я лишь помог осуществить Ваше желание.
-  Если всё так просто, помогите, спасите нашего сына! Вы обещали подумать.
-  Ничего себе просьба! Разве он уже рвётся ко мне, просит о моей помощи, или это пока только Ваше желание?   
-  Я смогу уговорить.
-  Вы можете ему рассказать, объяснить, а обратиться ко мне он должен по своей воле и желанию, тогда ещё возможно помочь.
-  Да он какой-то несмышлёный,  не понимает толком, что ему нужно. Мы придём.
-  Если он захочет.
-  Приведу!
               
-  Доктор, добрый день. Я полгода назад лечилась у Вас от курения.
-  Помню, помню фрау К., здравствуйте. У Вас, кажется, была сложная ситуация с сыном.
-  Хочу поблагодарить, вот уже шесть месяцев не курю. Вначале немного поправилась, сейчас - на диете, ничего, похудела. Со мной всё нормально.
-  Приятно слышать. Что-то продолжает беспокоить?
-  Сын и ещё раз сын. Скоро из-за него попаду уже не в нервную клинику, а сразу в сумашедший дом.               
-  Лучше не становится?
-  Что Вы, то время, кажется теперь раем. Можно мы с ним к Вам придём?
-  Ну, если нуждаетесь, пожалуйста.

-  Здравствуйте Фрау К. А молодого человека, кажется, звать Отто? Приятно познакомиться. Проходите, садитесь. Хотите шпрудель? Можно Вас рассмотреть? Фрау К., Вы стали ещё интересней. Муж ещё не ревнует? Напрасно.  Итак, Отто. Волосы выкрашены в красный цвет и такие же серьги в ушах. Подражаете какой-то звезде, или нынче модно?
-  Захотел.
-  Понятно. Мы примерно одного роста, но, похоже, в разных весовых категориях. Сколько на весах потянете - девяносто или побольше?
-  Не знаю, весов нет.
-  Спортом занимаетесь? 
-  Зачем ещё?
-  Чем же?
-  Ничем, музыку слушаю, курю, гуляю.
-  Друзья или подружка имеются?
-  Нет никого.
-  Учитесь, работаете?
-  Пока нет.
-  С отцом ссоритесь?
-  Не из-за чего. Я с ними не живу.
-  Доктор, он получил комнату в доме для молодых людей с проблемами.
-  Вот как? С соседями, Отто, общаетесь?
-  О чём нам разговоривать?
-  Фрау К., Вам приходится ему помогать?
-  Немножко, он получает социальную помощь.
-  Как же так получилось?
-  Понимаете, у нас в банке с конто пропали пять тысяч. Выяснилось -  Отто подделал подпись и снял деньги.
 -  Отто, не может быть!?
-  Почему? Я ж просил у НИХ новый музыкальный центр, ОНИ не покупали. Сколько можно повторять. Вот и пришлось...
-  Установку - то  купил?
-   Конечно!
-  Против него возбудили уголовное дело. Прокурор настаивал, если мы не возражаем, передать дело в суд. Пусть, мол, посидит годик, подумает, поумнеет. Мы с мужем чуть до развода не рассорились. Он видеть сына не желает, пусть идёт в тюрьму. Я не согласилась.- Наша вина, говорю, - не так воспитывали.  - Мы в ответе за всех, кого приручили - об этом ещё Сент -Экзюпери писал...
-  А он?
-  Ты воспитала из него принца, теперь с ним и возись. Хватит. Или он уйдёт из дома, или я...
-  И что?
-  Вот сын и ушёл.
-  Вы его, вижу,  не бросаете...
-  Конечно, кому он, кроме матери, нужен.
-  Отто, у Вас есть ко мне вопросы или просьбы?
-  Нет.
-  Зачем тогда пришёл?
-   Она привела.
-  Отто, сынок, ну говори же, спрашивай, жалуйся!
-  Наговорился я уже с ними, мать. Надоело!
-  Отто, если в будущем лично Вам понадобится моя помощь – звоните и приходите.
-  Ага. Мать, ну мы идём?
-  Сейчас, только попрощаюсь.
-  Дай десятку на сигареты и оставайся себе.
-  Сейчас дам. Вот, возьми.
-  Чао!
 
-   Что же нам делать, я в отчаянье!
-  Готового рецепта нет, попробуйте оставить его в покое. Может он сам…
-  Нет! Он погибнет, станет алкоголиком, наркоманом, преступником!
-  Не исключено, но возможно, возьмёт на себя, наконец, ответственность за свои поступки, за свою собственную жизнь?
- Вы врач, а советуете, словно мой муж, бросить его, ненужного, кроме меня, никому на всём свете?
- Разрешите поинтересоваться: Вы попрежному играете в теннис, путешествуете, встречаетесь с друзьями?
-   Что Вы? Разве можно думать о развлечениях, когда дома несчастье!
-   Попробуйте вернуться к прежней жизни, тем самым и сыну поможете ...
-   Невозможно!
-   Вы действительно уверены -  проблема только в нём?
-   В ком же? Почему так странно на меня смотрите? Скажете, я ему мало отдала? Всю жизнь!
- Может, уже и хватит, достаточно?
- Загипнотизируйте его, пожалуйста!
- Это шутка?
-   Теперь понятно. Достаточно! Вы просто не хотите нам помочь, но я всё равно его спасу! Прощайте!




Рецензии
Уважаемый земляк, здравствуйте! С интересом узнал о том, что Вы живёте в Штуттгарте. В этом городе жила и творила моя хорошая знакомая поэтэса Ольга Бешенковская. К сожалению, она ушла из жизни в 2006 году. Ознакомился с Вашей работой. В информационном плане она познавательна, но слишком перегружена. Литературный язык несколько суховат. Не хочется в этой опции делать детальный разбор этой публикации. К Вашей профессии отношусь с большим пиететом. На протяжении многих лет я работал здесь в Германии пресс-секретарём одного большого христианского реабилитационного наркоцентра невдалеке от Кельна. Желаю Вам успехов на ниве творчества. Больше читайте литературы из художественно-документальной публицистики. Рекомендую Вам ознакомиться с моими эмигрантскими тетрадями. Они выставлены на ПРОЗЕ. Всего Вам доброго и светлого!

Борис Бем   03.04.2020 23:45     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис!
Спасибо за рецензию. Удивительно что мы до сих пор не были знакомы!
Моё первое крупное произведение "Записки тюремного психиатра" было как раз опубликовано у Ольги Бешенковской в первом номере её журнала Родная речь. Позже это повествование было напечатано в журнале Нева.
Литератором себя не считаю, т.к. считаю это профессией. Пишу только по приказу сверху. Ваши произведения почитаю и отзовусь. И вы ко мне заглядывайте, может что интересное найдёте. Желаю всяческих успехов , и что сейчас нелишне, здоровья!
Юрий Фельдман.

Юрий Фельдман   04.04.2020 12:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.