Последнее слово. Украинский Фронт

© Dmitry Karateev & Constantin Mohilnik

Видавничий Гурт КЛЮЧ


Заключение книги УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ


Последнее слово


Владимир Высоцкий говаривал на концертах и в интервью, что Пушкин, сетуя на множество приписываемых ему похабных, безбожных и противоправительственных стихов, с улыбкой замечал: «От плохих стихов не отказываюсь, надеясь на добрую славу своего имени, а от хороших, признаться, и силы нет отказываться».
Нам, не столь пока знаменитым, чужих текстов не приписывают – Бог миловал, - зато, глазом не моргнув, шьют нам чужие цели и непонятные намерения.
По мере написания “Украинского Фронта”, мы знакомили украинскую и российскую читающую публику с его фрагментами. Получили немало горячих и часто возмущённых отзывов: украинцы советовали нам немедля стребовать с имперской Москвы заработанные серебренники, а россияне видели в нас “исполнителей политического заказа правящей элиты Западной Украины”.
Что ж, понятно: a la guerre comme a la guerre - на то и фронт.
Авторы отдают себе отчёт, что существуют вещи, условно говоря, священные. И знают авторы, на что идут – вовсе не кощунствуя против священных коров, а лишь описывая богоподобный скот с точки зрения его рогатости-парнокопытности. Не принимаясь врачевать высокую болезнь Русской Идеи, украинского национализма, еврейской избранности или германского расово-культурного превосходства, отметим, что такая их природная составляющая как бред величия имеет обратной стороной бред преследования этого величия.
На Западе некоего немца уже упекли за публичное отрицание Холокоста.
Президент Украины настаивает на уголовном преследовании тех, кто не верует в Голодомор.
Вот и Российской Госдуме следовало бы государственно подумать о введении уголовной ответственности за непризнание наличия:
• жидомасонского заговора
• панической ненависти Запада к России.
Но мы такого и не отрицаем по той причине, что es gibt Gegenstaende, von denen gilt, dass es dergleichen Gegenstaende nicht gibt*. Например, кентавры, НЛО, четырёхмерные пространства или, скажем, квадратный круг и Абсолютное в Себе. И, не будучи экспертами в областях уфологии, руморологии, кудэталогии и прочей эзотерики, заметим здраво, что отрицая некий предмет, следует иметь некое же понятие о нём, а значит, признавать в какой-то степени его существование. Более того, таким предметом бывает любое историческое событие.
Для буддиста, скажем, и бытие Будды – не историческае проблема, а праздная игра воображения. Оно и понятно: если бытие в целом иллюзорно, то чего же тогда спорить об истории. А известный русский мыслитель, чьё историческое бытие столь же иллюзорно-проблематично, высказался об этом так: “Бросая камешки в воду, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою”**.
Итак, некий камень падает в воду, а может быть, это прыгнула лягушка – и побежали круги. Таков уж наш мир, такова и его история, что, не так, скажешь, читатель? Глубоко перепаханные этой простой истиной, мы не стали утруждать себя перелопачиванием и перекопычиванием тысяч тонн документального праха. И в этом тоже мы от души согласны с Пушкиным: самое интересное в истории – анекдоты. Право, как подумаешь: ведь анекдот!
А открытие Украинского Фронта – истина. А истина – см. главу «Русская Идея» - есть искомое, ископаемое. Вот ископали мы эту истину – а она уже запоздала. Надо новую искать-искапывать. А истин-то много, а правда – едина.
А открытая-отрытая истина Украинского Фронта, как ты вместе с нами убедился, читатель, даёт ключ к целому ряду анекдотов истории. А «ряд» по-украински – «низка». Вот мы и нанизали, что имеется, на красную нить этого открытия, с которым – кто ж теперь поспорит! А если всё-таки тебе, читатель, не поглянется наше освещение того-другого факта или фактора, то вот тебе до смешного простой совет: попробуй в личной оценке стать на точку зрения идейного противника.
И тогда увидишь, заклятый бандера, что авторы отнюдь не продались москалям, а напротив – кровь из носу! – исполняют твой же прозападный политический заказ!
И ты, имперский шовинист, до слёз ясно ощутишь, что авторы вовсе не злобствуют по-хохлацки, а верой и правдой за тридцать серебренников служат братской тюрьме народов!
А взглянуть на дело пошире, как поэт:

Эх, плюнь да разотри,
Да посмотри пошире:
Эх, раз, и два, и три,
А потом – четыре! -

и поймёшь простую, как дважды два четыре, правду Украинского Фронта.
Итак. Во многоглавом человечестве-горыныче, всякая пасть шипит своё, каждый кулик своё Куликово поле хвалит, всякому овощу – нрав и права, а у каждой зверушки – свои побрякушки. А в иной голове – в свою очередь прячутся две. И мысли в ней – те справа, те слева, и язык огненно раздвоен. Кто слева – тот прав, зато кто справа – тот лев. И будет мучить бедную голову роковой выбор, пока вдруг не погаснет всё: 

И пропал нежданно град.
Провалился. И понять давал:
Я – провал, и сроду не бывал
Чем-либо другим, и пытка-нитка
Порвалась и больше не казнит
Путаника, что башкою хворой
Думу думал тыщу лет, которой
Уж ему не маяться: гранит
Бытия не выдержал избытка
И порожним черепом забыт.***

Так и Украинский Фронт, у которого, как помнит внимательный читатель, есть свойство задрёмывать на век-другой, - уснёт однажды навек, как и мы с тобой:

Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!
Не надо людям с людьми на земле бороться!
Смотрите: вечер, смотрите, уж скоро ночь.
О чём – поэты, любовники, полководцы?
Уж ветер стелется, уже земля в росе,
Уж скоро звёздная в небе застынет вьюга,
И под землёю скоро уснём мы все,
Кто на земле не давали уснуть друг другу.****

Так вот, посмотрим в этом свете, что гораздо пошире. И из дальнего, из вечного завтра, которое ведь уже близко, увидим бесстрастно-бестрепетно, чего стоит наше вчера и сегодня. Никуда не уйдут мёртвые в своей непреодолимой истинности факты. Но того и гляди, получат оценку – а мы ведь в нашей книге избегали оценок, это дело твоё, читатель. А конкретнее говоря, есть у нас не столь уж смутное ощущение, что задрёмывает фронт и теряет остроту спор, и сбрасывается ветхое платье – с ветхою кожей, и спадает ветхая кожа – с трухлою плотью, и оголяется скелет, а уж за ним – последняя голая правда.


3 ноября 2009, Киев

Видавничий Гурт КЛЮЧ:
Дмитрий Каратеев & Константин Могильник


*  Есть предметы, о коих правомерно сказать, что подобных предметов нет (нем.) – “Gegenstanstheorie”, Alexius Meinong
**  Козьма Прутков
***  «Ночное катание», Р.-М.Рильке
****  М.Цветаева


Kнигa УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ:

ВВЕДЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/14/58
1. ЕВРОПА, АЗИЯ, ДИКОЕ ПОЛЕ   http://proza.ru/2009/07/08/809
2. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ В СВЕТЕ РУССКОЙ ИДЕИ  http://proza.ru/2009/10/30/1417
3. ГУСЬ БЕЛЫЙ   http://proza.ru/2009/07/17/367
4. ПЕРЕД ФРОНТОМ.  http://proza.ru/2009/11/03/239
5. ЭПОС – ХРОНОС – ЭТНОС   http://proza.ru/2009/07/26/130
6. THESAU-РУСЬ   http://proza.ru/2009/06/26/317
7. РУСЬ – МАЛАЯ РУСЬ – УКРАИНА - МАЛОРОССИЯ – УКРАИНА – РУСЬ-УКРАИНА   http://proza.ru/2009/07/14/274
8. УКРАИНСКИЙ ФРОНТ И УКРАИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ http://proza.ru/2009/07/30/97
9. ГЕТМАН МАЗЕПА   http://proza.ru/2009/07/19/309
10. ПОЛТАВСКАЯ ПОБЕДА – ПОЛТАВСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ   http://proza.ru/2009/07/20/52
11. КОБЗАРЬ   http://proza.ru/2009/07/15/129
12. ГОРЕНКО-АХМАТОВА   http://proza.ru/2009/07/11/88
13. РУССКИЙ ЧАСОВОЙ   http://proza.ru/2009/06/28/56
14. ПРИТЧА О ДВУХ ЯБЛОНЯХ   http://proza.ru/2009/10/30/1437
15. РУССКАЯ ИДЕЯ   http://www.proza.ru/2009/10/17/627
16. РУСЬ БЕЗ РУССКОЙ ИДЕИ   http://proza.ru/2009/11/02/1116
ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО  http://proza.ru/2009/11/04/177

Фрагменты и примыкающие главы:

17. КОРСУНСКАЯ ПАТРИАРХИЯ. К 1020-ЛЕТИЮ КРЕЩЕНИЯ РУСИ http://proza.ru/2009/06/29/98
18. ПОСЛЕДСТВИЕ СТИХИИ   http://proza.ru/2009/06/25/1124
19. ПАМЯТИ КОБЗАРЯ   http://proza.ru/2008/01/12/27
20. ОПЕРАЦИЯ “ВИСЛА” http://proza.ru/2009/06/28/46
21. ВЕТЕРАНЫ    http://www.proza.ru/2008/04/02/656
22. ЗВОНОК ПОДРУГИ ИЗ КИЕВА - МАЙДАНУ 2004 http://proza.ru/2008/02/01/74
23. СМЕРТЬ ВОРОНА http://proza.ru/2009/05/05/37
24. СПОР СЛАВЯН  http://proza.ru/2009/04/17/283
25. ВСТРЕЧА С РУССКОЙ ИДЕЕЙ или ПРЕДЫСТОРИЯ КОНОТОПСКОЙ БИТВЫ    http://proza.ru/2009/11/06/297
26. ЛЮБИМАЯ СТОЛИЦА   http://proza.ru/2009/11/08/190
27. ВЕЛИКО-МАЛО-РУССКАЯ ДУША  http://proza.ru/2009/11/14/244
АННОТАЦИЯ  http://proza.ru/2009/11/13/101


Рецензии
Декан ф-та зарубежной литературы Черноморского университета Киево-Могилянской академии,
доктор филологических наук профессор
Пронкевич А.В.
Рецензия

на психолирическое исследование
Дмитрия Каратеева и Константина Могильника
«Украинский Фронт в свете Русской Идеи»

Новая книга киевских авторов Дмитрия Каратеева и Константина Могильника отличается откровенной злободневностью: она посвящена одной из болезненнейших тем современного постсоветского мира – российско-украинским отношениям. Оба писателя остро переживают тот раскол, который существует и увеличивается между братским народами и пытаются обнажить причины этого явления. А причины эти, как всегда, нужно искать в идеологических мифах – в историко-культурных манипуляциях, которые изобретаются группами национально- (Украина) и имперски- (Россия) озабоченных интеллигентов (употребляем этот слово в самом негативном ленинском смысле) с целью придания авторитета власти, которая узурпируется теми или иными социальными группами (новой украинской и российской буржуазией).
Дмитрий Каратеев и Константин Могильник стремятся демонтировать эти мифы. Их главный метод – ироническая археология слухов и общих мест, придуманных историками по заказу политиков. Надев маску простаков и вооружившись томиком Козьмы Пруткова, авторы вроде как бы на полном серьезе пересказывают предания украинского и российского минувшего, которые призваны доказать вечную украинскость/русскость (нужное подчеркнуть) каждой из конфликтующих наций. Тут и сюжеты об исконной украинскости Даниила Галицкого, и о похождениях гетмана Богдана и романтических приключениях гетмана Ивана, и «дело» Горенко-Ахматовой, и доктрина о Москве – Третьем Риме, и достоевская всечеловечинка, и ленинско-сталинский СССР, ставший преемником Российской империи. Объективно-насмешливо взирают авторы на то, как придуманные истории об истории идут стенку на стенку и возбуждают у украинцев и русских ненависть, зависть и взаимную злобу.
Результат исследования, осуществленного Дмирием Каратеевым и Константином Могильником – горькая пилюля, которую следует принять читатателю, чтобы очистить мозги (а может и еще какое-что) от тех вредных националистических/имперских испарений, которыми он одурманен. Как-то так странно получается, что сколько ни формулируют авторы суть Русской Идеи, все время выходит, что идеи-то никакой нет, а все больше «идея идеи» (идея нуля как прообраз нуля?). Несмотря на то, что идеи вроде как бы и нет, но есть у украинского брата чувство обиды и унижения, есть неизмеримая ничем меланхолия, которая заставляет его исторически оправдываться и создавать свою собственную легенду – так рождается Украинский Фронт. И фронт этот будет стоять, пока будет нависать над Украиной Русская Идея. Одна паранойя определяет себя через другую.
Это об интеллекутальном измернии книги, но есть еще одна ее составляющая – лирическая. Любят авторы русскую литературу и особенно русских поэтов. Конечно, корни замысла книги Дмитрия Каратеева и Константина Могильника нужно искать в профетических видениях А.Пушкина, А.Фета, А.Блока, А.Белого, что подпитывают размашистую и широкую русскую утопию, почему-то сужающую жизненное пространство Украины.
Но нельзя забывать и о гуманизме русской поэзии, который не принимает никаких абстракций, никаких идей, оглупляющих индивида с одной только целью – превратить его в члена национальных или имперских сообществ. Есть чистота и глубина лирической эмоции, равнодушной к внешнему и пошлому. Эта сторона книги Дмитрия Каратеева и Константина Могильника чрезвычайно ценна. Поэтическое не отделяется от критического в «Украинском Фронте...», ибо из идеологической паранойи национальных/имперских нарративов есть только один выход – в мир чистой игры.
Новая книга Дмитрия Каратеева и Константина Могильника точно не понравится ни украинским националистам, ни русским шовинистам. Она пройдет мимо чиновников от нации и от империи, которых предостаточно в каждой из наших стран. Очень хотелось бы, чтобы она взбесила историков и культурологов, так как именно их продукция (то, что они пишут, нельзя называть иначе) порождает фронты там, где должна быть территория любви. Но книга, несомненно, взволнует тех немногих критически мыслящих и тонко чувствующих людей, которые не дают себя обмануть пустым звоном идеологем и грандиозными национальными и имперскими утопиями, которые основаны на пустоте, а видят в человеке прежде всего свободное мыслящее существо.

Декан ф-та зарубежной литературы Черноморского университета Киево-Могилянской академии,
доктор филологических наук профессор
Пронкевич А.В.

Константин Могильник   17.12.2009 06:58     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.