Наум Коржавин

 


Читать пред. главу http://proza.ru/2009/10/31/488



В начале 70-х годов Бориса Заходера пригласили на прощальную встречу с Наумом Коржавиным, который уезжал в эмиграцию. Собирались у Бориса  Исааковича Балтера в новом, недавно купленном доме в Малеевке, который мы еще не видели.
Борис Балтер бывал у нас в Комаровке, хотя и не часто. Один из таких визитов, в 1972 году, запомнился потому, что по случайному совпадению оказался днем рождения моего сына. Борис Исааковпч Балтер и Бенедикт Михайлович Сарнов приехали вместе. Удивительно солнечный день. Мы обедали на террасе. В саду цвела сирень, что для 19 мая неожиданно рано. Балтер поделился с нами строительными проблемами, посетовал, что не может достать пакли. Боря с удовольствием выручил друга, отдав мешок пакли, оставшейся от нашего ремонта. Гости увезли по большому букету сирени…
И вот мы едем к Борису Балтеру в Малеевку прощаться с Наумом Коржавиным. А я – сначала знакомиться, хотя у меня было такое ощущение, что мы уже знакомы, – так много слышала о нем от Бориса, от Валентина Дмитриевича Берестова, которые называли его не иначе, как Эммочка Мандель или уж совсем по-свойски - Эмка. Знала строчки его стихов. («А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят…» Или: «Высшая верность поэта – верность себе самому!») Знала, что все в него влюбляются. И женщины и мужчины.
У Вали Берестова, умевшего удивительно точно пародировать, был устный рассказ об одном народном поэте, который не мог без умиления говорить об Эммочке. Народному поэту нравилось в Эммочке все. Я, не надеясь на память, приведу лишь пару фраз. Валечка эту сценку делал блестяще.
Расплываясь в нежной улыбке, поэт говорил: «Мой сын… он джигит… он скачет на коне… когда… он… увидел… Эммочку… он… сказал: какой… смешной… дядя…»
Кто-то из знакомых заболел, и народный поэт, узнав диагноз, сказал со слезами умиления: «У… Эммочки… тоже … была… грыжа…»
Знала и любимое ругательство Эммочки – «подонок», тоже со слов Вали.
Борис Балтер перестроил свой дом на модный манер, сняв все перегородки, так что уединиться можно было только в кухне. Как-то так получилось, что мы с Эммой оказались вдвоем именно на кухне и, сидя за маленьким столом, беседовали. Я, конечно, не став исключением, сразу влюбилась в этого «смешного дядю». Ничего смешного в нем, конечно, не было, просто детская улыбка в сочетании с ярким умом и дарованием производила чарующее впечатление. Русский интеллигент, вынужденный (как мы тогда думали, навсегда) покинуть родину. Вот таким я его и запомнила.
Однако судьба свела нас на чужбине, кажется, дважды. Один раз - в Париже. Год 1983. Мы с Борей были там два месяца. Уже не помню, как Борис и Эмочка сговорились увидеться, но свидание состоялось. Про мужчин - не говорю, они старые знакомые, но ведь я знала его всего один день, а встретились, словно родные.
Наум Коржавин навестил нас в Комаровке весной 2000 года.
И снова, несмотря на годы, которые никого из нас не украсили, я не могу наглядеться на Эммочку. Мужчины беседуют на разные умные темы, читают друг другу стихи, а я сижу, подпершись, и не свожу с Эммочки глаз. Хочется кормить его, ухаживать за ним, подкладывать вкусный кусочек. Поэты обменялись поэтическими сборниками. Борис подарил свои «Заходерзости», Наум Коржавин - «Время дано», сборник стихов и поэм с посвящением, написанным словно бы детским почерком:

«Дорогому Боре Заходеру с любовью и восхищением.
И Галочке – с подобными же чувствами.
Н.Коржавин. 20 апреля 2000 г. Москва (и Комаровка)».

Сохранились фотографии этого дня.
Вечером, вспоминая визит, я задала мужу вопрос: «Боря, скажи мне, в чем тайна обаяния Эммочки? Ну, допустим, тогда, четверть с лишним века назад мы были молоды, он мог мне понравиться как мужчина, но теперь, постаревший, почти слепой, с палочкой, почему он мне все так же нравится?»
Боря на секунду задумался и ответил: «Ты любишь детей, ты вечная мальчишница, – так вот, Эмочка - ребенок. Даже и не ребенок - он эмбрион».

                След глава http://www.proza.ru/2009/12/03/536
               
Фото Галины Заходер, апрель 2000года.  Борис Заходер и Наум Коржавин.
Последняя встреча друзей.


Рецензии
...Хотела дочитать до конца книгу и после написать, но не могу удержаться! с огромным интересом прикипая к вашей жизни(от того, что такой высокий градус сердечной теплоты), вдруг на этой главке поймала себя на том, что я...завидую. Да, как это не грустно, завидую вашему таланту любить жизнь, писать об ушедших,дорогих вам людях, как о живых, без надрыва и тоски, весело, с юмором и нескончаемой любовью...Даже такая прозаическая сторона жизни, как счета по долгам, воспринимается легко, органично! Ведь в любимом человеке нравится все...
Кто-то скажет, что вам повезло в жизни и найдет множество доказательств этого везения. а мне кажется, везет тем, кто сам везет...Ведь далеко не каждая выдержала бы и длительную связь, и бытовую неустроенность, и творческую неудовлетворенность.
Вы открыли для меня не только "взрослого" поэта Б.Заходера, за что я бесконечно благодарна - его стихи очень своеобычны, их не спутаешь ни с какими другими,но и приоткрыли дверь в свою личную жизнь, такую интересную и достойную, увы,нашей зависти.
Дай бог вам здоровья и новых творческих работ!

Татьяна Вегерина   21.02.2013 22:41     Заявить о нарушении
Уважаема Татьяна, Вы тронули меня искренностью отзыва, ведь на такой далеко не всякий читатель способен, значит, звучит общая тема в наших душах, доверие к жизни, вера в ее предназначение. Может слишком высоко я загнула мысль, но приятно услышать, увидеть слова единомышленника.
С признательностью, и пожеланиями здоровья и остального. Ваша Галина.

Кенга   23.02.2013 11:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.