Листая Библию перед сном

               
Алкоголь по латыни spiritus. Святой дух – spiritus santi. Agua vitea – живая вода, так в Средние века называли водку (изобретение алхимиков), а сейчас минеральную воду, надеюсь, без злого умысла. В поисках филосовского камня, для производства золота, алхимики много чего полезного попутно изобрели. Порох, серную кислоту, спирт, например. «Spiritus contra spiritum», то есть «Дух Божественный излечивает (против)  от алкогольного духа». Готовый девиз на входе в наш наркодиспансер. Опять синонимы, одним словом обозначается губительный яд и возвышенное релегиозное переживание.
Молитва Господя:
«Отче наш, Иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный дажь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого.»  Три просьбы. Три основы спасения личности:
• иметь средства к существованию,
• не иметь долгов,
• быть свободным от искушений, страстей.
Необходимо преодолеть три препятствия: голод, долги и страсти роковые и войдет в душу мир и покой и сердце возрадуется. Листаю Библию дальше.
Альбрехт Дюрер. Великолепные гравюры для Библии, 1513 год. Гравюра на меди «Рыцарь, Дьявол и Смерть».

Странствующий Рыцарь верхом, внизу под копытами коня – собака, похожая на овцу, череп, табличка, камни. Аллегории, символы. Курносая Смерть с песочными часами строит Рыцарю запавшие глазки, торопит.  Дьявол с рогом,  носорогом крутится  на хвосте, искушает, вставляет палки «в колеса», то бишь в ноги коню.  Вдалеке замок с Прекрасной Дамой сердца. Рыцарь, с открытым забралом невозмутимо продолжет свой путь. Он спокоен, сосредоточен и невозмутим. Он движется к своей цели. Возвращается из своего Крестового похода. Верный пес не отстает от своего хозяина. Он разделял с ним все тяготы его походной жизни. И напрасно конь Смерти разглядывает чей-то череп на дороге. Не дождетесь. Рыцарь вооружен и трезв. Он на коне, на пути к своей цели, к замку с Прекрасной Дамой. Он победитель. Он выполняет обет трезвости и воздержания.

Опять гравюра. А. Дюрер. «Возвращение Блудного   Сына».

Немолодой мужчина стоит на коленях в грязи, возле корыта со свиньям. Свиньи едят, похрюкивают и посматривают на него с любопытством, как на своего, как на ровню: «Что брат, давай не стесняйся, наворачивай вместе с нами, тебе, видно, не привыкать…» Поросята едят из тазика, отдельно, но один уже лезет в корыто для взрослых, пробовать их,  взрослых свиней, пойло. Как у людей, ребенок тянется к  рюмочке на столе, что это они там, такое вкусное пьют? Надо попробовать. Пустой, добротный двор. Каменные, голые стены. Куча навоза на заднем плане. Ничего лишнего. Santa simplicitas. А он, Сын Блудный, нагулялся, наблудил и стоит на коленях в родной грязи, со свиньями.  Выйдет ли отец, простит ли?  Как там написано: «Издалека он увидел сына своего». Значит, выходил на дорогу, смотрел, стоял, ждал. И сейчас смотрит через щель в ставнях, держится одной рукой за сердце, другой за спинку стула, чтобы не упасть. Выйдет и простит. 
 
 А. Дюрер. «Ангел с ключами от ада».
Мужчина новопреставленный, вернее душа его, на пригорке стоит, с надеждой внимает Ангелу. Пытается его в чем-то убедить, с надеждой касается его рукой.  Ангел с крыльями указывает на чудесный Замок в долине,  кротко, с легкой грустью объясняет ему: - Да, это Райский уголок, но, к сожалению на сегодня все места забронированны, без специального пропуска нельзя, а у вас пропуск в другое место. Ничего страшного, это как по профсоюзной путевке, правда нет шведского стола и номера на восемь человек, но зато очень тепло, спелиологические экскурсии, всё включено, живут же люди… А другой ангел, под горой, на переднем плане, уже открыл ключом это «другое место».  Оттуда, как Валера-сантехник из канализационного люка, вылез чертяка в чешуе, с рогами и когтями, как из алкогольного галлюциноза и язык вывалил от радости: - А, старый знакомый, давай его сюда! И всё. Никакой «блат» не помогает, и деньги здесь не в ходу, и телефон вне зоны доступа... Слезай, приехали.

Дюреровская «Меланхолия».
 Не сонная бездельница - погруженная в великую задумчивость крылатая Женщина. На земле инструменты её творческого труда, вокруг, на стене мастерской: весы, песочные часы, сигнальный колокол. Магическая таблица под ним. Темное небо над ней, прорезывает своими лучами комета Галлея – предвесница великих потрясений и трагедий, каждые 76 лет. Радуга – прородительница спектрального анализа. Собака на  шаре , усеченный куб (кубизм Пикассо?).  Лестница в небо. Рафаэлевский ангел, спящий на жерновах . Всё перемелится, мука будет. Женщина в глубокой задумчивости. В руках массонский циркуль, на поясе ключи, кошелек. Тень Пьера  Безухова. Сомнения творческого гения. Одна задача решена, раздвинулся горизонт, но встают очертания  новых проблем и снова убеждаешься в неизмеримости неизведанного. Как там, у моего любимого Ломоносова М.В: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне дна…»


«Бог веселый винограда
Позволяет нам три чаши
Выпивать в пиру вечернем.
Первую во имя граций,
Обнаженных и стыдливых,
Посвящается вторая
Краснощекому здоровью,
Третья – дружбе многолетней.
Мудрый после третьей чаши
Все венки с главы слагает
И творит уж возлиянья
Благодатному Морфею».
                (А.С. Пушкин).
Действительно, если человек здоров, хорошо воспитан и мало пил, то его реакция на алкоголь предсказуема: он слегка «осовеет», то есть станет малость рассеяным, улыбчатым, хорошо ест, беседует или поёт за столом, а через час-другой смотришь, уже заснул на диване, как младенец, в обьятиях Морфея .  Если алкогольное опьянение вызывает длительное возбуждение, которое не заканчивается сном, если вместо оживления и веселости появляется агрессивность, подозрительность или, что ещё  хуже депрессия, отчаяние, самообвинение, то можно думать о скрытой психопатологии. Это может быть и латентная шизофрения, и психопатия, и хронический алкоголизм. Чем больше мозг в своё время подвергался органическим изменениям (черепно-мозговые травмы, нейроинфекции) тем сильнее меняется поведение при опьянении.

В социологических опросах мужчины, последнее время,  все больше отдают предпочтение алкоголю, а не сексу. «Залить шары» - любимое мероприятие. Спиртное для них становится заменителем сексуальной жизни,  бутылка – суррогатная  женщина. Сам характер опьянения, особенно первая фаза, похож на фазу предварительных ласк (прелюдию) в любовной игре. После приема первой дозы по телу растекается «приятное тепло, томление и сладость, и возбуждение и радость». Особенно в ногах, внизу живота и в промежности.
 Почти анекдотичная ситуация: выпили на троих. Один говорит:
 - Ну, теперь к женщинам!
 Другие ему:
 - Зачем,  давайте лучше ещё флакон возьмем!..

 Помните,  в советской антиалкогольной пропаганде художники рисовали бутылку водки со стройными женскими ножками в чёрных чулочках. Очень эротично. Художник знал, что делал. Водка и есть самая лучшая  любовница: всегда готова, всегда «даёт», ни в чем не отказывает, её всегда не хватает, а если и тошнит, то не на долго. Вечером  опять к ней тянет. И излечит и успокоит, и тебя, и даже друга твоего, и ревности никакой, одна радость, всегда молодая и желанная. Идеальная,  «жидкая» женщина.

«Маменькины сынки» .
 Мать, Великая и Всемогущая. Та, кто дала нам жизнь. Раз дала, то и взять может. Мать – сыра земля.  Изволь теперь расплачиваться за это всю жизнь. У алкоголиков сильна привязанность к своим матерям. Всё их алкогольное поведение подтверждает это. Они и пьют для того, чтобы подсознательно сохранить эту связь. Мама поддержит, мама поможет. Упал, поднимет. Заболел, в больницу положит. Нянчится, как с малым дитём. Жены от них отказываются. (К.Юнг) Мотив пьянства глубоко в подсознании. При полном осознании и осмыслении этого мотива, потребление алкоголя может прекратится. У человека появляется шанс выскочить из психологической зависимости от алкоголя.

«Папаши».
 Лучше мертвый отец, чем «полумертвый», то есть пьяный мертвецки или ушедший к другой «маме». Про него нельзя сказать, что он геройски погиб испытывая самолет, или спасая людей при пожаре. Полумертвого отца постоянно трактует мать: - Твой отец – трус.  За мной такие люди ухаживали…
Мальчику нужен сильный отец, он хочет, чтобы отец ходил с ним на рыбалку, но приходится ходить с соседом, с сыном которого мальчик дружит. Отец родной считает, что все рыбаки пьяницы или бездельники, а сам воды боится, плавать не умеет. Основной его аргумент, главный козырь, что он не пьет. И носится со своей трезвостью всю жизнь, как с писаной торбой. Больше плюсов никаких. Сам человек ограниченный, нудный, домашний тиран. Не всё просто в этом мире.
Брак строится на любви. Это не только дело двоих людей, это дело всего народа. Народ, наше государство, состоит из семей. Плохо, что государство мало уделяет этому внимания. Лучше вообще не выходить замуж, чем выходить за кого попало. Если отец пьяница, что это за папа? Уж лучше сиротами заниматься, чем мужем-уродом. Мать-одиночка – это не семья. Если муж гуляка и пьяница – это не семья. Говорят: - Нужно жить, терпеть. Нельзя семью разрушать… Не верно. Тут разрушать нечего. Церковь в этом случае благославляет развод. Это как психбольной. Какая у них любовь? У них любовь к выпивке, а не любовь к жене, детям. Бывают проблески в период ремиссии, а потом всё сначала. Сумашедший дом. «Не сошлись характером». Чепуха.

 Во время, окупации, шестьдесят лет назад,  гитлеровцы обследовали население: 97 % незамужних русских девушек – девственницы. Гитлеру доложили: - Высокая мораль, этот народ нельзя победить! Одни Жанны Д'Арки.
Гнилая Америка это давно поняла. Миллионые программы, защита от СПИДа не только «резиновые изделия». Целомудрие. Воспитание. Идеология. Вот фундамент. Потом стены. Иначе все здание рухнет. А мы,  всё с внешней политикой никак не определимся.  Западная культура, в основном, направлена на разрушение семьи. Живопись, литература, поэзия. Музыка. Эстрада, наша тоже. «Романы», измены, «треугольники», «четырехугольники»,  ревность, убийства и т.д:  «Сегодня в белом танце кружимся, наверно мы с тобой подружимся. И ночевать с тобой останемся, а утром навсегда растанемся.» Ну, что это? Как две мухи, слиплись на секунду и полетели в разные стороны. В семье и радость и невзгоды, всё общее. Собачка погибла под колесами – общее горе. А как иначе?

Выбирая  зятя, невестку  всегда смотрели, какая семья: мать, отец и даже дед с бабкой. «Смотрины». Не только на невесту поглазеть. Жену ищи не в хороводе, а в огороде. Наследственность. Очень важно. От худой кобылки и жеребенок плох. Нельзя строить брак «методом тыка»: с одним пожила, с другим, с этим. О, на пятом повезло! А если не повезет?
Это не правильный подход к браку.  Есть в жизни ситуации, которые нельзя разрешить. Попал под поезд. Отрезало ногу. Ну, максимум, протез сделают. Новая нога не вырастет. Недоумие, неразборчивость, «ранние браки» «очертя голову», приводят потом  к разводам, говорит протоирей Дм. Смирнов.
 
Может правда, уже пора ввести мед.осмотры в ЗАГСе для «брачующихся», как перед трудоустройством на работу. Сделать «молодым» флюрографию, ЭКГ, сдать кровь на ВИЧ, пройти психиатра, нарколога и т.д. Чтобы потом не было сюрпризов: «Ой, Коля, а ты чё, разве у нарколога на учёте состоишь? А мне не сказал. Какой ты скрытный…»  Будет потом с обормотом мучаться всю жизнь.

«Старший брат».
 Ему труднее, чем младшему. Это в сказках старшему брату достается мельница, а младшему - кот. В жизни все наоборот. Именно на старшем родители оттачивают свои педагогические зубки, на нем учатся быть родителями, а не любовниками, которым мешает первенец. Ребенок первый, как правило, «ребенок по-залёту». Да и брак первый , тоже часто «по-залету».  Младшенький же общается с обученными родителями, его уже бить нельзя, он «наследник». Они ожидают от него больших чудес на поворотах, он же такой умный. А  ты - старший, уже большой. Так и идет старший брат по жизни, сам по себе, всегда, большой , всегда взрослый и самостоятельный.
 
Очарование чайной церемонии - в эстетизации обыденного,  пишет П. Вайль.   Можно вообразить водочную церемонию, на которую валом  валили бы туристы в России.  Поэзия суровой простоты: граненый стакан, плавленый сырок, мятый огурец. инимализм декора: сломанные ящики, забор, канава. Благословенный ритуал деления пол-литра на троих. Эмпирическое преодоления теоретически невозможного.   
О колдунах, экстрасенсах. На 95% жулики. Остальные больные. Обманывают людей при полном попустительстве государства.  Целитель Малахов с артисткой Прокловой каждое утро, по телевизору:  - «Сегодня фаза полной Луны, нужно кушать это, нельзя пить то. Кефир хорошо помогает от сердца.  Знак зодиака такой-то. Какая у вас аура…» Хорошие деньги, видно, получают.  Несут полный бред. 60% слушают эту ахинею, верят. 
Записывают свои сеансы  на диск или оставляют пациента  в гипнотарии  наедине с  аппаратурой: «Горячий привет по холодным проводам». Кодируют от водки. Бродят по школам целители-морковичи, проводят платные сеансы с детьми, (детям гипноз вообще противопоказан). Образования медицинского нет, бывший официант, тамада. Своего сына проморгал, за чужих принялся.

Упаси Бог самому лечиться. Заболел, иди к врачу, специалисту. Благо, выбор сейчас есть.

На одной из конференций, один из ведущих специалистов в области наркологии Орска, умница,  не опустившийся ещё мужчина, сильно меня озадачил.
 - Как же так, думал я, - человек в алкогольном опьянении рассуждает о вреде алкоголя, о принципах лечения, профилактики. Фонтанирует идеями (была полоса кооперативного движения), увлекает за собой.  Все знали уже тогда, что он пьет, пьет увлеченно и самоотверженно,  фанатически  игнорируя мысль о гибели своей, понимая, что он делает. Спился, умер от алкогольной интоксикации.
 
 «Честные» наркологи говорят, что алкоголизм неизлечим. Предположим, что действительно неизлечим. Тогда «оставь надежду, всяк сюда входящий», как написано у Данте на вратах ада и как потом  написали нацисты на воротах Освенцима. Пей, пока не попадешь в «Крутики» или на Майку. Но ведь масса людей действительно  «завязывают» со спиртным и живут вполне нормально и трезво. Я их называю «не пьющими алкоголиками» или «исцеленными алкоголиками»  (recoverd alcogolics). Вот такой алкоголик, парадоксальный. И вроде бы алкоголик, и не пьет. «И опыт - сын ошибок трудных, и гений – пародоксов друг.» Гением надо быть, чтобы бросить пить, чтобы разрубить этот Гордиев узел проблем, противоречий, аргументов, фактов и домыслов.

Еще раз об отрезке времени. «Суточная программа». Не пить сегодня, сейчас. Годится и для табакокурения (ТК).  Только сегодняшний день. Завтра опять тот же настрой на сутки, на сегодняшние.  Один мой клиент так трезво прожил двенадцать лет! Дальнейшая связь с ним, к сожалению,  утерена. Уехал, видно, отпала необходимось в встречах.

 Привязка больного к себе.
 «Якорь»:
 – Обязательно приезжайте, не ждите, когда закончится «код»!
 Читай:
 - Вы без меня пропадете.
 Считаю это не допустимым. Наступаете на горло его собственной песне, его самостоятельности. Код прошел, а он держится. Вот это высший пилотаж врачевания. И никакого безалкогольного пива. Безалкогольное пиво это – первый шаг к резиновой женщине. Хотя многие с радостным трепетом ждут окончания «срока». – Я терпел целый год! Бедный, а я то думал, что ты жил.

Сублимация. З.Фрейд говорил о способности человека подняться выше полового влечения, заменить его творчеством. То же и в отношении к алкоголю. Осторожно только с типичными «алкогольными» видами спорта: охотой,  рыбалкой и банями по-субботам. В остальном - ради бога! Фотография, садоводство, коллекционирование и т.д. и т.п.

- Вот Вам рецепт (да ещё на фирменном бланке), идите в такую-то аптеку (говорится адрес и номер аптеки), скажите, что от меня. Это не врач. Вы попали к коммерсанту, который помимо практики торгует лекарствами. Конечно, он «на окладе» в этой аптеке и получает свой законный авантаж. Лекарства он вам выпишет дорогие и не всегда те, которые вам необходимы. Нужно ли вам у него лечиться?

Тело и лицо человека выражают все, что он чувствует. Если он контролирует лицо, его выдают руки. Спектакль под названием «Посмотрите, как я стараюсь». – На какой срок будешь кодироваться? Он, жене:
 - Клава, тебе на сколько надо?
  Занавес.

Перед кодировкой необходимо двух недельная подготовка, трезвость, проще говоря,  человек должен всё взвесить, обдумать, решиться.
 - Когда пил последий раз?
– Вчерась.
Вступает жена (сопрано, с чувством):
 - Игорь Анатольевич, кодируйте скорее, а то он опять напьется! Мы приехали за двести километров!
- Вы с ума сошли, так нельзя!
 – Кодируйте, все расписки подпишем, вы так Фёдора кодировали, шесть лет уже мужик не пьет! Дай бог здоровья!
 Снова занавес. Вернее глухая, черная завеса, как на окнах рентгенкабинета в онкодиспансере.

Реймер И.Я. – хирург-онколог. Чудесный человек, врач от Бога. В приватной беседе сказал мне: - «Очень важен период выхаживания после операции. У нас это недопонимают. Фактически бросают родителей после операции. Особенно иногородние. Сдали мать в больницу, как чемодан и уехали. Отделение абдоминальное, Cancer кишечника. Лежит потом, после операции, вся в г... ».  В нашей семье и среди близких родственников уже четыре человека! «отметились» в онкологии. Экология… Онкодиспансер  все же необходимо достраивать. Всё отставить и заниматься онкодиспансером. Умный человек, кто поймет и сделает это. Святой, кто займется экологией нашего города, края... Партия «зеленых» – единственная, пока, понятная и близкая мне партия. Оказывается в нашей огромной стране, до сих пор нет Министерства Охраны Природы, как в отсталом Гондурасе.

Кодирование,  как костыль. Сломал человек ногу. Поставили гипс. Кость срослась, гипс сняли. Не будешь же ходить, ныть:
- Доктор, поставь гипс, вдруг я опять ногу сломаю!
 Прошел код, прошел год. Живи дальше, голова трезвая, ясная. Жизнь налаживается.
К счастью, изменилось и отношение церкви к нашим «кодировкам». Если раньше они нас осуждали, то теперь смирились: «…уж  лучше «закодироваться», потому, что хуже, чем пить водку, трудно себе что-либо представить, а потом,  потихоньку, человек сам придет к трезвости, к Богу» (Протоирей  о. Дмитрий  Смирнов,  телепередача  «Спас» 11.12.07. На всю страну. Слава Богу.)

Гуляю с  собакой Норой. Подходит женщина, робко, с надеждой:
 - Это собака доктора Журавлёва?
 Уже по собаке стали вычислять. С кем можно вместе смеяться, с тем можно вместе работать: «Это была самая великолепная белая горячка, которую мне довелось видеть!»  Врачи, к сожалению,  менее всего сентиментальны и более всего циничны.

Я сейчас, наслаждаюсь алкоголем в самой рафинированной форме: снисходительно смотрю, как пьют другие, т. е., выражаясь молодёжным слэнгом  «торчу по мнению».
Две женщины, не русские, едут в маршрутке, беседуют:
 - Я вчера пятнадцать трехлитровых банок самогона нагнала.
 – Вах, куда тебе столько, гости будут, да?
– А-а, на продажу канэшно…

Молитва от пьянства:
- О боже прещедрый! К Тебе прибегаю, прошу и умоляю, укрепи мои силы Своим могуществом, избави меня от моей своевольной телесной жажды, подай мне жажду душевную, напои меня из источника, текущего в жизнь вечную, искорени из сердца моего злой корень, посади в нём корень благочестия, вложи в мой разум страх Свой, избавляющий меня от злополучной страсти. Аминь.

Икона «Неупиваемая чаша». Младенец, дитя,  в рюмочке сидит. Поднял ладошки вместе с мамой: остановись, не пей! Наглядный пример антиалкогольной агитации многовековой давности.

Помнить про луковку Федора Михайловича Достоевского в «Братьях Карамазовых» :
« Жила была одна баба  злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили её черти и кинули в огненное озеро. А Ангел-хранитель её стоит и думает: какую бы мне такую её добродетель припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит  Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь её вон из озера, то пусть в рай идёт, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал Ангел, протянул бабе луковку: на говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ей осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидели, что её тянут вон,  и стали все за неё хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А Ангел заплакал и отошел.»

Есть три силы, которые могут победить этих бунтовщиков, пишет Ф.М.Достоевский в «Великом инквизиторе»: чудо, тайна и авторитет.   «Кодируются», «торпедируются»… Само лечение от алкоголя стало своеобразной «интульгенцией». Справка о «кодировании», как грамота об отпущении грехов Римской Папской церкви – интульгенция, пропуск во «взрослый», трезвый мир. Ей верят жены, начальники, друзья и даже ГИБДДешники. И цена разная, как у интульгенций, есть на год, на два, даже на пять лет. Алкоголизм побежден! Поставил «прививку» от водки, никаких усилий,  иди, братец, не пей, а то козлёночком станешь… Чуствуешь себя не врачом-наркологом, а попом-растригой. Блаженны, нищие духом. Всё что бесплатно, к сожалению, не имеет цены. А когда платят за благородный поступок, его у тебя как бы отнимают.

 Истинное прощение необходимо заслужить. Потихоньку, с болью, босиком, по острым каменьям, двенадцать верст до монастыря… Шаг первый, шаг второй, …двенадцатый.  Идет бедная женщина, молится. Шесть лет живет с мужем, деток нет. Пришла домой, молилась, постилась, Бог ребеночка дал. Быль.  «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».
 
Ничему не верят.
 «Христиане апостола Фомы». В христианских преданиях Фома был один из двенадцати апостолов, который отказывался верить в воскрешение Иисуса Христа. Фомы не было с учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус: - Не поверю в воскрешение, пока не вложу персты свои в его раны от гвоздей. Стоит, смотрит, палец в рану сует. Даже за руку его Иисус схватил:
- Больно ведь, дурной!
  Фома опоздал на похороны матери Иисуса, очень хотел попрощаться.  Приехал, когда она уже воскресла.  Потом Фома в Индии умер под пытками, мечом закололи. Был тверд в вере. Индийские христиане, называют себя «христианами апостола Фомы». Ай да Фома…

Апостол Павел пишет в своем послании римлянам о голодном псе, который возвращаетя к своей блевоте, чтобы сожрать её. Так и пьяница возвращается к выпивке своей, томимый жаждой. Уподобляет пьющего спящему на верху высокой мачты и качающимся между небом и водой, на волнах житейского моря. - У кого вой? - пишет он, - у кого стон? У кого ссоры? У кого горе? У кого раны без причины? У кого багровые глаза? У тех, кто сидит за вином…

В древнем Риме по римским законам пить вино разрешалось мужчинам старше 35 лет. Повзрослей, получи образование, профессию, роди и воспитай здоровых детей, стань гражданином. Научись получать удовольствие от театра, поэзии, музыки , философии, посещения библиотек, термов. Если тебе этого мало, пей вино или иди на гладиаторские бои, конные ристалища, посещай публичные дома, наконец.  Причем вино пили, разбавленное водой. Неразбавленным вином поили рабов. Рабу в месяц пологалась амфора вина, 30 литров. По литру  не разбавленного вина в день! Орским бы мужикам так, добровольно многие, на рабство бы такое подписались. Детей же, с воспитательной целью, заставляли смотреть, как рабы пьют вечером, пьянеют, как ведут себя, подобно скотам. Много пить и не быть пьяным - свойственно и мулу. (Аристипп)

На вопрос, почему из других школ к эпикурейцам ученики перебегают, а от эпикурейцев к другим никогда, Аркесилай ответил : "Потому что из мужчины можно стать евнухом, а из евнуха мужчиной никогда." (Антиофен)
 
Как-то чиновники Оренбургской губернии, дореволюционной России, позабыли поздравить Николая II c Днем ангела. Не мудрствуя лукаво, послали телеграмму следующего содержания: «Третий день пьём Ваше здоровье, Ваше Величество!»  Ответ был краток: «Пора бы и остановиться».

«Население России должно быть сокращено наполовину… Никаких прививок, никакой гигиены, только шнапс и табак». (Адольф Гитлер «Застольные беседы»). Знал, мерзавец, что говорил.

Реабилитационное отделение – бывший детский сад № 7, Гончарова 8. Звонок на двери. Открывают сразу, не спрашивают: - Кто там?  Тот самый садик, куда сорок лет назад меня маленького водили, потом сам ходил. Те же зайцы на стенах, пятна света на полу,  скрипят деревянные перила. Всё раньше было большим, сейчас уменьшилось, сжалось во времени. Защемило сердце. Рыжеволосая девушка-психолог, тихо беседует с пациентом. Тишина лечит душу. Развитие по спирали. Жизнь продолжается.

Психологическое исследование. Асоциативный ряд, нужно  разложить карточки по общим свойствам: котлеты отдельно, мухи отдельно и т.д.  Николай, алкоголик с двадцатилетним стажем, выбрал такие рисунки: стол, стул, стакан.
 – А как вы, всё это, назовете одним словом, Николай Иванович?
– Хата.

- Вот тебе направление, поезжай на Лесную 19, тебя там положат. Полечишься, отдохнешь от своей от водки.  С чувством: – Игорь Анатолич, дай 10 рублей на проезд!
Приходят больные, израненные греховными привычками, люди. Обижаться на них нельзя.

Как часто пьющие вместе задают друг другу этот  вопрос:
 - Ты меня уважаешь? 
Человек не способный снискать себе уважение, кроме беспробудного пьянства имеет ещё один выход: сначала сделать карьеру, а потом окружить себя всякой сволочью. Почтительность без уважения,  вот награда за  чванство без заслуг.
 
Слишком большие достоинства делают  человека непригодным для современного общества: на рынок не ходят с золотыми слитками. Там в ходу мелкая разменная монета.  Плохо быть умным, не имея при этом сильного характера. Если уж взял в руки фонарь Диогена, бери и его клюку.

Не могу понять, почему «у них»  алкоголь продают с 21 года, а у нас, в 21 год, некоторые уже имеют по три госпитализации в нашем стационаре.

Люди добрые и умные часто рассеяны, люди злые и неразвитые – сосредоточены и педантичны.

Проходя мимо кабинета «эксперта»: сколько всё же глубокого смысла, в этом задумчивом ковырянии в носу, сколько скрытой эротики, медленного и вдумчивого секса. Сколько малороссийской смекалки: наковырять, рассмотреть внимательно добытое и потом где-то пристороить… Хороший руководитель делает замечания по мере обнаружения недочетов в работе подчиненного, плохой - копит их для публичного разноса. Растут , как шампьньоны на коровьем выгоне. Главный эксперт по фруктово-половым вопросам: как правильно х…груши окалачивать.  Не буду мешать…

У Дж. Лондона есть рассказ «Смок и Малыш». Аляска, дикий Запад, «золотая лихорадка».
 Один из компаньонов – Смок, ищет систему в игре в рулетку. Ему кажется. Что он её нащупал, нашел. Однажды и меня осенило. Есть, вот оно! Система, цикл пьянства «орских джентльменов»,  «орская рулетка» - 5/2.  Пять дней работают, два дня пьют. Начинают после работы в пятницу (день шофёра). Понедельник день тяжелый, но рабочий. Пятница переломный, серединка-наполовинку, «полупьяный». Это в «идеале». Но сосед Валера, пустил мою «систему» под откос:
 - Ха, а каждый день не хочешь?
 Человек, который бросил пить, может пересчитать своих друзей на мизинце одной руки. (америк. посл.)  Нет в мире совершенства!

Наука это то, что можно выразить формулой. 
Условно-безопасная алкогольная доза: О = (Мх100) : %,
 где  О - объем напитка (в граммах), М - вес человека (в килограммах), % - крепость напитка (в градусах).  Например: мужчина, весом 80 кг желает выпить 40° "Столичной". Сколько этой водки он может выпить?
        Ответ: О = (80 х 100) : 40 = 200 граммов.
Часто спрашивают, как примерно, рассчитать процентное (в промилях) содержание алкоголя в крови в зависимости от количества выпитого ? Примерно так:
‰ = М : V      М – масса тела, V- объем водки. Пример: 70 (кг) : 70 (гр. водки) = 1‰

У нашего народа удивительная терпимость к различным проявлениям пьянства. Злоупотребление спиртным не рассматривается, как анормальное явление, пьяный не вызывает осуждения. Зашел пьяный в общественный транспорт (уже нарушил закон), с бутылкой, встретит понимание и сочувствие: - Упился, касатик, с кем не бывает. Ещё и место уступят:
 - Садись, а то упадешь. Наркоманов тихо презирают.

Единственная понятная мне зависимость – страсть к чтению. Для человека, привыкшего к чтению, оно становится наркотиком, а он – его рабом. Попробуйте отнять у него книги, и он станет мрачным, дерганым и беспокойным, а потом, подобно алкоголику, который если оставить его близ спиртного, жадно набрасывается на полки. Не люблю телевидение,  как семечки. Попробуйте остановиться, когда вы грызете семечки.

Дешевые книги – это некультурность. Книги должны быть дороги. Это не водка. (В.Розанов) Книга должна отворачиваться от всякого, кто при виде на цену её сморщивается. «Проходи мимо» - должна сказать она ему и, кивнув в сторону газетчика на углу, прибавить: «Бери их». Книга вообще должна быть горда, самостоятельна и независима. Для этого она прежде всего должна быть дорога.
Действительно. По мелочам познается и крупное. «Лучшую книгу переплетаем в лучший переплет»: сколько же Церковь должна почувствовать в Евангелии, чтобы переплести его в ;-пудовые, кованные из серебра и золота, переплеты.

Для истинно порядочных людей, придерживающихся каких-то правил в жизни,  все заповеди Господни изложены в надписи над входом в Телемскую обитель: «Делай что хочешь!»

Один  пациент, не желавший лечиться от алкоголизма по требованию жены, сказал мне сакраментальную фразу, которую как эпитафию, можно золотом выбить на могильных плитах всех алкоголиков, погибших от пьянства: «Меня никто не остановит!»  Им   посвящается мой романс.
Dispensaire.*
    (Романс).

    На мотив «Не уходи, побудь со мною».

                1.
Cpеди заброшенного сада,
Под сенью вековых ракит,
Тут, за зеленою оградой,
Обитель скромная стоит. } 2раза.

                2.
Не русским словом пусть зовется,
На Гончаровой,** сей форпост
И вдоль холмов, тропинка вьется,
Вверх по дороге, на погост…} 2 раза.

                3.
Сюда везут или приводят
Людей со страстью роковой.
Они не ропщут и находят
Здесь утешенье и покой.} 2раза.
               
                4.
И по-маленьку, как-нибудь,
Набросив старую  фуфайку,
Свой каждый выбирает путь:
Кто на Лесную,*** кто на Майку****…} 2 раза.
               
                5.
Жена сквозь слёзы улыбнется:
Под гору жизнь умчалась вскачь.
И вновь из темноты несётся
То пьяный смех, то детский  плач… } 2 раза.


* раздавать, избавлять, освобождать (фр.)   
Специальное медицинское учреждение, получившее особое развитие в СССР.
Имеет задачей не только лечение больных, но и предупреждение различных болезней,
путём улучшения условий быта и труда. (Словарь иностранных слов. «Юнвес». Москва. 1994)
**  ул. Гончарова 7, Орский наркодиспансер.
*** ул. Лесная 19, стационар ОНД.
**** пос. Майка, месторасположения Орского кладбища.


Рецензии