Соцреализм и анти-истаблишмент. О фантастике

Политики никогда правду никому не скажут. Но то тут, то там бывают в истории эпохи, когда неожиданный политик говорит интересно. Единственным известным и в то же время колоритным политиком со времен Второй Мировой был Никита Хрущев (это ежели Сталина, Трумена и Черчилля не считать, они все-таки очень довоенные и военные). С тех пор речи политиков - невероятная скука, страшнейшая лингвистическая каша, в которой даже основные лозунги скучны, а смысловое наполнение никакое.

Очень благодатная почва для соцреализма.

В России придуман был термин - соцреализм. (Русские радостно приписали изобретение явления себе, хотя придумали они только термин, и термин этот - неудачный. Ни в Америке, ни во Франции термина, обозначающего это явление, нет до сих пор. А элементы соцреализма наличествуют даже в Илиаде. Шекспир баловался соцреализмом запросто, чтобы угодить Лизетт из роду Ланкастеров, цвет розы не помню - и угодил (пьесой про конкурента ее предков, где и вывел конкурента в неприглядном виде).

За полвека до изобретения термина «соцреализм» французы придумали термин «импрессионизм», и тоже приписали себе, хотя импрессионизм существует параллельно с реализмом всю историю искусства, во всех жанрах).

Соцреализм, по выражению одного умного мужика, вот только не помню, как его зовут - это «не то, что есть, а то, что должно быть». Сказано мудро, но приходится расшифровывать, а то ведь многие не понимают.

«Должно быть» - согласно чьим пожеланиям? Правительства, заказчика, читателей, спонсоров, и так далее. Да? Не совсем.

На самом деле - должно быть согласно подхалимским представлениям автора о пожеланиях заказчика.

Но и это не совсем верно. Ну да ладно.

У советских диссидентов был свой соцреализм. Советские фантасты диссидентского толка пользовались разновидностью этого соцреализма. Почему у них получилось то, что получилось - чтобы это понять, нужно выяснить, кто был их заказчик.

Фантаст-диссидент ориентировался на две группы людей. Первая - цензоры от власти. Они не были собственно заказчиками. Они и книги-то не читали, а передавали каким-нибудь курсисткам на предмет выявления крамолы. У них была установка - публиковать таких-то (перечень фамилий), помурыжив их основательно, чтобы не забывались. Вторая - действительный заказчик, а именно - образованщина, причем не какая-нибудь, а та ее часть, которая состоит из ботаников. В некотором смысле ботаники - рабы моды, хотя мода у них специфическая очень всегда. Во время оно в связи с тупостью властей был в России так называемый книжный голод. И у ботаников появилась мода - читать. Особенно все то, где есть привкус фроднерства. Но, как и все остальные люди, ботаники больше всего любят читать о самих себе.

Но если просто описать ботаника, он обидится. Поэтому ботаника решено было романтизировать.

Во-первых, герой-ботаник не мог предстать в книге тупицей. (То, что ни один гений ни в какой области за всю историю человечества не был ботаником, ботаники знать не хотят. Как раз наоборот. Кстати, заметьте, что большинство киношных (и голливудских, и внеголливудских) гениев от науки - ботаники. На экране. Даже исторических гениев изображают именно ботаниками). Поэтому ботанику, помино набора ботанских знаний и диплома, приписывается еще и высокий полет мысли. А также остроумие. А также солидная эрудиция.

Во-вторых, герой-ботаник не мог предстать в книге сутулым, нескладным, или толстым и потным, мямлей. Ботанику пририсовываются приятные черты лица, солидный рост, широкие плечи, эффектная походка, серьезная физическая сила. Иногда - любовь к драке.

В третьих, герой-ботаник не может быть трусом (почти все ботаники трусы). Ботаника наделяют смелостью, иногда отчаянностью, и абсолютной верностью идеалам. Герой-ботаник в фантастических романах советской эпохи - невероятно высокоморальный человек. (Высокая мораль ограничивается как правило в случае героя-ботаника состраданием к обделенным второстепенным ботаникам и их семьям, а также тем, что, будучи способным соблазнить многих, что и расписано (не очень умело), он не ****ся с кем попало, а любит одну, и она его достойна всегда, и тоже высокоморальна).

Все это очень понравилось именно ботаникам, и именно ими был создан культ советской фантастики в Советском Союзе.

Среди авторов этой разновидности соцреализма были талантливые, были бездарные, но идеал героя оставался всегда один и тот же. Неправдоподобный, и в силу этого невероятно противный, тип.

Соцреализм - очень языческое явление.


Рецензии