Попался, Махов! Улыбка Старого Капитана 11

У мамы заболела нога – отёк голени, стопы. Зинаида Павловна посоветовала пойти в больницу  к хирургу.
- «Идите по нашей улице - Революционной, а от порта она называется улица Ленина. Так вот – почти у  основания хребта находится больница. Там спросите – подскажут». Я пошёл с мамой. Вот – площадь у порта. Слева – кафе «Крыша». Магазины. Улица вся в зелени деревьев. Справа – кинотеатр. Затем - ресторан «Маяк». Одно – двухэтажные  дома. Вот пересекает улицу – Сухумское шоссе. Переждали поток машин, перешли дорогу.

За шоссе – пустырь, трава выгорела от жгучего солнца. На пустыре располагались одноэтажные здания больницы – Поликлиника, Хирургия, Терапия, Акушерство.  Вокруг – несколько деревьев.  Дальше к хребту – автостанция. Мы пришли в поликлинику к 8 утра, но уже полным ходом шёл приём больных. На дверях кабинета надпись: Хирург Г.А.Махов. Ну и встреча! Ведь это тот самый военный хирург, который отрезал ногу Маришке!  Вот он, за этой дверью, в кабинете! 

Сестра выглядывала из хирургического кабинета, приглашала следующего и просила поторапливаться.
 - «Чего он так торопится?» - удивилась мама. 
- «И поговорить с ним по душам невозможно!» - ворчала одна бабуся. Услышав это,  сестра ответила: 
- «Хирург   в больнице сейчас всего один! Остальные хирурги  – кто болеет, кто - уволился! Он должен как можно скорее идти в операционную! Скорая привезла больного, которого надо немедленно оперировать! Вот он и торопится, что бы не опоздать помочь  больному!!»

Мы были последними в очереди к хирургу Г.А.Махову.
- «Скорее,  заходите! Доктор торопится в операционную!» - подгоняла медсестра. Он был высокого роста. Плотный, стройный брюнет с чёрными усами. Серьёзный всё понимающий взгляд.  Похоже – осетин.  Короткие конкретные вопросы на чистейшем русском языке. Быстрый осмотр. 

- «Острый тромбофлебит!» - сказал хирург маме. «Компресс с мазью Вишневского!  Покажетесь через 3 – 4 дня!  Не купаться в море, покой ноге!  Напиши названия таблеток!» - сказал он медсестре. «Они есть в аптеке!» - добавил он выходя из кабинета. «Если не станет лучше - завтра к 8 утра ко мне! Я побежал!». Стремительными шагами он вышел из кабинета. Всё происходило молниеносно.
 
- «Можно Вас спросить!» - встрял я.
- «Тороплюсь! Вопросы на ходу! Идём!»
- «Скажите! У хирургов ампутация - любимый метод, что бы вылечить больную ногу?» - задал я самый мерзкий вопрос, который сумел придумать в это мгновенье. Я был очень зол на Махова,  и хотелось его как-то задеть. Ведь это он отрезал ногу Маришке! Махов даже приостановился. Пронизывающим пристальным взглядом оглядел меня.  Похоже, вопрос его задел!
- «Всё совсем не так просто! Объяснять – долго!» - коротко ответил он. «Я ночью дежурю. Если  есть вопросы – приходи в 21 час в приёмное отделение. Если в это время не буду оперировать,  возможно, выкрою минуту -  ответить на вопрос. Где живёшь?»
- «У Павловича!»
- «Знаю капитана! Приходи вечером! Только серьёзно обдумай вопросы! Лишнего времени у меня нет!» И быстро вошёл в Хирургическое отделение.

- «Скоро освободится Махов?» - спросил я нянечку, выходящую из двери.
- «Да он ушёл надолго!  Много больных надо оперировать – Скорая привезла! Оперирует – один, без ассистента, с медсестрой!  А ночью – дежурит! Завтра утром к 8 приходи в Поликлинику - там его, может, застанешь!  Он в больнице и днём, и ночью - как только выдерживает! Дома – не бывает! Хирурги – один в отпуске! Ложкина – на больничный ушла! Один – уволился,  прямо в разгар лета! На Георгии Алексеевиче -  всё держится! Хоть бы выдержал, пока   на работу выйдет «болящая»! Ведь лето -  полно приезжих, а они все разбежались!» - изливала душу нянечка.

И мне стало очень стыдно! Что он подумает обо мне?! Получается -  я совсем не понял Махова и, видимо,  ошибаюсь в очень многом. Надо обязательно прийти к нему вечером, поговорить, ликвидировать недомолвку. Вернулся в Поликлинику. Медсестра уже заканчивала маме повязку на ногу. Записала названия нужных лекарств и рассказала, как найти ближайшую аптеку. – «Там всё есть!» - успокоила она.   По пути домой, купив лекарства, мама – сама врач,  удивлялась, как Махов быстро, умело вёл приём больных.
- «Только очень опытный, умелый специалист может так быстро работать!»

- «Кто Вас смотрел?» - спросила Зинаида Павловна.
- «Махов!  Сказал – острый тромбофлебит!»
- «Замечательный врач! Повезло попасть к нему!»
- «Да он сейчас один и работает! Ложкина – на больничном! Кто-то уволился, а кто-то в отпуске!»

- «Летом Махову никак не удаётся пойти в отпуск – только осенью или зимой! Другие находят тысячу причин не работать летом - и отдыхают! Ложкина каждое лето на больничном, а потом ещё берёт «неиспользованный» отпуск!  Махов всем сочувствует, и этим пользуются! А осенью собираются на работу и бывшие больные, и как ни в чём не бывало - бывшие «уволенные»… Вроде и не увольнялись вовсе!
- «Придётся несколько дней не купаться, полежать…» - сожалела мама.
Еле дождавшись вечера, я сказал, что пойду к Махову - он пригласил в больницу поговорить… «Ну, что ж – иди!» - ответила мама. 

Вечерело. Улицы полны  гуляющих. Ярко горят фонари. Кто-то продолжал купаться в море – доносились всплески воды, барахтанье, визг. На площадке возле порта, в ресторане «Маяк», на танцплощадках в санаториях гремела музыка. Танцы.  Но не до того. Возле больницы тихо. Вот и Приёмное отделение.
 
В приёмном отделении за столом сидел Махов. Увидев меня, воскликнул:
- «А, пришёл? Что же это - тебя медицина заинтересовала?»
- «Да, заинтересовала!»
- «Может, хочешь стать врачом?» - продолжал он. 
- «Ещё два года учиться в школе  Надо закончить  девятый и десятый классы. Не знаю пока – куда буду поступать!»
- «А есть в семье врачи?» - спросил Махов.
- «Да, отец и мать», - был мой ответ.   

- «Представь себе, что в медицине, в хирургии – ведь я хирург! – есть очень жёсткие, даже, скажем, жестокие методы лечения! Представь – у дерева сгнила ветка, и если её не отпилить – всё дерево засохнет! Что делать? Будешь ждать, пока всё дерево пропадёт? Или отпилишь больную ветку?»
- «Так человек – не дерево! У дерева может вырасти новая ветка! А у человека – не вырастет отрезанная нога…» - возразил я. 
- «Это так! Но если омертвевшую конечность не удалить, то человек погибнет! А без конечности он будет жить, приносить пользу семье, людям, радоваться жизни! »

- «А если вдруг травма конечности? Неужели обязательно отрезать ногу? Нельзя ли её полечить? Вдруг удастся вылечить!» - попытался я возразить.
- «У каждого человека заболевание имеет  свои особенности! И все травмы - разные! Поэтому методы лечения нужно выбирать для каждого больного индивидуально! Иначе – не вылечишь! Может, ты имеешь в виду конкретного больного?» 

- «Да, Вы правы! В наш двор, к   Матвеевне приехала внучка – Марина… Маришка…» начал я.
- «Теперь понятно, в чём дело! Можешь дальше не рассказывать! Знаю я её хорошо!»
- «Ещё бы не знали! Ведь это Вы ей сделали такую операцию!» - не сдержался я.
- «Не спеши! Не кипятись! После той операции мне до сих пор не по себе!»
- «Так зачем же сделали?»
- «А что, разве у меня был выбор? И тогда я был – один в больнице. Оперировал и гражданских, и военных. Короче – в больнице был госпиталь.  Налёты на Геленджик частые. Ведь отсюда на Малую Землю перебрасывали подкрепление. По ночам уходили катера с десантом. А фашисты стремились помешать этому. Старались прорваться к порту, бомбить катера, причал. А я целый день  в больнице, в операционной. Слышу только сирены тревоги или отбой. Оперируем и при бомбёжке – ведь пострадавшим нужна помощь!

Так и в тот раз! Бомбили город! Раненых везут, несут. И тут принесли в госпиталь  эту девчонку, еле живую. Чуть  бы позже – и погибла бы от кровопотери, шока.! Ноги не было - осколком  оторвало…   Принесли ногу отдельно… Шепчет про Айболита… Что он пришил зайцу ножки… Что можно было сделать? Обработал и  зашил раны. Взял с оторванной ноги коленную чашечку и закрыл ею конец кости,  что бы лучше действовала культя. Знаменитый хирург  Пирогов так предложил.  Её мать тоже привезли – осколки изрешетили всю, ведь она прикрыла Маришку собой… Погибла там же, сразу после взрыва…   

Что же мог сделать хирург в этой ситуации? К сожалению,  ведь не умею,  как Айболит в сказке, пришивать ножки! Разве хирург виноват во всём этом безобразии? Разве воюют с детьми?! Кто же виноват?» - спросил он.
- «Война! Фашисты!»

Подошла медсестра. Сказала, что больной с аппендицитом подготовлен и лежит уже на операционном столе.
- «Ну, я пошёл! Надо срочно оперировать! Я – в операционную, ты – домой!  Действительно - интересуешься медициной… Заходи, если время будет! Поговорим! Тем много – только вот времени мало!» -  сказал он уходя…


Рецензии
Здраствуйте уважаемый Гавриил .Я Махов Александр прочитал Вашу миниатюру ,,Махов попался,,герой которой хирург Махов ГА очень похож на моего отца Махова Георгия Алексеевича высокий,плотный,брюнет с черными усиками похож на осетина -да ,один из горьковских медицинских светил узнав о сделанной отцом операции сказал ,что это не Махов ,а Махидце,хотя отец не был не грузином ,не осетином ,а скорее латышом,Т.к.его мама была латышка.Не был он и военным хирургом.С 1943 по 1953 года он практиковал не на фронте и не операционным инструментом , хотя и им тоже.С 1953 года мы жили в Геленджике на улице Ленина .Но главное в чем похож мой отец на Вашего героя так это тем ,что тоже был виртуозным хирургом и здесь между ними нет различия.Большое спасибо Вам за Вашего ХИРУРГА .Александр

Александр Махов   20.09.2013 00:45     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемый Александр Махов!

Очень рад, получив Ваше письмо! Эта миниатюра – является фрагментом моей повести «Улыбка старого капитана». В повести все герои – реальные люди. Старый капитан – Николай Павлович Гнеев, всю войну воевал на парусно-моторной шхуне, по-моему – настоящий Герой. Георгий Алексеевич Махов – высокий, плотный брюнет с чёрными усиками, похож на осетина. - Хирург высочайшего профессионального уровня и человек необыкновенный - очень добрый, интеллигентный, отзывчивый. Никогда не повышал голос. Все его очень уважали.

Он – мой первый УЧИТЕЛЬ по хирургии. Встретился с ним – по-моему, впервые в 1948 г. Жители Геленджика, пациенты и персонал больницы говорили мне, что в войну Махов работал в госпитале. В войну Геленджик был прифронтовым городом, госпитальной базой армии, остановившей фашистские орды у Новороссийска. В ту пору все хирурги стали военными. Махов повлиял на мою дальнейшую судьбу – я решил стать хирургом.

Затем несколько лет я не был в Геленджике. Поступал в мединститут. И в 1954 г. поехал на врачебную практику больницу города Геленджика. Руководитель институтской практики знаменитый проф. В.К.Красовитов говорил мне, что не стоит «рассчитывать на море» - работы в больнице летом чрезвычайно много, но учиться есть у кого. Так и оказалось.

Там я работал почти два месяца под руководством Георгия Алексеевича Махова. Это была целая Эпопея. Я сделал с помощью Махова свою первую операцию – грыжесечение. И потом – ассистировал ему на всех его операциях. Под его контролем выполнял много разных небольших операций.

Я работал в больнице ежедневно, и дежурил ночами через ночь. И в больнице постоянно работал Георгий Алексеевич. Я не знал – где он живёт. Я приходил на работу в хирургию – а он уже в больнице, я уходил после работы пообедать в рабочую столовую – а он ещё оставался на работе. Было впечатление, что он работает днями и ночами, постоянно в больнице. Я ночевал в больнице – спал (когда удавалось) на садовой скамейке возле приёмного отделения. Успевал иногда сбегать окунуться в море. Когда Скорая привозила больного - Махов был уже там, и я шёл помогать.

У Махова был друг, который приходил к нему в больницу со своей женой. Этот друг и его жена были большие шутники, очень остроумные люди. После напряженной работы Махов был сдержан, не очень разговорчив. Иногда мы в четвером шли вечером на берег моря - (больница недалеко от моря) и сидели там на лавочке. В беседе друзья помогали ему снять напряжение.

Он относился ко мне очень доброжелательно, я бы даже сказал – не как к младшему, двадцатилетнему парню, студенту - а как к «равному»… Он воспитал меня – как хирурга. За это я ему очень благодарен.

Когда практика закончилась – мы обменялись с Георгием Алексеевичем адресами. Я просил его не стесняться, если будет в моём городе, и заходить. Он приглашал в г. Горький. Я в Горьком никогда не был. Но от Махова вдруг получил письмо из Горького. Помню на конверте - улица «Июньских Зорь», номер дома – не помню. Я запомнил это интересное поэтическое название улицы. Махов приехал, у него были дела. Потом уехал. Это была наша последняя встреча…

Эти три встречи оставили в моей памяти исключительное впечатление - лучший период в жизни! Сейчас я пенсионер. Описываю то, что было (рассказы, повести, стихи). Хотелось бы продолжить повесть о тех временах. Собираюсь с мыслями и воспоминаниями… Постараюсь и сейчас следовать фактам…

С теплом и наилучшими пожеланиями, Гавриил

Гавриил Иваниченко   21.09.2013 00:40   Заявить о нарушении
Если возникли вопросы, постараюсь дополнить. Моя практика была в июле-августе.
С уважением, Гавриил

Гавриил Иваниченко   21.09.2013 08:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.