Два взгляда

                Два взгляда.
     Учительница русского языка и литературы, Нина Петровна, не раз ловила себя на мысли, что она создана лишь для того, чтобы обеспечить нормальное существование, своим мужу и сыну, которые опять уперлись, один с шахматной доской, другой с велосипедом, туда, где нет кастрюль, грязного белья и других никчемностей, мешающих их жизни. Она, вздохнув, принялась за затеянную стирку, не забывая одновременно о готовящемся на кухне ужине, и лишь изредка поглядывая на часы, обеспокоенная своим извечным – а ведь надо еще тетради проверить.
    За хозяйственной сутолокой время пролетает быстро, и поэтому она в очередной раз взглянув на часы и обнаружив, что уже девять спохватилась и протерев кухонный стол, принесла свою сумку и уселась на своем всегдашнем месте проверять тетради. Сегодня ей предстояло проверить сочинения девятиклассников на тему: « Примеры нравственности и безнравственности в произведениях Л.Н.Толстого». Тема сложная, но вместе с тем, интересная и Нина Петровна с удовольствием окунулась в творчество своих учеников, отбросив все остальные мысли на задний план. Она проверила пару сочинений. Как её отвлек звонок в дверь и она подумав, что это Ильюха, пошла открывать дверь.
     Она оказалась права и Ильюха, гремя и цепляясь велосипедом, за что ни попадя, затащил его в прихожую.
- Колеса протри – сказала мать и пошла дальше, проверять тетради.
- Мам, они чистые – попытался уклониться от нежелательной обязанности, Ильюха.
- Протри, я тебе сказала! И руки помой - беспрекословно заявила мать, уже из кухни.
- Как на магнитофоне – пробурчал Илья в полголоса и пошел в умывальник за тряпкой.
     Нина Петровна вновь углубилась в свою работу, взяв следующую тетрадку. Ирина Корнеева – прочитала она на тетрадке и подумала: - опять, наверное, про любовь что-нибудь нафантазировала, у неё все к любви сводится.
     Ильюха управившись со своими делами, пришел на кухню, и тоже как на магнитофоне произнес свое привычное: - Мам дай чего-нибудь поесть.
- Вон в кастрюле накладывай вермишель. Котлеты на сковороде – ответила Нина Петровна, не отрываясь от работы.
- О, котлеты!- обрадовался Ильюха и принялся греметь посудой.
     Он приготовил себе на стол, отрезал хлеба, и усевшись на табурет подальше от матери, от тетрадей, с торца стола, принялся есть и одновременно рассказывать.
- Сегодня, мам, драка была во дворе. Серега Потертиков, Ваське Хохлу морду набил.
- Какому хохлу?- сморщив лоб от напряжения, спросила Нина Петровна, не отрываясь от работы.
- Ну, Хохлякову! Во втором подъезде живет.
- Илья, ну что за клички! Сколько раз тебе говорить, не называй людей по кличкам!- С горячностью высказала мать сыну.
- Его все так зовут, мам.
- Ты не все. Не уподобляйся ни когда всем в плохом.
- Ну ладно мама, ладно. А знаешь, за что он ему морду набил? – Уминая котлеты за обе щеки, спросил сын.
- За что? – машинально ответила мать.
- За то, что Хохол….- начал было Ильюха, но наткнувшись на материн выразительный взгляд, поправился -…то есть Васька, рассказал Ленкиной матери, что Ленка с Серегой в подъезде целовалась. А мать за это Ленку отлупила.
- Это какой Потертиков? В седьмом классе который учиться?- оторвавшись от работы напрягла память Нина Петровна.
- Ну, да.
- А как он Хохлякова мог побить? Тот на два года старше его! – удивилась Нина Петровна, памятуя, что тетрадь Хохлякова у ней здесь, в стопке.
- Да мама! Серега как даст ему!- размахивая вилкой, с жаром, принялся рассказывать Ильюха - … прямо в глаз, а Васька за глаз схватился, согнулся, а потом выпрямляется, говорит: - ах ты гад! Сейчас я тебя.- А Серега еще как ему даст! А потом папа подбежал и не дал им больше драться.
- А Лена, какая?- теперь уже заинтересованно спросила Нина Петровна.
- Самойлова. Серегина одноклассница.
- Они, что, дружат?
- Ага, с шестого класса еще.
     Нина Петровна вспомнила Лену Самойлову и Сергея Потертикова, у которых она тоже вела русский и литературу, вспомнила что то такое связанное с их любовью, чего, конечно же не утаишь в школе, и подумав про себя: - «Ромео и Джульетта», только одновозрастные – вздохнула и высказала сыну: - Ну, допустим, целоваться им еще рано, и дракой, ни каких проблем не решишь.
- За то ябедничать больше не будет. – подвел итог сын и принялся выскабливать с тарелки остатки.
- Ильюша, ябедничать не хорошо, это верно. Но ведь ни кому не известно, что он наябедничал. Ведь может быть, так, обмолвился случайно, не имея злого умысла…
- Кто, Хохол! – перебив мать, вскричал Ильюха, не обращая внимания на материн, опять, недовольный взгляд. – Он же ябеда, самый настоящий! Он хоть и вырос, что скоро в армию, а ябеднячатает как в детском садике.
- Ну, это и не ябеда вовсе, а наушничество! – на что то рассердившись, вспылила вдруг Нина Петровна, но спохватившись добавила уже спокойней – и тем не менее, драться не хорошо.
- А я на месте Сереги, тоже бы ему морду набил – не удержался утвердить свою правоту сын, и поднялся налить чаю.   
- Подрасти сначала – невольно засмеялась мать, втайне, все же довольная этой репликой сына.
- Да он слабак! – чуть было не назвал, « хохол», Ильюха, но вовремя спохватившись, поправился – Васька то. Это он с виду здоровый, а сам  тюня-матюня. И трусливый. Его ни кто во дворе не любит. И Леху Воропаева из-за него посадили…
- Ну ладно, ладно! Наговоришь сейчас – урезонила мать сына, и считая на этом разговор оконченным, вновь углубилась в тетради.
- Мам, я там попью – то ли спросил, то ли поставил в известность, Ильюха, мать и взяв чай с печеньем, пошел в зал к телевизору.
- Не накроши – сказала ему  вдогонку мать, довольная, что теперь может, наконец-то без помех работать. 
Она работала с полчаса, углубленная в тетради, как открыв дверь своим ключом, пришел муж, и не замедлил появиться на кухне.
- Заигрался что-то сегодня – заметила Нина Петровна, не отрываясь от тетрадей.
- Да все отыграться хотел, но Петрович сегодня в ударе – ответил супруг и не замедлил сообщить: - Голодный как волк.
     В этой семье привыкли ужинать поздно и вразнобой. Это сложилось исторически с давних времен, и причиной здесь послужила, конечно же, профессия Нины Петровны. Школа занимала большое место в её жизни, и хотя семья не меньшее, но именно школа вносила разнобой в их семейную жизнь. Английской традиционностью здесь и не пахло. Постоянные задержки в школе, факультативы, родительские собрания, занятия с отстающими учениками, ломали эту самую традиционность. И поэтому ужинали, как придется, где придется, а порой и что придется.
     Нина Петровна сегодня, заставила мужа таки, накрутить фарша на котлеты и только потом отпустила играть его в свои шахматы. И поэтому, Владимир Александрович, сейчас жадно водил носом в предчувствии вкусной еды.
     Нина Петровна, оставив свои тетради, поднялась со своего места и принялась накладывать мужу еще не совсем остывший ужин. Владимир Александрович ополоснув руки прямо здесь же, на кухне, протер их полотенцем и усевшись на табуретку, где до недавних времен сидел Ильюха, заявил: - сегодня во дворе два питуха бой затеяли, пришлось их растаскивать в разные стороны. Один маленький такой, а задиристый. Сережка, что ли, Потертиков, или как его, налетел на Ваську, Кольки Хохла сына и давай его мутузить.
     Нина Петровна, услышав кличку в устах мужа, лишь вздохнула, вынужденная признать справедливость всем известной поговорки, что яблоко от яблони не далеко падает, и поставив перед мужем тарелку и порезав хлеба, уселась на свое место проверять тетради и  вполуха слушать своего мужа.
- …. Я подскочил, чтобы растащить их, а этот Серега кидается на Ваську. Я говорю, думаю, вымахал Васька-то, а за себя постоять не может. Весь в отца. Колька-то, Хохол! Мы с ним не один год проработали, тоже тихий, ни когда, ни с кем не поругается, ну а тем более драться. Вот и Васька видно такой же – рассказывал Владимир Александрович, не забывая орудовать вилкой.
- Вкусно – похвалил супругу муж, рассказывая дальше – Пацан-то вроде не плохой. Мы прошлый год с Хохлом на рыбалку ездили…
- Володя, ну что хохол, хохол, что у него имени, что ли нет! – не удержалась высказать Нина Петровна, которой клички всегда резали слух.
- А что? Его все так зовут!
- А-а-а! – махнула рукой супруга, не в силах убеждать в правильности.
- Так вот. Ну, Колька и Ваську с собой брал. Так он пацан такой смышленый и воспитанный. В разговор взрослых не лезет, а спросят его, то он ответит все обстоятельно. Мы пока в электричке ехали, спор затеяли, о коммунистах и демократах, ну мол, кто из них лучше. Так вот, он слушал, а потом, когда спорить закончили, спрашивает: А разве те и другие не в одной семье выросли? Представляешь Нина! Еще созреть не успел, а уже соображает, и так сказать, итог подвел нашему спору. А что, разве не так! Что демократы, что коммунисты – одним лыком шиты.
     Нина Петровна, задумавшись вдруг, посмотрела на мужа доедавшего свой ужин и произнесла: - А мне Илья сейчас рассказал, что Потертиков Хохлякова за безнравственный поступок побил.
- За безнравственный!!!- воскликнул Владимир Александрович. – Да что они понимают в нравственности! У них вся нравственность к одному сводится, как бы друг перед другом нос задрать. Что, не так что ли? 
 - Ну не знаю, тебе видней, за что мальчишки дерутся. Ты ведь и сам мальчишкой был.
-Когда я был мальчишкой, мы по пустякам не дрались…
- А почему ты решил, что они дрались по пустякам? – перебила его супруга.
     Владимир Александрович вдруг разозлился. Доев ужин, он резко отодвинул тарелку и с чувством заговорил: - Да потому что поколение такое! У них же сейчас ни чего святого нет. Курить по подъездам, да девок щупать, вот и все что им надо. Ты посмотри, им по пятнадцать лет, а они всё уже знают, и про секс, и про всё. Так какая тут нравственность?
- Володя, ты говоришь обобщенно, а ведь здесь конкретный случай. Если один из них допустил безнравственный поступок, то и драка имеет под собой почву. Причем здесь поколение?! – забыв про тетради, уже увлеченно вступила в спор Нина Петровна.
- Да притом, что раз поколение такое, то и драки у них по пустякам происходят. Какие тут безнравственные поступки! Они у них все, сплошь, безнравственные. А вот Ваську-то я, как раз, и не назвал бы безнравственным, потому что знаю, что он воспитанный и умный. А значит, этот, как его, Потертиков, налетел на него ни за что. – подвел итог Владимир Александрович.
- А Ильюха сказал, что Потертиков Хохлякова побил за наушничество.
- Что ты все Ильюха сказал, Ильюха сказал! А Ильюха сам то много понимает? Наушничество! Они вон сейчас все, сплошь, наушничают друг на друга. И что? Из-за этого дерутся? Нос задрать друг перед другом, вот и дерутся! – взъерепенился Владимир Александрович.
     Нина Петровна поняв, что спор бесперспективен, и не даст ни какого результата, не стала продолжать спор и спросила: - Чай будешь? 
- Да, нет не буду – успокоившись ответил Владимир Александрович и поднялся убрать за собой и помыть посуду.
 Нина Петровна вновь углубилась в работу, подумав: «В конце концов, вот она их нравственность и безнравственность, в сочинениях».
     Владимир Александрович, помыв посуду, покинул кухню, а Нина Петровна, взяв очередную тетрадь, прочитала – тетрадь для работ по литературе уч-ка 9 «б» класса Василия Хохлякова.
    Открыв, на нужной странице, тетрадь, она с особым интересом принялась читать: - «В произведениях Л.Н.Толстого, остро очерчена тема нравственности и безнравственности, и эта тема определяет основу, фундамент его произведений….».
     Дочитав до конца, Нина Петровна вынуждена была отметить, что написано грамотно, и тема раскрыта исчерпывающе. Единственно, что не понравилось Нине Петровне, это то, что сочинение написано шаблонно, истертыми фразами, и в нем мало художественности, красок, отличающих некоторые сочинения своих учеников. Тем не менее, сочинение заслуживало высшей оценки, и Нина Петровна уже, было, поднесла ручку, чтобы вывести пятерку, но на секунду задумалась, и эта маленькая заминка привела к тому, что рука, по какому то неизъяснимому закону противодействия, сама по себе вывела цифру четыре.
                * * * *
Послесловие:
     Не спеши, дорогой читатель, обвинить Нину Петровну в лицеприятии, в предвзятости при выставлении оценки. Нет здесь предвзятости. Есть лишь сила двух рассказов, двух взглядов, незримо подействовавших на Нину Петровну. А ведь учительница не компьютер какой-то для выставления оценок, человек, живой человек. А значит, психологические процессы, имеющиеся у каждого человека, присущи и ей, и под незримым воздействием двух взглядов, рука выставила именно ту оценку, которой вселенная, на этот момент, решила вознаградить этого ученика.
      


Рецензии