Философия Платона
О жизни Аристокла мы знаем совсем немного, но его труды, его заочные диалоги с известными и неизвестными философами или с самим собой, пережили его и дошли до нашего времени. Читая его труды, мы как будто оказываемся рядом и беседуем с ним на бесконечные темы человеческого познания.
Точная дата рождения Аристокла, или Платона, как привыкли мы его называть, неизвестна и даже место рождения остается вопросом, спорным и неоднозначным. Большинство исследователей полагает, что Платон родился в 428-427 годах до н.э в Афинах или Эгине в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Одна из особенностей этого человека, заключается в том, что дата его рождения приходится на 7 таргелиона (21 мая в нашей системе летоисчисления), в праздничный день, в который по мифологическому преданию на острове Делос родился бог Аполлон. Более того, по древним преданияем он и умер в этот день в 347 г. до н.э.
Жизнь Аристокла была разнообразна, интересна и, на мой взгляд, необычна. Стоит заметить, что он дважды становился победителем Истмийских игр (сходных с Олимпийскими) по борьбе. Он писал стихи, комедии и трагедии, пока не встретил Сократа...
Если верить исследователям, то Аристокл родился в аристократической семье. Его отец происходил из рода последнего афинского царя Кодра, и звали его Аристон. Мать же Аристокла - Периктиона, была двоюродной сестрой одного из 30 афинских тиранов Крития, и происходила из рода Солона, одного из «семи мудрецов». Аристокл стал учеником великого философа Сократа и самым преданным из его учеников. Он верил своему учителю, поддерживал его точку зрения и до конца своей жизни продолжал его учения.
После казни Сократа, Аристокл, который уже был известен, как Платон, на целых десять лет уехал из Афин и путешествовал по Сицилии, Египту и Южной Италии, стараясь смягчить боль трагедии о потери наставника, а также в поисках единомышленников, планируя продолжить дело своего учителя. Во время этих поездок он оказался при дворе сиракузского тирана Дионисия I, которому попытался изложить свои идеи о наилучшем государственном устройстве. Но Дионисий очень мало понял из слов Платона, заподозрил его в подготовке заговора с целью переворота и продал философа в рабство. Верные друзья, соратники и единомышленники, заплатив выкуп за философа, выручили его из этой беды. И, где-то примерно в 388-87, Платон вернулся в Афины, где купил Землю и организовал собственную школу, которую назвал Академия. Платоновская Акдемия просуществовала около 1000 лет у пригорода Афин (примерно до 529 г. н.э.).
Специфика главного метода платоновской философии определяется тем, что Платон впервые вводит в жанр философской литературы диалог. Его учение заключается в том, что все мы можем выйти из "пещеры" к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть, созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.
Основные отправные пункты его философии смогли дать в дальнейшем целое направление, которое называется эйдос, учение об идеалах. Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства, где есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага. Из неё проистекают все остальные. Там пребывают вечные идеи, постижимые только интуитивным умом, но также числа и геометрические объекты, как предмет, постигаемый дискурсивным знанием. Данный нам в чувствах мир - это область "становления", где все возникает и погибает, вечно меняясь и никогда подлинно не существуя.
Так же Платон является основателем идеализма, так как главными положениями его учения являются следующие:
1) окружающий мир ("мир вещей", также временен и изменчив и в действительности не существует, как самостоятельная субстанция;
2) реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
3) чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
4) материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
5) любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна и т.д.).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
1) "единое" - является основой всякого бытия; не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания и т.д.); выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения; первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего, с точки зрения человека, так и всего плохого);
2) "ум" - происходит от "единого"; разделен с "единым"; противоположен "единому"; является сущностью всех вещей; есть обобщение всего живого на земле;
3) "душа" - подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления; также, согласно Платону, душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа; душа человека (вещи) - есть часть мировой души; душа бессмертна; при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку; постоянство души смена телесных форм - естественный закон Космоса.
Платон великий философ который рассматривал и изучал проблемы не только природы, но и общества. Он один из первых философов, который составил и оставил после себя целое собрание фундаментальных произведений и смог заложить основы понятийного мышления. Многие работы Платона посвящены выделению различных философских категорий (вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.).
Но особого внимания достойны его взгляды на государство, в частности, планировка нового государства - "идеального". Платон смог выдвинуть собственный план государственного устройства. Согласно данному плану, все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники. Работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью. Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях. Философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством. Философы и воины не должны иметь частной собственности. Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают; не существует брака, все жены и дети общие. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данного плана были сохранены. И конечно же он смог дать великолепную характеристику государства и видам правления государства, которые были, есть и возможно будут. Он писал, что есть семь типов государства: идеальное "государство будущего", которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств. Среди шести существующих типов Платоном выделяются:
- монархия - справедливая власть одного человека;
- тирания - несправедливая власть одного человека;
- аристократия - справедливая власть меньшинства;
- олигархия - несправедливая власть меньшинства;
- демократия - справедливая власть большинства;
- тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Платон жил до нашей эры, но он до и сейчас с нами. Его философия до сих пор существует и изучается многими учебными заведениями. Можно даже сказать, что платоноваская Академия и в настоящее время живет в каждом учебном заведении, что его учение ценят и понимают, что он дал толчок, толчок к развитию, толчок к познанию.
И за это мы можем смело сказать ему: "Спасибо!"
Свидетельство о публикации №209110500546