***
была состроена непонимающая физиономия и дан исчерпывающий ответ: «В магазине!»
- А деньги где взял на магазин?
На этот вопрос Шура затруднился ответить и поспешил сменить тему.
- Шурочка, вы же пионээр! А знаете ли вы, голубчик, что пионээр, всем ребятам пример.
- Не хочу быть примээром, хочу грушу!
- А ременя по задньому місці не прагнеш?
Вот с таким боевым настроением и твердым намерением провести профилактическую беседу для новоиспеченного пионера отряд покинул стены гостиницы. Машина с багажом и оружием ждала нас при выезде из города. Но до того как погрузиться на транспорт, необходимо было выяснить еще кое-какие детали в городе. Путь наш лежал прямиком на Китайскую улицу в строение номер десять. Ден Сяньшен, приславший накануне шифрованное письмо на имя тов. Мао, сообщал о необходимости личной встречи с руководителем группы. То бишь со мной. Неширокая уютная улочка напомнила мне тихую, родную до мурашек Басманку. Для полного сходства не хватало самой малости: голубятен на крышах и их прекрасных обитателей в небе.
Двери открыла немолодая, милая женщина. Поприветствовав хозяйку мы вошли внутрь. Если кто-то не знает, скажу, что есть такой закон и, как правило, по этому закону нужного тебе человека никогда не оказывается дома.
- Значит, ушел утром и еще не вернулся? Да?
- Не вернулся. Да.
- Вас не предупредил и ничего не сказал? И часто такое бывает?
- Часто, не часто.
- Так часто или не часто?
- Не часто.
- Миколай Іванович що це за гадання, часто не часто, давайте я з нею порозмовляю. Мадам, де ваш чоловік, чоловік ваш де?
- Анищенко, не усердствуй, я тебя не всегда понимаю, а она тем более. Уважаемая, не могли бы вы рассказать нам о квартировавшей у вас до позавчерашнего утра группе туристов?
- Оченна хорошо!
- Значит, оченна, понятно. Вы не будете возражать, если мы подождем вашего мужа здесь?
- Не буду, буду.
- Так, товарищи, садимся и ждем.
Слушавший наш диалог тов. Мао даже не пытался скрыть улыбку.
- А чему вы радуетесь? Тому, что вашего связного нет на месте? А если экстренная необходимость? А если…
- Николай, я восхищаюсь вашим дипломатическим и педагогическим талантом. Госпожа Ден Цинчжао в совершенстве владеет лишь двумя словами. Добыв информацию своими силами, вы совершили настоящий подвиг. Мало того, своими действиями вы расширили словарный запас госпожи Цинчжао до двадцати слов. Этот поступок заслуживает похвалы, а человек, совершивший его, почета и уважения.
- Не вижу причин для смеха!
Потянулись долгие минуты ожидания. Ден Цинчжао принесла чай. Надежда нагнать немецкую группу таяла с каждым часом. Ожидание затягивалось. В конечном итоге мной было принято решение выдвигаться к транспорту, не дожидаясь Ден Сяньшена. Попрощавшись с хозяйкой, мы отправились в путь.
- Тов. Мао, у вас есть хоть какие-то соображения, куда ушли «Туристы»? Потому что у меня их нет.
- Николай, у меня такое предчувствие, что…
Не успел Мао закончить свою фразу, как на наши головы со всех сторон обрушился шквалистый огонь. Оказаться в подобной ситуации безоружным - гиблое дело. Выход был только один: организованно спасаться бегством. Время замедлило свой ход, мы же, наоборот, дали ходу. Короткими перебежками, прячась от засевших на крышах автоматчиков за стволами деревьев и урнами, в целости и сохранности перебрались на соседнюю улицу. Мертвую зону, в хорошем смысле этого слова. Там, где совсем недавно шел бой, на смену звука автоматной очереди пришел другой звук: полицейского свистка, не менее опасный для нас в сложившейся ситуации.
- Шурочка, друг любезный, что с вами?
Бледный Шурка сидел на тротуаре и его мелко трясло.
- Николай Иванович, я, конечно, не хочу нарушать субординацию и отдавать приказы. Тем более, я человек не военный, но позвольте мне дать вам совет. Надо рвать когти, пока нас не замели, голубчики.
- Так, все дружно встали, Шура, зеленеть будешь в машине, и побежали.
Уже на бегу между мной и тов. Мао состоялся весьма любопытный разговор.
- Николай, у меня плохое предчувствие. Если у нас так не задалось с самого начала… я даже не знаю, что сказать. Эта засада была спланирована, противник знал о наших намерениях посетить Ден Сяньшена, нас как будто вели на ниточке. Я удивлен, что обошлось без жертв.
- Вы можете поручиться за своего связного?
- Да.
- А вы за своих бойцов?
Меня словно окатили холодной водой, да так, что холодные капли проступили на лбу.
- Помните старую воинскую мудрость: нельзя недооценивать противника. Кто из вашей группы отлучался в город за время пребывания в Харбине?
И в самом деле! Большая часть состава, за исключением Анищенко и Цимермана… А о Шурке мы знали лишь то, что он сам нам рассказал. Каждый из них мог быть вербованным агентом…
Всю оставшуюся до автомобиля дорогу я провел в раздумьях. Хуже всего, когда начинаешь сомневаться в соратниках по оружию. Озираясь по сторонам и особенно тщательно следя за движениями на крышах домов, мы благополучно выбрались из города. Преодолев неширокое поле, мы оказались под сводами невысокой, но все-таки горы. В выработанной штольне нас ожидало подкрепление в лице четырех бойцов из Харбинской боевой группы, возглавляемой тов. Мао, а также отдых и валидол. Машина тронулась, оцепенение стало постепенно проходить, под всхлипывания Татьяны Сергеевны я заснул.
Свидетельство о публикации №209110500599