Русское чувство

               
                Наверное, одна из самых загадочных вещей в нашей земной жизни – это время, течение времени, всегда и непременно связанное с изменениями. Когда Адам и Ева жили в раю, они не знали времени, оно им было не нужно; необходимость во времени возникла позже, после грехопадения и изгнания прародителей человечества из рая. Ведь на земле падшему человеку надо было снова подняться на такие высоты духа, на которых возможно Богопознание и Богообщение, другими словами падшим в первородном грехе людям предстояло измениться, преобразиться и стать существами духовными, осознать и ощутить в себе образ Божий, сделаться соработниками Творца, уподобиться Ему в жизни и делах своих.
               
                Именно время и даёт возможность изменения. Вне времени изменений нет и быть, скорее всего, не может. А изменяется всё на земле либо к лучшему, либо к худшему. К худшему всё меняется само собой, по закону энтропии, иначе говоря, деградирует, а вот для перемены к лучшему требуется приложение немалых сознательных усилий. Любые усилия, вообще прилагаемые человеком, есть преодоление себя, своей инертной, энтропичной, падшей природы, и становятся возможными на практике лишь при большом напряжении воли и сосредоточенности духа, что, в свою очередь, формирует в человеке своего рода духовно-волевой импульс, противостоять которому не в состоянии никто и ничто, если этот импульс достаточно силен и направлен на достижение благих, добрых целей, укладывающиеся в рамки Божьего Промысла о спасении человека.

                Ещё одно свойство времени связано с тем, что вещи и явления, претерпевающие изменения, трансформируясь во времени, тем не менее, сохраняют свою единую вневременную целостность, вбирающую в себя все преобразования, имеющие место во времени. Таким образом, время, использованное во благо, даёт нам возможность совершенствовать и накапливать те свойства нашей души и добродетели, те добрые дела милосердия и сопереживания ближнему, которые в результате послужат нашему спасению в вечности. Причём это в равной мере относится как к судьбам отдельных людей, так и целых народов, этносов. Так, например, если русский народ, как ни один другой народ в мiре, пострадал в ходе земной истории за Христа («Блажени есте, егда поносят вам и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех». Мф.5, 11-12), то приобретённый им во времени духовный капитал становится достоянием вечности, продолжая вместе с тем и во временных рамках оказывать влияние на процесс формирование русского национального характера, который не прекратится, пока не закончится земная история.

                То же самое относится и к заповеди Христа о любви к ближнему. Вот безсмертные слова Н.В.Гоголя о так называемом «русском чувстве», о русской способности любви к ближнему: «Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь – и там люди! Также Божий человек, и разговоришься с ним, как со своим; а как дойдёт до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем Бог дал, что ни есть в тебе, а!... Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь в нашей земле: думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их; перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой со своим не хочет говорить, свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке.….. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснётся он когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками; схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество. Уже если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведётся так умирать! Никому, никому! Не хватит у них на то мышиной натуры их!» Вот она какова, христианская любовь к ближнему.  И пусть нечасто сегодня приходится сталкиваться с проявлениями героического Христолюбивого русского духа, что за беда? Ведь он никуда не делся и деться-то никуда не может. Придёт время, и он проявит себя в массовых масштабах, ибо русское чувство, живёт в сердце каждого русского по духу человека. Приобретённое во времени, оно живёт уже в вечности, и сделать с этим ничего невозможно. И не случайно сегодня враги наши снова и снова с яростной адской злобой ополчаются против народа русского, пытаясь стереть его с лица земли; им лучше нашего известно, что русское чувство неискоренимо и неподвластно времени, и пока живы люди русские, жива и вера их, и любовь их. И нет для слуг преисподней ничего страшнее веры русской. «Нет силы сильнее веры, - говорил Н.В.Гоголь, -  непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря. Из самой средины морского дна возносит она к небесам непроломные свои стены, вся созданная из одного цельного, сплошного камня. Отовсюду видна она, и глядит прямо в очи мимобегущим волнам. И горе кораблю, который нанесётся на неё! В щепы летят безсильные его снасти, тонет и ломится в прах всё, что ни есть на нём, и жалким криком погибающих оглашается поражённый воздух.»


Рецензии