Авторское право в интернет

Это мой реферат об авторском праве в Интернет. Может, кому-то что-то пригодится.
Нерадивым студентам: эту работу уже нельзя давать преподам. Это связано с изменениями в законодательстве об авторском праве. Только если Вы хотите написать об истории развития авторского права в нашей стране.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
АВТОРСКОЕ ПРАВО В ИНТЕРНЕТ
РЕФЕРАТ
Студентки 521-й группы
Дорониной В.С.
Научный руководитель:
Жабко Е.Д.
Санкт-Петербург
2005

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Internet – история создания……..........................................3

Глава 2. Российское законодательство об авторском праве и смежных правах. Проблемы реализации………………………...............................7

2.1 Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». Обзор……………………………………………………………................7

2.2 Влияние Internet на экономические отношения и право. Специфика объектов авторского права в Internet………………………10

2.3 Проблемы защиты авторских прав в Internet…………………..13

2.4 Как отстаивать авторские права в Internet………………………17

Заключение…………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Проблема авторского права в Internet в настоящее время стоит очень остро в связи с тем, что, создавая свои ресурсы, их владельцы забывают о том, что популярность этих сайтов создана трудом тех, чьи материалы они используют. С развитием Internet появились и новые виды объектов авторского права (например, программное обеспечение для функционирования Internet-сайтов и т.п.), а также новые формы распространения объектов авторского права.
Таким образом, авторское право не поспевает за развитием авторских отношений. Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах» был принят 9 июля 1993 года, он уже претерпел ряд изменений, но вопрос об авторском праве в Internet всё ещё остаётся актуальным.
Данная работа посвящена некоторым аспектам взаимодействия двух систем – авторского права и глобальной сети Internet – одной из технологий, в наибольшей степени обусловливающей процесс перехода человечества к информационному обществу.
Сегодня Internet становится общедоступным и зачастую кратчайшим путём в мир информации. Начало этой в полном смысле революции было положено в 1993 году, когда в недрах Internet «соткалась» своего рода электронная паутина – подсеть World Wide Web, или сокращенно WWW. Фактически WWW – это набор программ, позволяющих упорядочить разнородную информацию, содержащуюся в разбросанных по сети компьютерах – WWW-серверах, и вместе со всеми указателями организовать эту информацию таким образом, чтобы она могла быть представлена на экране компьютера в виде легкочитаемых информационных страниц.
Следует отметить, однако, что в Internet содержится как полезная информация (прогноз погоды, курсы акций и валют, сводки новостей, электронные версии газет и журналов, литература, музыка, спорт), так и много бесполезной и поверхностной информации.
Целью данной работы является изучение и анализ ситуации, сложившейся в области авторского права, в той её части, которая связана с Internet-пространством.
Основные задачи исследования:
– изучение и анализ литературы, имеющей отношение к теме работы;
– изучение и анализ Internet-сайтов;
– анализ законодательства в области авторского права.
Поставленные задачи определили и структуру работы, которая состоит из введения, двух глав (Internet – история создания; Российское законодательство об авторском праве и смежных правах. Проблемы реализации), заключения, списка использованной литературы.

1.Internet – история создания

 «Internet представляет собой глобальную компьютерную сеть, охватывающую весь мир. Она составлена из разнообразных компьютерных сетей, которые объединены стандартными соглашениями о способах обмена информацией и единой системой адресации. Internet образует ядро, обеспечивающее связь различных информационных сетей, принадлежащих различным учреждениям во всём мире»1.
В 1961 году Defence Advanced Research Agensy (DARPA) по заданию министерства обороны США приступило к проекту по созданию экспериментальной сети передачи пакетов. Эта сеть, получившая название «ARPANET», была создана к 1969 году и первоначально предназначалась для изучения методов обеспечения надёжной связи между компьютерами различных типов.
Многие методы передачи данных через модемы были разработаны в ARPANET. Тогда же были разработаны и протоколы передачи данных в сети – TCP/IP (множество коммуникационных протоколов, которые определяют, как компьютеры различных типов могут общаться между собой).
Эксперимент с ARPANET был настолько успешен, что многие организации захотели войти в эту сеть с целью использования для ежедневной передачи данных. В 1972 году миру была представлена электронная почта. Её разработчик – Рэй Томлинсон. Он предложил использовать @ в адресах e-mail. Однако передача первого письма, состоявшего из двух букв, привела к тому, что компьютер-отправитель вышел из строя.
В 1975 году ARPANET превратилась из экспериментальной сети в рабочую сеть. Ответственность за администрирование взяло на себя Defence Communication Agency (DCA), в настоящее время – Defence Information Systems Agency (DISA).
Спустя некоторое время TCP/IP был адаптирован в обычный, то есть в общедоступный стандарт, и термин «Internet» вошёл во всеобщее употребление (1982 год). В 1983 году из ARPANET выделилась MILNET (сеть Министерства обороны США). Термин «Internet» стал использоваться для обозначения единой сети: MILNET плюс ARPANET. В 1984 году запущена служба доменных имён (Domain Name System), благодаря которой появилась возможность заменить цифровые адреса на осмысленные (например, www.yandex.ru). Интересен факт, что первый вирус появился в 1988 году и был назван Internet-червём. Он временно вывел из строя 10% всех Internet-серверов. Первыми поисковыми системами были Archie и WAIS. Они позволяли найти необходимый файл по его названию. Тим Бернерс-Ли придумал WWW (World Wide Web) – новый способ размещения информации в Сети, основанный на гипертексте.
ARPANET прекратила своё существование в 1991 году, а Internet существует, её размеры намного превышают первоначальные, так как она объединила множество сетей во всём мире.
С 1995 года компании начали предоставлять коммутируемый доступ.
Был введён в эксплуатацию язык программирования для Internet – Java.
В настоящее время в Internet используются практически все известные линии связи от низкоскоростных телефонных линий до высокоскоростных цифровых спутниковых каналов. Операционные системы, используемые в Internet, также отличаются разнообразием. Большинство компьютеров сети работают под ОС Unix или VMS. Широко представлены также специальные маршрутизаторы сети типа NetBlazer или Cisco, чья ОС напоминает ОС Unix.
Фактически Internet состоит из множества локальных и глобальных сетей, принадлежащих различным компаниям и предприятиям, связанных между собой различными линиями связи.
На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров, и более 80% из них объединены в различные информационно-вычислительные сети от малых локальных сетей в офисах до глобальных сетей типа Internet. Всемирная тенденция к объединению компьютеров в сети обусловлена рядом важных причин: ускорение передачи информационных сообщений, возможность быстрого обмена информацией между пользователями, получение и передача сообщений, не отходя от рабочего места, возможность мгновенного получения любой информации из любой точки земного шара, а также обмен информацией между компьютерами разных фирм-производителей, работающих под разным программным обеспечением.
Что касается России, то «сегодня Интернетом пользуется каждый десятый житель» – «таков итог существования российского сегмента Всемирной Сети»1. При этом, если раньше Internet использовалась в основном для поиска информации и отправки электронной почты, то теперь пользователям предлагаются разнообразные и разноплановые сервисы – от развлечения до обучения. Популярными становятся онлайн-игры, видео, книги, МР3, веб-камеры и проч.
Однако Internet пока ещё не решила проблемы хранения и упорядочения информации, она позволяет только получать её когда и где угодно.
Как уже отмечалось, в сети существует большое число сервисов. Наиболее популярный из них World Wide Web – всемирная паутина. Именно за счёт WWW сеть растёт так стремительно. WWW позволяет составлять гипермедийные документы (документ, который может содержать все виды информации – от простого текста до мультимедийных роликов) для их последующей публикации в Internet.
При низкой стоимости услуг (часто это только фиксированная ежемесячная плата за используемые линии или телефон) пользователи могут получить доступ к коммерческим и некоммерческим информационным службам США, Канады, Австралии и многих европейских стран. В архивах свободного доступа Internet можно найти информацию практически по всем сферам человеческой деятельности, начиная с новых научных открытий до прогноза погоды на завтра.
В настоящее время Internet испытывает период подъёма, во многом благодаря активной поддержке со стороны правительств европейских стран и США.
Пользователям, решившим подключить свой компьютер к сети, необходимо обратить особое внимание на защиту информации, поскольку такой компьютер становится доступным из любой точки сети, что может повлечь за собой поражение вирусами и несанкционированный доступ. Как следствие: утечка информации, выход из строя важных систем,  уничтожение результатов многодневной работы.
Ещё одной важной проблемой становится авторское право в Internet. К примеру, ещё в 1999 году студент Шон Фэннинг придумал Napster – систему, позволяющую людям обмениваться музыкой через Internet, а
в 2001 году в судебном порядке было признано, что системами типа Napster нарушаются авторские права музыкантов.
Таким образом, «взаимодействие двух систем – авторского права и Интернета – не ограничивается простым «пересечением» их свойств. Интернет оказался технологией, которая способна сыграть для авторского права роль, не менее значимую, чем изобретённая И. Гуттенбергом машина для книгопечатания. В свою очередь, авторское право во многом обусловливает пути и степень развития сети Интернет»1.

2.Российское законодательство об авторском праве и смежных правах. Проблемы реализации

С 1993 года в России действовал Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», принятие которого позволило по-новому взглянуть на проблемы авторского права и смежных прав в нашей стране. Творческие люди получили возможность не только достойно создавать себе моральный имидж, но и улучшать материальное положение. Прошли времена ВААП, которое ассоциировалось у творцов как орган, защищающий интересы государства, а не автора, который приносил прибыль государству, а не автору. У творческой интеллигенции появилась возможность создать свою организацию, которая защищала бы интересы автора – Российское авторское общество, получившее признание у авторов и официальную поддержку государства. Был подписан Указ Президента Российской Федерации, в котором Президент брал покровительство над созданным авторским обществом и рекомендовал всем государственным и местным органам власти оказывать всяческое содействие в реализации его задач.

2.1Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах». Обзор

Федеральный закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» был принят 9 июля 1993 года. Он регулирует отношения, «возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)»1.
Структура Закона:
– 1 раздел. Общие положения (ст. 1-4);
– 2 раздел. Авторское право (ст. 5-34);
– 3 раздел. Смежные права (ст. 35-43);
– 4 раздел. Коллективное управление имущественными правами (ст. 44-47);
– 5 раздел. Защита авторских и смежных прав (ст. 48-50).
Среди понятий, которые непосредственно относятся к нашей теме, мы можем выделить следующие:
– автор – физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение;
– база данных – объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчётов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ);
– воспроизведение произведения – изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи, изготовление в трёх измерениях одного или более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях – одного или более экземпляров трёхмерного произведения; запись произведения в память ЭВМ также является воспроизведением;
– программа для ЭВМ – объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью получения определённого результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Как видим, ни одного специального термина, связанного с Internet-пространством напрямую, в законе не упомянуто.
Объектами авторского права являются «произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения»:
– литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
– музыкальные произведения с текстом или без текста;
– произведения изобразительного искусства (живопись, графика, дизайн и др.);
– фотографические произведения;
– сборники (энциклопедии, антологии, базы данных).
Эти объекты авторского права часто фигурируют и отображаются в Internet-пространстве, но далеко не всегда автор получает вознаграждение, а зачастую его вообще не ставят в известность об использовании его произведения в тех или иных целях. Тогда как автор обладает неимущественными правами (право авторства, право на имя, право на обнародование) и имущественными правами (право на воспроизведение, право на распространение, право на публичный показ и публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на перевод, право на переработку) в отношении произведения, а размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения должны быть установлены в авторском договоре.
Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. В статье 25-й настоящего Закона допускается, что лицо, «правомерно владеющее экземпляром программы для ЭВМ или базы данных, вправе без получения разрешения автора или иного обладателя исключительных прав на использование произведения и без выплаты дополнительного вознаграждения» вносить в программу для ЭВМ или базу данных изменения, чтобы они могли функционировать на технических средствах пользователя; записывать и хранить в памяти ЭВМ (одной или одного пользователя сети); исправлять явные ошибки; воспроизводить и преобразовывать объектный код в исходный текст (декомпилировать программу для ЭВМ).
Следует отметить, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти, а право авторства, право на имя и на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Авторское право может переходить по наследству, при отсутствии наследников защиту указанных прав осуществляет специально уполномоченный орган Российской Федерации.
За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена гражданская, уголовная и административная ответственность.
Впоследствии был подготовлен ряд постановлений Правительства РФ, связанных с практическим применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». Казалось бы, в вопросе интеллектуальной собственности Россия начала преуспевать, но появилось множество различных коммерческих и некоммерческих структур, называющих себя организациями по коллективному управлению авторскими правами. Бороться с этим явлением можно только с помощью совершенствования законодательства: положения Закона необходимо увязать с практикой, устранить внутренние противоречия, которые выявились в ходе его применения.
Первым идею реформирования законодательства выдвинуло Российское агентство по патентам и товарным знакам. Предложение было включено в план законодательных инициатив Правительства РФ и предусматривало внесение изменений в ряд статей Закона «Об авторском праве и смежных правах». В первую очередь изменения касаются статьи 17, п. 1 ст. 28 Закона. Они направлены на достижение полного соответствия Закона целям, принципам и нормам Конституции РФ. Внесение изменений в п. 1 и 3, ст. 5, п. 2, ст. 16, и п. 1, ст. 19, 27, 28 обусловлено необходимостью приведения Закона в соответствие с международными актами и договорами (в первую очередь с Бернской конвенцией, к которой Россия присоединилась в марте 1995 г.).      
Безусловному совершенствованию подлежат и иные нормы Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах». К примеру, ст. 26 не может работать (или создавать правовые последствия) в той редакции, в которой она теперь существует. Нормами данной статьи предусматривается выплата вознаграждения авторам произведений, исполнителям и производителям фонограмм за воспроизведение аудиовизуальных произведений и фонограмм в личных целях. Терминология данного утверждения требует пояснений. Что же такое личные цели? И каков круг участников домашнего просмотра? И можно ли скопировать аудио-видеопродукцию для самого себя, для близких. И кто за это заплатит автору? Домашнее копирование получило широкое распространение в России в связи с большим поступлением в гражданский оборот звуко-видеозаписывающей аппаратуры и ростом спроса на неё со стороны граждан. Однако «обещанное» ст. 26 Закона вознаграждение ни авторы, ни исполнители, ни производители фонограмм по настоящее время ни разу не получали.
Совершенствованием Закона стало заниматься  Российское  агентство по патентам и товарным знакам в рамках специально созданной  Межведомственной рабочей группы, в которую вошли представители  заинтересованных  министерств и  ведомств. 
Авторы законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» не остановились на совершенствовании лишь одной статьи Закона, поскольку авторское  вознаграждение – далеко не единственная проблема в области авторского  права и смежных прав, которую можно решить законодательным путём.
В ходе работы над законопроектом Роспатент намеренно приводил  нормы закона в соответствие с нормами  Конституции РФ, и, конечно, с положениями международных конвенций и договоров, к которым Россия уже присоединилась или собирается присоединиться в ближайшем будущем.
Надо отметить, что работа по совершенствованию законодательства ведётся постоянно, и при этом она крайне неблагодарна, поскольку далеко не право порой диктует России путь, а политические амбиции часто  меняющихся политиков.
    
2.2Влияние Internet на экономические отношения и право. Специфика объектов авторского права в Internet

Internet является наиболее значительной из всех новых информационных технологий. Единственная сущностная функция Internet – передача информации, остальные функции следуют из неё. Этим обусловлена особенность отношений, возникающих с применением Internet: все они тесно связаны с передачей информации.
В настоящее время можно выделить следующие основные точки зрения по поводу влияния Internet на экономические отношения и право: проблемы не существует вовсе – есть законодательство, регулирующее отношения по поводу произведений, а новые информационные технологии ничего не меняют, надо лишь соблюдать это законодательство. И вторая точка зрения: отношения, возникающие при посредстве глобальных информационных сетей, имеют определённую специфику и, следовательно, должны получить особое регулирование. 
В связи с нарастающим влиянием и развитием Internet и других информационных технологий можно прогнозировать, что:
1.Информационный сектор будет преобладать в экономике, следовательно, существенно возрастёт значение информации как объекта гражданских прав. Объекты авторского права будут в большинстве случаев изначально создаваться в электронной форме, а большинство остальных можно будет перевести в электронную форму;
2.Информация будет легко копироваться и распространяться в глобальном масштабе. При этом невозможно будет обеспечить контроль над воспроизведением и распространением информации;
3.Источники информации потеряют стабильность: содержание изданной книги уже нельзя изменить, однако информация, находящаяся в электронной форме может быть модифицирована в считанные минуты, сохраняя при этом свои идентификационные признаки;
4.Количество лиц, занимающихся творческим трудом, значительно возрастёт, вследствие чего экономическая ценность многих произведений уменьшится. Кроме того, результаты творческого труда будут быстро устаревать;
5.Основной доход участники гражданского оборота будут извлекать, как правило, от «приложения сил» – выполнения работ и оказания услуг, а не от извлечения полезных свойств объектов гражданских прав;
6.Возникнет неопределённость границ товарных рынков и границ юрисдикции государств1.
Исходя из вышеперечисленного, можно сказать, что реальностью уже стало появление большого количества объектов авторского права, распространяющихся бесплатно (материалы печатных СМИ, ТВ и других электронных СМИ, а также программное обеспечение), ведение многими юридическими лицами предпринимательской деятельности исключительно через Internet, бесконтрольное распространение в глобальном масштабе объектов авторско-правовой охраны.
В последние годы возник особый круг новых отношений, связанных с использованием Internet. Попробуем определить специфику авторско-правовых отношений, имеющих отношение к сети.
Существенное значение в литературе придаётся «сетевым» отношениям, но, к сожалению, содержание этого понятия не подвергалось исследованию. Такими отношениями можно назвать отношения между пользователями и операторами Internet, за исключением отношений, складывающихся по поводу доступа пользователей к сети, связанных с деятельностью провайдеров и её правовым регулированием.
Круг объектов авторского права, доступ к которым может быть предоставлен через Internet, чрезвычайно широк: любые произведения или их копии, в том числе изображения, фонограммы, аудиовизуальные произведения и т. д. Особенностью объекта в данном случае, как уже упоминалось, является то, что он материализован в цифровом виде.   
Существует и особый объект авторского права, обязанный появлением Internet. Существует мнение, что основной «единицей» «киберпространства» является сайт. Сайт представляет собой совокупность документов Internet (синонимы: Internet-страниц, html-документов), связанных между собой с помощью гипертекстовых ссылок, объединённых общим замыслом и, как правило, дизайном. Соотношение сайта и Internet-документа примерно такое же, как соотношение книги и одной из её глав. При этом сайт может состоять из одного документа или нескольких тысяч, один документ может содержать объём текста, сопоставимый с объёмом целой книги.
Соответственно, особым объектом авторского права, охраняемым в Internet, может являться сайт. Но Internet-документ сам по себе имеет все признаки произведения и в не меньшей степени может быть объектом авторского права. Поэтому было бы неверным в качестве особого объекта сетевых отношений признавать только сайт в целом, поскольку это может привести к нарушению прав авторов сетевых документов.
Основной особенностью документа Internet как объекта авторского права является комплексность. Документ чаще всего состоит из двух элементов – текста и изображений, но в него могут быть также включены и другие разновидности объектов: аудио-, аудиовизуальные произведения, различные программы для ЭВМ, которые выполняются прямо во время просмотра документа или в соответствии с действиями клиента. Указанные свойства приближают документ Internet к программе для ЭВМ или базе данных в смысле Закона РФ от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах». Однако ни одно из определений не отражает суть документа Internet полностью. Представляется возможным сформулировать определение такого документа как объекта авторского права, основываясь на легальных определениях программы для ЭВМ и базы данных с учётом свойств документа Internet. Internet-документ – это объективная форма представления и организации совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств с целью передачи информации методами сети Internet и через эту сеть, включая порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Очевидно, данный документ должен охраняться как литературное произведение. При этом не следует забывать о том, что для распространения на произведение авторского права оно должно быть результатом творческой деятельности.
Возможность владеть информацией в гражданском праве существует, если только эта информация документирована, то есть зафиксирована на материальном носителе с реквизитами, позволяющими её идентифицировать. То, что каждый документ Internet, составляющий сайт, зафиксирован на материальном носителе, сомнений не вызывает – машиночитаемый носитель ничуть не менее материален, чем бумага. Вопрос же относительно реквизитов, позволяющих идентифицировать его, не так прост. Можно назвать следующие возможные варианты таких реквизитов: текст документа, адрес его местонахождения в сети, имя файла, дата и время создания документа. Очевидно, документ Internet может содержать и иные реквизиты, позволяющие идентифицировать содержащуюся в нём информацию, а сайт, содержащий такие документы, должен быть признан информационным ресурсом (ФЗ «Об информации»). В соответствии с этим законом информационные ресурсы являются объектами права собственности. Не вдаваясь в дискуссию относительно возможности существования права собственности на нематериальный объект, отметим, что в свете вышеизложенного, сетевой документ обладает двойственной природой и может быть не только объектом авторского права, но и объектом права собственности.

2.3Проблема защиты авторских прав в Internet

Каждый законопослушный гражданин, размещая информацию в Internet, боится её несанкционированного использования другими пользователями сети. Кроме того, его интересует вопрос, а не нарушает ли он таким размещением чужих прав.
Правонарушения в сфере авторского права в Internet могут быть весьма разнообразными: плагиат (незаконное использование результата интеллектуального труда иного лица под своим именем, например, создание сайта с аналогичным содержанием или дизайном), самовольный перевод сайта, распространение экземпляров произведения (статьи, рисунка) без разрешения автора (контрафакция) или без указания его имени (экземпляром в этом случае является каждая загруженная в память компьютера пользователя с сайта правонарушителя страничка или каждый выпущенный правонарушителем компакт-диск или книга, содержащие произведение).
В последнее время авторы описывают случаи воровства материалов, опубликованных ими в Internet. 
 «Я часто встречаю свои карикатуры в Сети и только один раз столкнулся с корректным обращением с моими авторскими правами. Это сайт http://www.6floor.ru/avtor.htm# Дмитрия Вернера. Он нашёл время связаться со мной, а способ подачи материалов на его сайте учитывает возможность размещения информации об авторах. Наверное, этот подход оказал влияние на такую популярность его ресурса. Во всех остальных случаях, публикации проходили без моего участия. Нет, я не против их публикации, если кто-то считает необходимым использовать мои карикатуры на своём сайте, то – пожалуйста. Всё, что я прошу, – ставьте ссылку на автора. С таким условием соглашаются многие авторы (художники, журналисты), это нормальные условия сотрудничества. Но большинство подобных ресурсов даже не подразумевают возможности размещения информации об авторе! Сама организация подачи материала на сайте исключает все мысли о культуре и законности»1.
При этом многие авторы ссылаются на отсутствие времени и права свои не отстаивают, даже если имя автора вовсе не упоминается, а просто заменяется адресом сайта, где опубликован рисунок или фотография. Здесь речь идёт уже не только об отсутствии авторского вознаграждения, а о несоблюдении простых моральных и этических норм.   
В итоге начинают появляться новые формы публикации и распространения произведений. Так, например, в США известный писатель Стивен Кинг в целях защиты своих авторских интересов использовал следующую форму публикации. На своём Internet-сайте он размещал начало своего нового произведения и рядом с произведением делал обращение к пользователям с просьбой оплатить пользование произведением (а рядом расчётный счёт). При этом автор ставил условие, что следующая часть произведения не будет опубликована до тех пор, пока расчётный счёт не пополнится определённой суммой (каждому пользователю предлагалось перевести на личный счёт Кинга 1 доллар). Правосознательные пользователи, а также поклонники автора переводили деньги за пользование произведением, а Кинг публиковал следующую часть.
Безусловно, что данная форма распространения произведения не предусмотрена действующим авторским законодательством не только России, но и большинства стран мира. И предстоит ещё многое урегулировать, в том числе и защитить права пользователей. Так, например, после публикации Кингом своего первого произведения в Internet – «Растение», всего 7 частей, последнее вызвало недовольство читателей, так как автор не завершал произведение, а потом и вовсе прекратил публикации1.   
Не применимы к сети понятия «тираж» и «количество экземпляров», поскольку невозможно установить количество распространённых произведений (один пользователь может перекопировать произведения десяти другим пользователям и т.п.).
 «Пока вышесказанное кажется таким же революционным, как и признание права фотографов как авторов произведений в начале XX века, признание личных прав автора в середине XIX века»2.
Очень многие люди наивно полагают, что всем, что есть во Всемирной паутине можно пользоваться совершенно спокойно – там авторского права нет. Но это не соответствует действительности.
Каждый сайт разрабатывает дизайнер, следовательно, авторские права на его художественное оформление обязательно кому-либо принадлежат – или самому дизайнеру, или фирме-владельцу сайта.
Порой в Internet появляются новые сайты, заимствующие структуру и дизайн уже существующих. Однако тут ни о каком нарушении авторских прав не может быть и речи. Любой Web-мастер может, побродив по сети и найдя интересный сайт, воспроизвести, без разрешения автора, нечто подобное. Конечно, если при этом он не будет использовать программы, скрипты или другие платные коммерческие материалы.
На более-менее солидных сайтах всегда можно найти следующий копирайт: «Авторские права на все материалы, размещённые на сайте, за исключением особо оговорённых случаев, принадлежат сайту. Исключением является прямая перепечатка чужих материалов, право на воспроизводство которых принадлежит источнику этой информации. Все материалы сайта могут быть без ограничения воспроизведены всеми средствами массовой информации и частными пользователями с обязательной ссылкой на сайт. При этом никакого предварительного согласования с сайтом не требуется». То есть делай гиперссылку на наш сайт, а остальное – это твои проблемы.
Встречаются и такие пометки: «При любом использовании материалов сайта и сателлитных проектов, гиперссылка на сайт обязательна». Ну а как поступать, если автор сайта, состоящего из одной-двух страниц, запрещает использовать материалы без его письменного разрешения? Конечно, это ваше дело, но никаких юридических последствий такая надпись не имеет. Равно как и запись «воспроизведение материалов сайта запрещено и будет преследоваться по закону».
 «Очевидно, большинству авторов следует привыкнуть к мысли, что результаты их труда могут быть запросто воспроизведены методом «cut and paste». Поэтому, если вы действительно считаете, что знаете нечто ценное, напишите книгу, поместите статью в журнал или газету и получите за это причитающийся вам гонорар. А не наводняйте Интернет переводами сайтов или описанием любимых программ. Если же вы делаете это, пусть будет просто так, не для денег или славы»1.
То же самое можно сказать и о текстах, размещённых в любом уголке Internet. Использование их без разрешения автора или обладателя авторских прав наказуемо. Степень ответственности в каждом конкретном случае определяет суд. Автор или правообладатель может, например, требовать компенсации в размере до 5 млн. рублей.
 «После того как прошла эйфория от обилия созданных энтузиастами электронных библиотек, выяснилось, что у многого из того, что размещено в Сети, есть правообладатели, которые энтузиастов-просветителей считают похитителями интеллектуальной собственности»2.
Своё недовольство высказывают издатели, так как, по их мнению, многие потенциальные покупатели их продукции предпочли «приобщиться к культуре в электронном виде, платя за это не им, а провайдерам». О своих правах вспомнили и писатели, «не согласившиеся с постулатом создателей электронных библиотек о том, что публикация книги в Internet способствует росту её популярности и известности автора». Пользователям, конечно, более удобно приобрести книгу в электронном виде, не выходя из дома или офиса и платя за это совсем небольшую сумму денег. А малоизвестным авторам сеть позволяет публиковать свои произведения, при удачном стечении обстоятельств они могут быть изданы, но пока этого не произошло, автор не получает вознаграждения, хотя его произведения могут использоваться так или иначе.
В 2004 году Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям провело круглый стол на тему «Авторское право в электронном пространстве. Электронные библиотеки». Конфликтующие стороны высказывали разные мнения: интеллектуальная собственность не может распространяться против воли её владельца, несмотря на отсутствие денег у библиотек, так называемую «культурную ценность» произведения или бедность граждан; термин «электронная библиотека» некорректен, поскольку библиотека подразумевает аренду книги на время, а не получение её в собственность; если талантливые писатели будут уверены, что получат достойное вознаграждение, у них появится дополнительный стимул творить.
Понятие «авторское право» применительно к информации в электронном виде должно быть существенно переработано. По действующему законодательству, для того, чтобы электронные библиотеки стали легальными, их создатели должны заключать с каждым автором договор. Однако это не вполне возможно, так как количество книг, размещённых в такой библиотеке, может достигать десятков тысяч. Максим Мошков, создатель и руководитель литературного портала Lib.ru, отмечает, что электронные библиотеки не отказываются платить авторам, «но не каждому в отдельности, а отчисляя средства в организации, представляющие их интересы»1. Но сегодня не существует эффективной схемы передачи гонораров авторам, а отчисления в РОМС (Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям) не спасает электронные библиотеки от судебных преследований.
Итогом круглого стола стало решение создать рабочую группу, в которую войдут представители всех заинтересованных сторон. Среди задач группы: разработка предложений по изменению законодательства в области авторских прав, сотрудничество с международными авторскими организациями, создание Российской ассоциации электронных библиотек.
Хорошо известно, что торговля пиратскими дисками, кассетами и программным обеспечением в России поставлена на поток. Поэтому невольно напрашивается вопрос: насколько легально действуют российские музыкальные порталы? Ситуация с размещением композиторами своей музыки в формате mp3 развивается в том же направлении, что и ситуация с электронными библиотеками. С одной стороны автор может представить на всеобщее обозрение свои песни или музыкальные композиции, с другой, к ним получают доступ пользователи Internet, и остаётся лишь надеяться на их этические представления.
В сети действует огромное количество всевозможных Internet-магазинов. В настоящее время кривая популярности электронных магазинов идёт на спад. Это вызвано рядом серьёзных проблем, среди которых: узость потребительского рынка, нелицензированная деятельность и сомнительное качество сервиса, незащищённость среды проведения коммерческих операций, отсутствие конфиденциальности, медленная доставка.
Технология построения Internet-магазина стала весьма доступной, и в результате появилось много мошенников, которые «создают подложные магазины с огромным ассортиментом товаров. Оплатив заказ посредством  банковской карты или электронных денег, никаких покупок от таких виртуальных «супермаркетов» пользователи, конечно же, не дождутся»1.
Книги и CD, которые являются наиболее популярными товарами е-магазинов, чаще всего можно найти в Internet совершенно бесплатно. Владельцу магазина нужно прикладывать невероятные усилия, чтобы новинки вначале появлялись именно на его виртуальных полках.
Подобные примеры можно перечислять ещё очень долго. Получается, что создатели сайтов, электронных библиотек, е-магазинов и проч. не могут договориться не только с авторами, но и между собой, что свидетельствует о срочной необходимости изменения законодательства в области авторского права.

2.4 Как отстаивать авторские права в Internet
   
Если вы вдруг обнаружили, что ваши произведения используются без согласования с вами, вы можете, прежде всего, написать авторам (администратору сайта) с просьбой прекратить нарушение ваших авторских прав (указать на конкретное нарушение). Как правило, на этом нарушение прекращается. Администраторы дабы избежать проблем убирают с сайта произведение.
В случае если это не помогает, необходимо написать владельцам хостинга. Последним необходимо детально описать какие именно права нарушены, каким законодательством это преследуется, какая ответственность (гражданская, уголовная) грозит владельцам сайта.
Более удобный вариант: чтобы не тратить время, написать письмо сразу и владельцам сайта, и хостинга с убедительной просьбой прекратить правонарушение.
Как правило, если сайт расположен на бесплатном хостинге, владельцы хостинга отключают сайт-нарушитель. Гораздо проблематичнее, если хостинг расположен за рубежом. Тогда вам придётся писать на иностранном языке. При мотивировке нарушений лучше сослаться на нормы международных конвенций. Например: Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Женева, 29 октября 1971 г.); Международная конвенция об охране интересов артистов – исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 г.); Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).
Крайняя мера – возбуждение уголовного дела. В соответствии со ст. 146 УК РФ состав преступления образуют:
1.Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, – наказывается штрафом в размере от двухсот до четырёхсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода осуждённого за период от двух до четырёх месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев;
2.Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершённые в крупном размере, – наказываются штрафом в размере от двухсот до четырёхсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до четырёх месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет;
3.Деяния, предусмотренные частью второй настоящей статьи, если они совершены:
а) неоднократно;
б) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) в особо крупном размере;
г) лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией имущества или без таковой.
Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьёй, признаются совершёнными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере – пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
Поэтому если деяния нарушителей составляют состав преступления, можно обратиться в ближайшее УВД с заявлением о возбуждении уголовного дела.
По поводу эффективности данного способа что-то сказать сложно, опыт раскрытия таких дел пока небольшой.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что Internet активно продолжает развиваться, число пользователей по всему миру растёт.
Но мы должны учитывать тот факт, что в Internet представлена информация, которую туда помещают люди, машины лишь передают её. Но люди обладают очень противоречивыми качествами и свойствами: среди них встречаются гении и кретины, авторы вирусов и авторы антивирусов, представители крупных фирм с отличной репутацией и мошенники, программисты и проповедники, взрослые и дети. И никаких прогнозов по поводу защищённости информации и моральном облике Internet строить не приходится.
В первой главе данной работы мы рассмотрели историю создания глобальной сети Internet, а также её современное состояние. В сетевом пространстве находится много нужной информации, которую можно получить в кратчайшие сроки (при условии владения навыками быстрого поиска информации и знания сетевых ресурсов). Однако создатели этой информации не всегда знают о своём присутствии в сети или о её использовании иными лицами. Это влечёт за собой возникновение новых проблем в области авторского права и защиты информации.
Вторая глава посвящена российскому законодательству об авторском праве и смежных правах, в первую очередь проблемам реализации на практике Федерального закона «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 года. Закон требует серьёзной доработки, поскольку Internet предлагает нам новые виды объектов авторского права (программное обеспечение для функционирования Internet-сайтов, сами сайты, html-документы и проч.). Internet оказывает определённое влияние на развитие не только правовых, но и экономических отношений в обществе, позволяет говорить о создании единого информационного пространства.
Следствием такого влияния явились две основные точки зрения на правовой аспект существования сети: необходимость регулировки действующего законодательства; отсутствие проблемы авторского права в Internet вообще.
Важным предметом для разговора становится вопрос авторского вознаграждения. Получается, что пользователи за минимальную плату получают возможность читать и копировать электронные книги, следовательно, могут распространять их среди других пользователей, слушать музыку и т.п., а авторы не получают никакого вознаграждения за свой труд или, что хуже, подвергаются несанкционированной краже своих идей.
Поскольку действующий закон не может полностью обеспечить прав «сетевых» авторов, его необходимо доработать, а затем грамотно применять в практической деятельности.
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Букин М. Электронная наличность // Сети. – 2005. – № 7. – С. 10-11.

2.Вирин В. Похитители книг // Computerworld. – 2005. – № 1. – С. 18-20.

3.Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». – М., 2003. – 48 с.

4.Кирий Л.Л. Охрана интеллектуальной собственности в национальных доменах Интернета // Патенты и лицензии. – 2001. – №7. – С. 33-40.

5.Кобелев Ю. Авторское право в Интернет. – 2002 // http://www.russianlaw.net.

6.Компьютерные сети // http://www.easyexams.ru.

7.Моисеева О.А. Интернет: как соблюдаются права авторов? // Патенты и лицензии. – 2001. – №9. – С. 26-28.

8.Нарушения авторских, смежных, изобретательских и патентных прав: Науч.-практ. Пособие / А.Г. Аверкин и др. – М.: Книга сервис, 2002. – 500 с.

9.Создатель WWW поёт дифирамбы Semantic Web // Computerworld. – 2004. – № 28. – С. 31.

10.Степанов С. Авторские права в Интернете… Воруют умышленно или по привычке? // http://www.6floor.ru.

11.Субочев И. Интернет на родном языке // CHIP. – 2002. – № 2. – С. 60-61.

12.Цуканов И. Полгода роста. Интернет будет набирать популярность в России быстрее, обещает Мининформсвязи // Русский фокус. – 2004. – № 26. – С. 46-47.

13.Чигарин Т.Г. Авторские права в Интернет. – 2004 // http://www.allpravo.ru.

14.Шмелёв И. Мобилизация электронной торговли // Сети. – 2005. – № 15. – С. 12-13.


Рецензии
Очень полезная информация. Необходимо изучить все это тщательней. Но, все же непонятно, как быть непризнанным авторам. Например, есть ли шанс на то, что крупное издательство заинтересуются авторами, произведения которых можно бесплатно скачать на литературных сайтах. Да и вообще, на что жить авторам, если они не будут получать гонораров? Существуют ли такие сайты или электронные библиотеки, которые не берут с авторов деньги за право размещать свои произведения у них, а наоборот, выплачивают авторам гонорары, в соответствии с количеством их скачивания? Пока же я сталкивался исключительно с тем, что деньги требуют с меня, за весьма туманное и сомнительное будущее? Как выживать автору в таких условиях?
Поздравляю вас с наступившими Новым Годом и Рождеством.
С уважением, Анатолий.

Анатолий Половинкин   09.01.2010 12:13     Заявить о нарушении
Информация, однако, устаревшая. Это уже история.
Чаще всего крупные издательства не ищут авторов в сети, вешают объявления - видела, что нужны авторы в том или ином жанре. Ещё чаще надо быть просто талантливым автором, иметь связи в издательствах, а это уже сложнее.
В первую очередь нужно сделать литературу своей профессией. В наше время это непросто. И, скорее всего, придётся заниматься синтезом искусств: сценарий + фильм, снятый по нему, пьеса + постановка в театре, текст песни + музыка и т.п. И нужно стать профессионалом - только я не имею в виду кучу бумажек из литературных институтов и уйму премий, грамот, дипломов, полученных неизвестно при каких обстоятельствах и неизвестно от кого. И не нужно думать лишь о своём собственном обогащении и животе.
Сайтов таких не знаю, русских. Но знаю один сайт, администрация которого выплачивает небольшие гонорары своим авторам, если текст принят к публикации (только в электронном виде): www.ounce.ru (вроде такой адрес). Но на эти деньги не проживёшь. Заграничные какие-то есть.
К тому же почему это сайт не должен брать денег с авторов? Вы только подумайте: сайт кто-то делал, его обслуживают, редактируют, занимаются поиском хостинга, платят за хостинг, платят за оборудование, платят редакторам сайта. Можно, конечно, на рекламе жить, по гранту делать сайт, но всё равно я не понимаю, почему все всего хотят бесплатно, почему не понимают, что люди работают?! Вы даже не задумались вот о чём: ведь вы можете сайт под самого себя создать и установить за скачивание определённую плату! Но все хотят, чтобы кто-то пришёл и сделал что-то для них, да ещё и бесплатно.
Мы выпускаем свой альманах уже несколько лет. И прекрасно понимаем, что если не мы, то и никто не сделает журнал, не создаст пласт в культуре. Сначала вложения, потом дивиденды. И мы это понимаем. И стараемся продвигать талантливых авторов, идёт общение, они растут, делают определённые вещи для русской культуры. Сейчас литераторы (редактора, держатели сайтов и т.п.), читая наш "МОСТ", приглашают наших авторов к себе, в свои мероприятия. Они выступают (если вы в Питере, приходите 16 января на нашу встречу, информация на моей странице).
К тому же мы стараемся всё-таки находить спонсоров. Детей помогают издавать. Но и это уже большое продвижение для нас.
Кроме того, когда начинался проект, я говорила, что по нашим изданиям потом будут изучать культуру России. И не так давно ко мне обратились за консультацией, пишут диссертацию, хотят написать и о наших журналах.

И вас с праздниками!!!
Удачи в творчестве и достижении того, чего хотите!

Диана Доронина   09.01.2010 16:12   Заявить о нарушении
Уточняю: www.ounce.su

Диана Доронина   12.01.2010 19:40   Заявить о нарушении
Для начала раскрутки советую поупражняться в копирайте. Сейчас это давольно-таки востребованное занятие, но не такое уж простое, как кажется на первый взгляд. Только так можно понять что значит зарабатывать сочинительством.

Ааага Ааа-Яа   13.04.2010 21:13   Заявить о нарушении
Простите меня за отсталость и незнание лексикона. А что такое "копирайт"?

Анатолий Половинкин   30.05.2010 13:09   Заявить о нарушении