В поиске города Счастье

Нужна ли жалость нынешним и будущим людям?

Общение в Интернете – новая мода или всё более укореняющийся атрибут современной жизни? Скорее всего - второе. Сегодня вряд ли кому-либо удастся следовать в ногу со временем, не используя обширные возможности сетевого пространства. Ведь это и возможность быть в курсе всех событий, знакомиться с новшествами в той или иной сфере, в конце концов – заявить о себе, инициировать зачастую столь необходимое взаимодействие.
Для журнала «Вестник Мечты» интерес к порталу школьной прессы России понятен. Всегда интересно узнать, как продвигается издательское дело у соседей, у наших братьев по перу. Поэтому «ВМ» выступил инициатором данного диалога, безусловно, многообещающего и перспективного. Инициатива была поддержана первым лицом Всероссийского проекта: главным редактором портала, председателем оргкомитета Всероссийского конкурса Школьной прессы, директором московского культурологического лицея № 1310, главным редактором журнала «Лицейское и гимназическое образование» Михайловой Татьяной Борисовной. Учитывая, что Татьяна Михайлова - известная в России писательница, понятно, что наш диалог, достаточно разноплановый и глубокий, затронул не только философию Мечты, но и вопросы ответственности современной литературы перед читателем. Ответственности за новый взгляд на быстро меняющуюся действительность, за новые смыслы, которые навязчиво проявляют себя, требуя от нас конструктивной реакции: воли и намерения действовать. Приводим фрагмент этого общения.

Вестник Мечты:
Вы говорите: «Я вообще не склонна, ничего объяснять мистикой и ловить магнетические сигналы. Рациональное объяснение — вот что интересно». А что для Вас проект «Школьная пресса»? Видите ли, цивилизационный рационализм очень подводит человечество. Вы гордитесь Вашей системой влияния на молодых людей? Если да, то, вполне возможно, это больше от благородных порывов, нежели от истины. А может быть, я ошибаюсь.

Т.Б.:
Хорошие вопросы.
Про рациональное объяснение я говорила в связи с «мистическими совпадениями».
Кто я в проекте? Вы, наверно, знаете. Этот проект трудный, а не рациональный. В основном, моя планида – это пахота.
Системой влияния я бы хотела гордиться, но каждый раз остается большое неудовлетворение, и ощущение тщеты усилий. Большое.
Благородные порывы? Затрудняюсь с ответом. Не без них, наверно. Этот проект дал мне чувство миссии. Порыв – он, да, имеет место.
Истина... Я ее ищу.

Вестник Мечты:
Почему тщета усилий, большое неудовлетворение? Насколько я могу судить по Вашему порталу, школьная пресса России очень развита. Много интересных, оригинальных изданий. По моим наблюдениям, на Украине национальные конкурсы школьной и молодёжной прессы уступают Вашему. Есть чему у Вас поучиться. Например, в прошлом году объявленный издательством «Шкільний світ» всеукраинский конкурс печатных изданий ”Голоси молодих” (укр.) так и не состоялся. Надеемся поучаствовать в национальном конкурсе, который организует колледж прессы и телевидения (город Николаев).
Наш журнал «Вестник Мечты» — молодое печатное издание, но, интерес к инновационной концепции воспитания, освещаемой в журнале, в последнее время резко возрос. Конечно, хотелось бы наладить взаимовыгодное сотрудничество. Например, мы могли бы курьерской почтой высылать Вам наши журналы, познакомить вас с авторскими материалами, с уровнем нашего журнала. Рекламные сообщения о журнале «ВМ» можно посмотреть на нашем сайте в новостях.
Т.Б.:
Посмотрела (невнимательно) ваш сайт — очень интересно. Не рядовой. Энтузиазм ваш восхищает. Сколько лет вы в педагогике? Каким ветром вас надуло в школиздат? Зачем вы этим занимаетесь? Насчет "взаимовыгодного". У нас есть один классный проект - называется журналистский спецназ. Мы с детьми выезжаем в небольшой уездный, как правило, город и дальше ребята его исследуют. Вместо традиционной экскурсии в музей получают, например, задание найти одну-единственную картину. Вместо "знакомства с достопримечательностями" — разыскать человека, олицетворяющего историю города. И так далее.
Мы уже три года этот проект ведем. Ездили в Верею, Урюпинск, а в этом году - в Васюки. Результатом каждый раз становится выпуск ЛГО, который делаем вместе.
Так вот, наши планы - в следующем году поехать в один город на Украине.
Я про него пока ничего не знаю. Кроме того, что он называется СЧАСТЬЕ.
Наша поездка планируется на октябрь. Обычно, мы корреспондируемся с администрацией города, нам помогают организовать быт.
Может, приобщитесь? Вот описание проекта, связанного с Вереей: http://www.lgo.ru/n9-04.htm.
Тщета - это типа как послеродовая депрессия. Родилось, но болит.

Вестник Мечты:
В нашей школе я работаю вот уже 20 лет (с декабря 1987 года). О своём печатном издании мечтал давно, но лишь в последнее время (в связи с появившимися техническими возможностями, компьютерными технологиями и т.д.) удалось реализовать такой проект, первый номер вышел в октябре 2005 года. По-моему для школы наличие трибуны в виде периодического издания естественная потребность. Там, где говорят «новое слово» для молодых и развивающихся людей, должен быть некий рупор, который будет являться носителем прогресса во взглядах, и способствовать гармонизации во взаимоотношениях системы и личности. Содержание журнала «ВМ» нацелено на популяризацию новой философии, которой, на мой взгляд, должны вооружаться современные люди. В основе такого мышления положены идеи сохранения энергии осознания в повседневной деятельности. Если Вам известны родственные нам печатные издания в России, помогите связаться. Буду очень признателен.
Зачем я этим занимаюсь? Сказать, что это призвание духа нельзя - будет не совсем понятно. Хотя, творческая самореализация наверняка является той мотивацией, которая, побуждая к действию, является результатом вовлечения человека в предначертания духа.
Относительно журналистского спецназа. Представляю себе насколько это интересно детям, с каким энтузиазмом и заинтересованностью они ведут поиск. Решение воспитательных и обучающих задач в игровой форме сегодня приветствуются и у нас на Украине. Запорожье – город, который мог бы быть интересен во многих смыслах. Особый интерес у многочисленных туристов вызывает знаменитый остров Хортица. Здесь живописная природа, прекрасные условия для проживания в комфортабельных туристических комплексах. Я знаком с лучшими гидами. Недавно мы принимали всеукраинский экологический форум, были делегаты из всех регионов Украины. Другими словами – нет ничего невозможного.
Ну, а город Счастья может оказаться в любом месте.… Всё зависит от того, насколько внутренне мы свободны и готовы действовать в направлении созидания, творчества и радости.

Т.Б.:
А кто ведет и делает ваш сайт? Кто пишет, верстает, определяет политику?
Как родственное издание могу порекомендовать ОСТРОВ. Вы найдете без труда в нашем реестре.
И если пройдетесь по нему - навигация достаточно проста - еще найдёте многих.
Насчет Запорожья - я передам Владимиру Нодаровичу. Но Счастье - нам очень подходит по названию. Профессиональные гиды для спецназа не нужны, только неформальные.

Вестник Мечты:
Изначально наш сайт создавался (как и многие другие школьные сайты) как источник полезной информации. Но, к сожалению, участь таких сайтов печальна – они имеют низкий рейтинг, плохо посещаются. Так вот, когда вся информация о школе, какая только может быть, была размещена, наш директор попросила меня, как редактора только что возникшего журнала «Вестник Мечты», открыть новую рубрику на сайте, чтобы привлечь дополнительное внимание к нашему ресурсу. И не ошиблась. Сегодня Сайт ЗУВК № 19 занимает 5 место по посещаемости среди запорожских сайтов в номинации «наука и образование». Приятно соседствовать с крупными гигантами-университетами в рейтинговых списках. Идеология «Мечты» стремительно распространяется. Может быть, потому что необычная, в чём-то интригующая. Но, мне бы хотелось верить в то, что высказываемое нами правильно понимается, и создаёт предпосылки для создания новых поселений «Мечты» на самых разных территориях. Таким образом, на данный момент определение политики данного ресурса доверено мне (как минимум это касается идеологии «Мечты»).
Стоит также отметить, что недавно мы участвовали в общегородском конкурсе экологических веб-сайтов, и представили новый проект о «Мечте», который получил название «Мы создадим новый мир!». Этот сайт занял 1 место, и будет размещён в сети в ближайшее время. Я надеюсь, что постепенно он превратится в электронный вариант журнала «Вестник Мечты».

Проект журналистский спецназ – это то, что достойно апробации. В моём сознании уже зарождается видение, и в случае необходимости я готов оказывать этому проекту любое содействие. Со своей стороны скажу, что мы бы, вероятно, были бы заинтересованы в организации программы посещения Москвы нашими ребятами (тем более что туризм – одно из главных направлений деятельности в «Республике Мечта). Я сам несколько раз был в Москве, был и в Санкт – Петербурге. И вообще, я родился в Пермской области Александровского района, Россия - моя родина. Но, так уж получилось, что вся сознательная жизнь прошла на Украине - в Запорожье. Может быть, Вы посоветуете контакты, которые в смысле взаимных визитов могли бы быть полезными.
Когда, я говорил о гидах, я имел в виду не традиционных экскурсоводов, а знаменитых в нашем городе и не только краеведов, историков, общественных деятелей – авторов своих собственных книг о Хортице.

Т.Б.:
Андрей. Как вы определяете свою идеологию в простых, незамысловатых словах?
В чем состоит ее главная интрига?
Дайте мне прямые ссылки на разделы вашего сайта, наиболее интересные простому человеку. Не информативные, а именно самые интересные.
По поводу спецназа - вы нам можете помочь, если вы и ваши ребята разведаете нам информацию о городе Счастье. Относительно Запорожья - это надо сильно думать. У нас проект "Уездный городок", а не раскрученный.
В июне у нас начнется практика для ребят (информация будет на портале, пока ее нет). Если вы захотите участвовать - приезжайте. Но надо решить с проживанием и питанием.
Насчет «с кем дружить» из коллег вы можете обратиться за советом на дежурную линию "Спроси эксперта" к эксперту конкурса Валентину Эрастовичу. Он хорошо знает все школьные издания России.

Вестник Мечты:
Считается, что программные положения нашей детско-юношеской организации изложены в брошюре «Билет в безупречность», в которой представлен портрет истинного гражданина Республики Мечта. То есть, в этом тексте предпринята попытка описать личность человека обладающего энергетической безупречностью, благодаря которой он сможет достигать облагороженного образа и осознать смысл своей жизни. Другими словами здесь предложена модель личностного самосовершенствования, формирование нового человека, что достигается гражданином, если он встал на тропу Мечты. Несмотря на то, что Республика 19 октября 2007 года будет отмечать своё пятилетие, главный текст (по целому ряду причин) пока не презентовался широкой публике.
На сайте запорожского учебно-воспитательного комплекса № 19 есть вспомогательные тексты, и особое значение имеет «Краткий словарь» в разделе «Вестник Мечты»: http://rm.pp.net.ua/index/0-8
Познакомившись с ним, каждый сможет представить себе направленность и актуальность нашей идеологии, которую простой, доступной для всех вряд ли можно назвать, как, собственно говоря, и сам процесс самосовершенствования личности, если предполагать, что этот процесс может быть эффективен применительно ко всем людям современной цивилизации без исключения.

Т.Б.:
Почитала бы «билет в безупречность» — если это ни какой-то секретный документ.
Мне бы хотелось посмотреть что-то не относящееся к идеологии, но просто интересное. Прямой ссылкой в материал, чтобы не плутать.

Вестник Мечты:
Со временем «БвП» будет вывешен, но не на сайте школы, а на сайте «Мечты». Я уже писал, что победитель конкурса сайт «Мы создадим новый мир!» будет размещён в Инете.
Пока могу предложить только раздел «Вестник Мечты», и, может быть, некоторые новости из сайта ЗУВК № 19. Риск заплутать невелик: из 15 Гб информации «Мечты», которая имеется на сегодняшний день, там размещена маленькая толика.
Выделить что-то как более интересное, а что-то - менее, мне трудно.

Т.Б.:
Мама родная – это город солнца! Посмотрела вашу ссылку.
Похоже на учение тайного ордена.
По стилистике напоминает Томаса Мора, Кампанеллу.

Вестник Мечты:
Учение тайного ордена... Это интересно, я бы сказал - интригует…. Вы делаете мне PR. Спасибо!
Мы часто говорим о главном кризисе цивилизации - о кризисе духовности, о влиянии того самого кризиса на многие генеральные сферы нашей жизни. Но, кто задумывался над эффективностью общепринятых в современном обществе подходов (содержательной платформы, форм и методов) предусматривающих вовлечение человека в процесс самосовершенствования. Я думаю, что приоритетной задачей сегодняшней школы (школы 21 столетия) должно стать стремление раскрепостить современного школьника для созидания в себе силы духа, силы намерения. Необходимо высвободить скованную по сей день энергетику внутренних ресурсов для истинного развития, а не интеллектуального накопительства. Традиционная школа – это постоянно совершенствующаяся система, но в последнее время (как мне представляется) темпы развития этой сферы несколько отстают от веления времени. Согласитесь, что признанная многими государствами система образования значительно отличается от так называемых вальдорфских инициатив, и, на мой взгляд, не в лучшую сторону. Хотя, я говорю, опираясь на свой собственный взгляд, на мой украинский опыт (в педагогике я 20 лет). Вполне возможно, что Россия ушла далеко вперёд. Может быть, кто-нибудь напишет о российской школе.
Настало время рисковать, действовать, предпринимать нестандартные шаги. Во-первых, мы (Республика Мечта) не боимся ставить глобальные задачи: объединение всех людей Земли, прекращение любых войн, устранение национальной и религиозной неприязни. И считаем, что здесь нет никакой утопии. Человечество стоит на пороге осознания факта того, что все мы едины и нет никаких существенных различий между простыми людьми Земли, каковых 99 %. Во-вторых, мы признаём, что школа должна меняться и стать такой, когда ученики с радостью идут на занятия, а факт каникул их расстраивает, огорчает. Мы называем такую модель школы – школой радости. И сегодня такие школы есть – почитайте о Вальдорфской педагогике. В журнале «Вестник Мечты» работает постоянная рубрика «Вальдорфская правда».
Не стоит бояться пересматривать фундаментальные концепции, ведь мы вступаем в новую эпоху, которая, кстати сказать, была предсказана.

Т.Б.:
У меня периодически возникает чувство, что я - народ, а вы выступаете с броневика.
Как бабушка русской революции, я знала очень много школ, которые пересматривали и перетряхивали.
Каждый раз решающим оказывалось вот что: нужны просто здоровые, нормальные люди, которые просто умеют нормально работать с детьми, разговаривать с ними, заботиться о том, как они о себе заботятся. И тогда любая концепция, в конечном счете, будет направлена на созидание. Даже традиционная.
А вот сила духа и сила намерения (которой не обладают 95% населения), на мой взгляд, нуждаются в большой прочистке смыслов.
Ибо раскрепощение такая же бяка как закрепощение.

Расскажите, как это происходит: вовлечение человека в процесс самосовершенствования.
И как вы собираетесь решать такие глобальные задачи как объединение всех людей Земли, прекращение любых войн, устранение национальной и религиозной неприязни? Настало время рисковать, действовать, предпринимать нестандартные шаги, – почему настало?
PS. Ссылка в тему: http://www.lgo.ru/n2-05_st8.htm Толя Пинский когда-то организовал Вальфдорскую школу в Москве, правда без директора она так и не случилась. Но все равно школа хорошая.

Вестник Мечты:
Насколько мне известно, в мире около 800 Вальдорфских школ, и без директора они успешно случились. Например, Одесская школа «Ступени» (у них хороший сайт)
Думаю, что большое значение имеет наша способность сохранять революционный дух в стремлении к прогрессу и пересмотру всего устаревшего, окостеневшего, а не превращаться в бабушек революции. Беда в том, что в современной школе (или правильнее сказать: над современной школой) существуют силы, которые всегда что-то «пересматривают» и «перетряхивают», как бы не доверяя самим школам, не веря в их способность быть самостоятельными. Роль государства будет постепенно уменьшаться. Не знаю как у вас в России, но на Украине мы движемся к гражданскому обществу.
С Вашим мнением, что «нужны просто здоровые, нормальные люди…» я полностью согласен. Однако действительно ли традиционная концепция направлена на эффективное созидание? Стало ли меньше бед в человеческом обществе в сравнении с прошлым веком? Не является ли весь прогресс цивилизации всего лишь технократическим? Почему мы можем пытаться оспаривать право юношеской общественной организации декларировать лозунги глобального добра? Может быть, причина в возрастном конформизме «сомневающихся». Граждане Мечты учатся видеть боль, сопереживать, соучаствовать, верить в свою состоятельность позитивно влиять на мир. В этом заключается истинное раскрепощение завтрашних властителей этого мира.
Как происходит процесс самосовершенствования? Трудно. Не всем нашим ученикам удаётся значительно изменить себя. Но, на это никто и не рассчитывает. Мною сформулирован принцип энергетической безупречности, в соответствии с которым считается, что личностное развитие возможно при условии, что человек накопил достаточное количество энергии осознания. Главная цель гражданина Мечты – это энергия осознания, за которой он охотится. Здесь я опираюсь на крупных мыслителей 20 века: Э. Берн; К. Кастанеда, Е. Блаватская, Р. Штайнер и многих других. Вовлечение наших воспитанников в процесс самосовершенствование происходит автоматически, стоит лишь устранить явление конфликтов из школьной жизни и из сознания человека. А причиной конфликтов является склонность людей, опираясь на своё собственное ЭГО, давать волю неосознанной жалости к себе в виде чувства собственной важности. Самосовершенствование начинается тогда, когда мы нашим ученикам начинаем разъяснять суть той ловушки, в которой находятся люди современной цивилизации, и в которой волей судьбы оказались они сами. Я позитивист, и поэтому считаю, что сегодня на карту поставлено объединение всех людей Земли, прекращение любых войн, устранение национальной и религиозной неприязни. И всё же - так будет. Человечество достойно лучшей участи. И завтрашнее человечество – это сегодняшние граждане Республики Мечта. Если мы хотим иметь право воспитывать вновь пришедших на Землю юных граждан, мы должны вселять в их сердца надежду, говорить, что мир может быть лучше, причём уже завтра. Мы должны быть носителями оптимизма. Наши взгляды необходимо подвергнуть кардинальной реконструкции.
Наверное, Вы слышали о детях Индиго («ВМ» постоянно пишет о них). Эти дети знают, зачем они пришли, они не согласятся на половинчатые меры. Именно поэтому настало время рисковать, действовать, предпринимать нестандартные шаги.
Вот видите, не всё, получается, объяснить просто. А может быть, в этот раз Вы будете более благосклонны?

Т.Б.:
Андрей, вы говорите о таких вещах, которые «требуют от собеседника».
Я же – в не таком мощном дискуссионном духе, чтобы так прямо, сходу зарядить в ответ. Например:
«Способность сохранять революционный дух в стремлении к прогрессу»
Мне, например, вообще не нравятся революционности. И слово «прогресс» ассоциируется с паровозом-в-коммунне-остановка. Половинчатые меры? Меня всегда пугала истовая убежденность. Я бы предпочла отступить, чем наступить.
Дети Индиго – на мой взгляд, это больше метафора. Тем более, эра только началась, и результаты лишь обещаны.
Что касается благосклонности – это с удовольствием!

Вестник Мечты:
Российский неосознанный комплекс – «слово “прогресс” ассоциируется с паровозом-в-коммунне-остановка».
Из российской энциклопедии Кирилла и Мифодия:
РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio — поворот), глубокие качественные изменения в развитии каких либо явлений природы, общества или познания (напр., социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).
Я думаю, что человек пришёл в этот мир, чтобы оставить какой-то след, что возможно только при условии, что его влияние на этот мир будет нести некую пользу для нынешних людей, или как чаще бывает, для будущих поколений.
Разочарования уходящих (из этого мира) людей связаны с их осознанием, что они всё понимали правильно, но не действовали своевременно. Это острое, болезненное понимание, ещё более огорчающее умудрённых жизненным опытом людей (смотрящих на жизнь с высоты своего земного завершения), вызывает их пугающе-осознаваемое (вы догадываетесь в какой момент) жестокое разочарование.
Не пугайтесь истовой убеждённости, даже если она ошибочна. Главное внутреннее чувство, которое инициирует намерение. Вопрос: мы хотим изменить жизнь к лучшему? Кое-кто скажет – нет. Меня и так всё устраивает. Дух разрешает испытать эту уверенность…
По поводу последней Вашей ссылки:
Я не являюсь литературным критиком, но Ваш фрагмент, отличающийся безупречным литературным стилем, вызвал во мне не удивляющее меня чувство жалости. Не удивляющее, потому что описанная Вами история хрестоматийный пример судеб большинства современных людей. Судеб сходных в одном, в том, что балом до сих пор правит «жалость человека к себе», которая проявляется (в вашем тексте) в виде главенствующего ощущения у героев их собственной значительности. Или может быть значительности автора, которая сама того не желая, пытаясь быть достоверной, перенесла это на своих героев, как бы интуитивно признавая, что драматизм повествования может быть построен лишь на таком мотивационном стержне.
Безусловно, я понимаю, что Вы писали по другому поводу, и с другой целью. Но, это моё видение.
Я надеюсь, что Вы не проводите аналогий между Вашим несостоявшимся «реформатором-педагогом» и благородной идеей Вальдорфской педагогики, которая в будущем получит повсеместное распространение.

Т.Б.:
Ни-ни. Никаких аналогий. Это только «в тему» (вы писали об интеллектуальном накопительстве).
Не знаю даже, как комплимент воспринимать, или вы меня поругали?
Меня, как автора, заинтересовало: какие детали моего текста указывают на значительность (как на мотивационный стержень)?
Я не очень люблю эту главу, даже хотела ее «выкинуть», а потом передумала. Вы скажите, а я учту.

Вестник Мечты:
Татьяна Борисовна, Вы натолкнули меня на интересную мысль. А, собственно говоря, какую ценность будет представлять нынешняя литература для будущих людей, если предположить, что им удастся избавиться от «жалости к себе» (осознав её подсознательное присутствие). Той самой жалости, которая проявляется у современных людей в виде внешней «важности» — в стремлении завоёвывать социально-значимые вершины. Для таких людей, возможно, станет не совсем понятен драматизм повествования, основанный на неудачах или же удачах героев, стремящихся реализовать свои мелкие амбиции.
Мне нравится нижеследующий отрывок, как впрочем, и многие другие.
«Так Тихая Дева попала в контору. И началось ее яркое восхождение по служебной лестнице. Ни молодого ливийца, ни юбки-колокола, ни хлопающих ставен, ни грохочущих по мостовой тележек у этой лестницы не имелось. Тихая Дева носила строгие костюмы-джерси, и ее лунного покроя лицо было невозмутимо-спокойным в любой ситуации.
Муж ее омрачился, помутнел, будто кто сбрызнул его ядом и превратил в нового человека. Он то встречал ее в петушиной позе, то как-то опадал, исходил в тоске. Великан, гигант, исполин, колосс был низвергнут.
Ее успех унизил его».

Т.Б.:
Не знаю даже. Я совсем в другом мире живу.
Нынешняя литература для будущих людей... Сложно предположить.
Есть вечные ценности, и они наверняка останутся. С литературой или вне ее.
Про жалость... Жалко Акакия Акакиевича, например. В детстве я испытывала огромную жалость к Стрекозе и возненавидела Муравья.
Жалость к себе — вполне человеческое чувство. Мы же не железные феликсы, и ничто человеческое...

Т.Б.
Знаете, я сегодня проснулась и вдруг подумала: может, я сделала что-то не то? Может, надо было напрячься и дать какой-то сильный пример про судьбу интеллигента на сломе времен?
Или что-то типа «Ее успех раззадорил его»
Перечитала даже другие главы и задумалась.
Один очень важный для меня человек когда-то разгромил их. И сказал, что нельзя женщину делать героиней. Она должна идти за мужчиной. То есть он не так сказал, это я так перевожу.
У меня не так много собеседников, поэтому я сильно дорожу ими.
Короче, я подумаю.

Вестник Мечты:
Нужна ли жалость нынешним и будущим людям? В этом суть нашей дискуссии. Насколько стремление испытывать жалость и наделять своих литературных героев её атрибутами взаимосвязано с общечеловеческими ценностями или хотя бы с такими чувствами как сентиментальность, грусть, привязанность, ностальгия или даже любовь?
Думаю, что в искусстве (нашего времени) наиболее ощутимый энергетический заряд проявляется именно в этой способности – актуализировать в человеке ощущение жалости – вызывать способность к сопереживанию, что возможно лишь с опорой на угадываемые (легко распознаваемые) механизмы, я бы сказал - глоссированные коды, мотивационной природы современных людей. Так ли это плохо? Слеза умиления в момент апофеоза струнного концерта Моцарта - взлёт некоей отчётливо-вспыхивающей в сознании мысли, когда виртуозно-описанная автором печальная (или счастливая) судьба действующего лица очередного романа напоминает собственную жизненную историю…
Кто-то скажет, что в этом сила искусства, его способность собственными средствами дать возможность человеку почувствовать себя живым, сопереживающим, способным дать моральную оценку. А может быть, испытать иллюзию (...), что он не одинок, в смысле того, что в мире много таких историй как у него самого? Возможно, что искусство (в том виде, в каком оно превалирует сегодня) уводит его обожателя от объективной оценки ситуации, заставляя взращивать в себе склонность к индульгированию. («Индульгировать» – расшифровано в кратком словаре). Предлагаю новое определение этому понятию: индульгировать – бездействовать в направления поиска истины, делать всё, чтобы собственная жизнь была неэффективной. Конечно, здесь я пишу лишь о последствиях влияния уходящей литературы и прочего, то есть о воздействии на читателя, о пассивно-потребительской стороне. Сам же автор, являясь носителем данной идеологической схемы, распространителем и популяризатором «концепции жалости», зачастую находит лазейку - возможность ДЕЙСТВОВАТЬ, что проявляется в его вдохновляющем творчестве.

Т.Б.
Мне кажется, автор не является носителем концепций. Нельзя подчинять творчество какой-то, пусть самой идеальной, идеологической схеме. Инструмент автора — не идея, а слово.
Как только внедряется идея, она становится злой. Идея — зла. (Не идея зла, а идея зла). Интересен поиск истины, а не ее провозглашение.

Вестник Мечты:
Интересен поиск истины, а не её провозглашение. Может поэтому до сих пор очень многие люди не вникают в библию, где предпринята, может быть, самая успешная попытка провозгласить истину.
Автор – не носитель концепций. Возникает вопрос, а кто является носителем концепций? Любая концепция выстраивается из простых слов, и из их квинтэссенции, слагающей новый (или припудренный под новое время) смысл, который будет той «путеводной звездой» для доверчивого, но энергетически-обделённого ценителя всего того, что называется словом «искусство».
Идея – зла, или идея зла. Всё это субъективные подходы в критике, которая всегда сопутствовала литературе. И одна другую никогда не понимала и не приветствовала. Я всегда был и буду на стороне литературы, на стороне авторов и их выстраданных построений. Но сегодня важна истина, независимо оттого, о чём мы пытаемся говорить - о небольшом литературном фрагменте или о новом взгляде на проблему мотивации современных людей относительно поиска главного смысла.
Нам трудно согласиться с тем, что в наши жизни внедряются идеи (мы научены…). Эта внутренняя борьба – желание побороть нечто такое в нас, что можно определить как явно убивающее, очень сильное, важное, руководящее нашими жизнями содержание. В этом возможно и заключается (на данном этапе) миссия Новых людей – граждан Республики Мечта.
«Вечером, на закате, в честь примирения во дворе устроили пир. Вдвоем с обидчиком муж Тихой Девы лихо отплясывал румбу, а Тихая Дева, окруженная толстыми ливийками – сестрами, женами, дочерьми, сестрами жен, дочерьми сестер, – ела руками вкусную острую еду. Обидчик стоял у двери и пронзительно глядел на нее ранеными глазами.
Все это когда-то было, когда-то была сильная жизнь, а теперь все затихло, замерло, жизнь превратилась в постскриптум жизни».

Т.Б.:
Андрей, я необычайно тронута, что вы второй раз цитируете мой скромный опус.
Вырванные из контекста цитаты приобретают какую-то несвойственную мне монументальность.
Я вообще не задаюсь вопросом концепции. Концепцию изобретают потом.
Как и канон — возникает по следам борьбы нового со старым. Но в момент своего рождения он не преследовал цели бороться. А исключительно творческим духом движился. Любая библейская заповедь – глубоко перипетийна. Иногда ее несоблюдение заповеди приводит к истине, а соблюдение – к худшем из зол.
Вот вам пример: «Не укради». Кто-то из верующих украл тело, чтоб предать его земле.

Вестник Мечты:
Вы утверждаете, что не задаётесь вопросом концепции – «концепцию изобретают потом». Но любое «потом» рано или поздно превращается в «сейчас». Вот и выходит, что любое творчество, в конечном счёте, концептуально. Тихая дева и её муж — классические образчики современных представителей человеческих существ с их склонностью к энергетически-затратной суете вокруг предоставленных им (к сожалению, редких) социально-значимых ориентиров. Но, иначе они бы ни были похожими на современных людей (читатель не смог бы осуществить самоидентификацию), и Ваш труд утратил бы литературную привлекательность.
Вчера гулял с ребятами по Хортице, прошли ещё один живописный маршрут. Смотрели на Днепр с высоты скал, рассуждали о первой славянской демократии, которая возникла именно здесь. Законы казацкой Республики – Запорожской Сечи (открыт комплекс для посещения туристов) – могут многому научить современных людей. Пришли к общему мнению, что таких красивых мест, как на нашем острове, больше не бывает. Чем не город СЧАСТЬЯ?

Т.Б.:
Моя глава не об ориентирах. Она о предательстве. Насчет второго — согласна.

Вестник Мечты:
Почему люди совершают предательство? Что является побудительным стимулом, той основной причиной, которая заставляет человека предпринимать неблаговидные поступки, делать что-то нехорошее. Склонность людей к предательству, лжи, эгоизму, мелочности, зависти… Действительно ли всё это – естественные, неотъемлемые составные части природы человека? Новая литература должна ответить на вопрос – как всё тёмное, неприглядное в человеке связано с тем внутренним (инородным) устройством, которое я называю «чувством жалости человека к себе». Что есть истинная свобода человека? Можно ли достичь настоящей, не кажущейся свободы, сохранив в себе безукоризненно срабатывающие механизмы ЭГО-мотивации?
Мне кажется, что писатель создаёт свои произведения, помимо всего прочего, не только для того, чтобы искусно высветить личность персонажа, но и для того, чтобы вскрыть глубинные причины демонстрируемых этим персонажем качеств. Может быть, эти причины будут определяться жизненными обстоятельствами, а может – навязанными социальными стереотипами (негласными социальными соглашениями: так принято, а так – нет), что впрочем, диктуется всё теми же жизненными обстоятельствами.
По поводу концептуальности одиннадцатой главы Вашей «Истории Тихой Девы» правдиво сказал Александр Панфилов: «Но данная публикация, по большому счету, концептуальна; она хорошо «играет» с главной темой номера. Этот текст и вообще выглядит самостоятельно – впрочем, это особенность всех многоплановых, разветвленных произведений, которым, собственно, и является этот роман. В главу о Тихой Деве уместились сразу несколько важнейших интеллигентских мифов. Одна из составляющих авторского стиля – ирония; она работает на подтекст, углубляя смысловое пространство прозы».

Т.Б.:
Андрей, вы как из брансбойта лупите вопросами, на которые не отвечают даже все философы мира.
Я и не подозревала такой меры ответственности. Меня почему-то больше занимает непонятное, чем понятное.
Это и есть побудительный стимул и эго-мотивация, и концепции, и глубинные причины — в одном флаконе.

Вестник Мечты:
В любой полемике каждая из сторон преследует свои цели. Мне, например, хотелось бы разъяснить цели и задачи нашей юношеской общественной организации «Республика Мечта». Провозглашая цели глобального масштаба, не хотелось бы выглядеть неким Дон Кихотом, смешным мечтателем в том не серьёзном смысле этого слова, когда свершение заветных желаний не обязательно достигается. Не кажется ли Вам, что мера ответственности зачастую представляется непреодолимым монстром, потому что нам жалко себя. Задумайтесь, ведь я предлагаю очень простое решение проблемы жизненных мытарств. Если человеку удастся понять мотивационную природу лишних потребностей, то тогда, возможно, ему представится шанс разбить зеркало своей саморефлексии.

На обложке журнала «ВМ» читаем:

«Гражданин Мечты уверен, что, достигнув Главного Знания, он испытает чувство всепоглощающего счастья. Эта уверенность не позволяет ему, встав на путь Мечты, свернуть с него».

«Когда гражданин Мечты овладеет Главным Знанием, он испытает несравнимое ощущение свободы и всеобъемлющей радости, и в то же время в этом ощущении будет присутствовать чувство глубокой печали и тоски. Без печали и тоски полнота не достижима, без них не может быть ни доброты, ни уравновешенности. Мудрость без доброты и знание без уравновешенности бесполезны»

«Идея Мечты исходит из постулата, что человек обладает огромнейшим потенциалом нереализованных возможностей.
Путь Мечты – это шанс иметь шанс, это лазейка за пределы догматических правил, проникнув в которую, человек совершает подвиг прозрения, наделяет себя могуществом победителя, силой несгибаемого намерения стать Новым Человеком».

Т.Б.:
Слушайте, Откуда все это к вам пришло?
Про всепоглощающее счастье, всеобъемлющую радость, силу несгибаемого намерения, могущество победителя? Скорее всего эта переписка зашла далеко в Дежурку и ее, наверняка, никто не читает.
"Я предлагаю очень простое решение проблемы жизненных мытарств…». Но в таком случае вам нужно будет переписать не только философию и этику, но и психологию, физиологию, и даже химию (в части биохимии). Вы готовы?

Вестник Мечты:
Вряд ли стоит что-либо переписывать, просто нужно домыслить, дописать, разрешить себе более глубокий взгляд, признать простое, очевидное. Необходимо беспристрастное отношение к действительному положению вещей, и может быть немного смелости.
Что нам мешает сделать это? Почему нам более комфортно в привычном ми....

К сожалению, продолжение утрачено.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.