Памяти кыргызского Талейрана

В начале осени этого года  в селе Тар-Суу Кеминского района Чуйской области Кыргызстана прошла выездная научная конференция, посвященная 170-летию Шабдан баатыра, а также 100-летию медресе, основанного этим искусным политиком. В конференции приняли участие вице-президент Национальной академии наук В. Плоских, ученые-историки НАН, областная, районная и местная госадминистрации.
    Шабдан Джантаев родился в 1839 году, он был известнейшим манапом из рода сарыбагыш, одним из потомков знаменитого Атаке баатыра. Родился в местности Туюк-Булун на северном берегу Иссык-Куля.
     В юности прославился удачными набегами, был представителем северных кыргызов на приеме у Малла-хана в Коканде, преданно служил ему в борьбе с неверными и удостоился высоких наград и почестей, получил в подарок оружие и шелковый халат.
     После того как его отец Джантай принял подданство России, Шабдан тоже пошел на этот шаг, стал верным сподвижником новых властей. Он прославился жесткостью в отношении тех кыргызских родов, которые не разделяли его точку зрения, и обрушивался на них с репрессиями.
     За восемь лет до своей кончины Шабдан баатыр совершил паломничество в Мекку. В Константинополе он внес 2 тысячи рублей в Фонд строительства железной дороги к священной горе мусульман, за что был награжден эмиром Турции грамотой и золотой медалью за верность делу ислама.
    А за службу российскому правительству Шабдан баатыр получил чин войскового старшины, соответствовавший званию подполковника.
    На его могиле, как и на могиле Талейрана, искуснейшего дипломата Франции времен Наполеона, можно написать: "Всегда был на стороне сильных и изменял им в пользу более сильных".
    - Сегодня уже мало кто в Кыргызстане, - сказал по этому поводу президент Общественного объединения "Манас-Ордо" Анарбек Усупбаев, -  считает Шабдан баатыра великим политиком, однако во времена экс-президента Аскара Акаева, который называл себя одним из потомков Шабдан баатыра, делались подобные попытки возвеличивания сарыбагышского манапа.
    Впрочем, для своих земляков, жителей Чон-Кемина, Шабдан баатыр останется выдающимся деятелем, а для всего кыргызского народа - искусным политиком и исторической личностью.
Ну а для большей части русского народа, которые являются  гражданами Кыргызстана, Шабдан-баатыр тоже является  вполне приемлемой фигурой. Раз народ  склонен к  мифотворству  и создавать из своего прошлого своих героев,то пусть это будут  лояльные и компромиссные фигуры, которые рождались в эпоху колониальных завоеваний России и не поощрять тех, кто были истинными героями, то есть боролись и сражались, как это и положено, за интересы своего народа. Пока существуют  все эти страхи и предубеждения, среди кыргызских героев и политиков будут процветать подобного рода талейраны и приспособленцы, а для  поддержания  дружбы между  кыргызами и русскими  не хватать искренности и честности в этом быстро меняющемся мире. 
   



   

 


Рецензии