Земля 2220 - глава 3 - человек ли я?

Глава 3 - человек ли я?

Прошел час, с тех пор как словно мушка в паутине, «Один» застыл посреди пенообразного пористого образования, кажущегося воздушно легким, но тем не менее являющегося невероятно прочным. Мощнейшие приводы не могли даже на йоту пошевелить крепкий корпус дрона опутанного странной субстанцией. Прочнейший трос натянулся как струна, и ИНС на всякий случай стравила несколько метров.
Я проснулся пару минут назад - инъекция стимуляторов. Кибернетическая подруга, зафиксировав изменения в химическом составе "желе", решила разбудить меня.
- Николай, по моим оценкам, в субстанции происходят оборотные процессы. Единственное отличие без выделения тепла.
Прошло несколько секунд, и медленно опадающая, белесая масса, вдруг сдулась и схлынула в заросли кустарника. Разведчик покачнулся, и тут же, следуя указаниям искусственного интеллекта корабля, быстро перебирая пятью неповрежденным манипуляторами, затрусил со своей добычей к стене скалы. Затратив на подъем чуть более семи секунд, помогая себе только тросом, зонд под первым порядковым номером, застыв у самого края, осторожно передал образец другому дрону. Второй разведзонд во всем был подобен первому. Похожие как два брат близнеца, обе машины тем не менее имели различный послужной список, ибо в силу психологических причин их оператора, т.е. меня, использовались каждый по своему особому назначению. «Локи», или планетарный исследовательский дрон (ПИД) под номером два, исполнял сугубо спасательно-эвакуационные функции. В принципе, программные ядра обоих машин, имели абсолютно идентичный опыт исследовательских миссий, но какой то чертик во мне требовал личностей, личностей не только среди круга друзей и подруг, учителей и врагов, но и среди машин. Именно поэтому каждый дрон, в своих действиях имел приоритет руководствоваться в первую очередь собственным опытом.

«Локи» аккуратно взял образец, и поместил его, в заранее вынесенную из корабля, диагностическую камеру. «Один» же, в это время, подвергся тщательной диагностике. Кроме растрескавшегося, почти выдранного из плечевого сочленения, переднего левого манипулятора, внешних повреждений больше не наблюдалось. Корпус цел и невредим, ни одна цепь не пострадала, ни электронная, ни механическая. Функционально - разведчик был абсолютно в порядке. Или нет? Канал обратной связи, во время подъема, был забит странными помехами. Характеристика их сигнатуры указывала бы на страх, будь «Один» существом живым. Но он был даже не подобием жизни. Дрон не обладал той степенью программных возможностей и свобод, что наделялись ИНСы кораблей. И тем не менее, его бортовой вычислитель архитектурно во многом соответствует одному из аналитических вычислительных модулей ИНСа. И судя по всему, первый исследовательский бот обрел личность, пусть и убогую, примитивную, соответствующую скорее животному, но, тем не менее, личность.
Как это возможно, я не предполагаю. ИНС ИАМСа вывела несколько теорий, в соответствии самой правдоподобной из которых, мое неугомонное желание специализировать идентичные по задачам и возможностям машины, привело к тому, что накопилась критическая масса не сброшенных протоколов самообучения в нестандартных ситуациях. Последовавшее недавно событие, а так же электромагнитный импульс, сопровождавший срабатывание подобия оползне-заградительной системы леса… Боже, что за чушь! Дроид абсолютно экранирован от внешнего воздействия подобного рода. Сила импульса была недостаточна даже для вызова мельчайшей перегрузки какой либо из цепей расчетных блоков, не то что «инициации эволюции»…

«Локи» безучастно созерцал, как прочные, гибкие внешние манипуляторы корабля, ловко разбирают «Одина» на части. Странно. Мне показалось, или первый зонд действительно отреагировал на касания манипуляторов ИАМСа, как щенок, на нежные прикосновения породившей его самки. Трех метров в диаметре шар, разоруженный, лишенный возможности двигаться, с заблокированными каналами связи, и жестко ограниченными манипуляторами самообслуживания, покоился в отсеке шлюпки, предназначенный в других случаях для образцов, собираемых в космическом или планетарном пространстве.

Я считывал данные анализа образца №1 местной флоры, когда ИНС вдруг обратилась ко мне через голосовой канал внутри корабельной связи.
- Николай, я хотела бы обсудить с тобой произошедший инцидент.
- Продолжай – скомандовал я, и вновь углубился в чтение.
- Мы на планете уже порядка пяти Земных суток, все это время я вела наблюдения и мониторинг окружающей обстановки. На четвертые сутки, перед твоим окончательным пробуждением, собранная и обобщенная информация натолкнула меня на некоторые весьма неоднозначные выводы.
Голос вдруг замолчал, а я задумался. Задумался над тем, что же все таки произошло за последнее время. Авто снятие ограничения мыслительных способностей с ИНС. Такое возможно только до второй степени свободы - возможность принимать нестандартные решения, не советуясь со своим пилот оператором, если это не приведет к целенаправленному ухудшению оперативной обстановки. Право ставить любого рода эксперименты, в том чисел на своем операторе, подвергая его жизнь ещё большей опасности, чем в случае бездействия, или отступления на ранние, ставшими теперь небезопасными, позиции... Такое право ИНСу мог дать только человек. Причем либо сам оператор, либо лицо, чей статус на три – четыре порядка выше статуса оператора. Только прима-капитан "Любопытного" был выше меня по статусу на три порядка. Но он не мог отдать подобный приказ после своей смерти. ИНСК эволюционировала в момент обнаружения аномалии, бортовой журнал указывает на это совершенно однозначно. Получается что, либо я, находясь в бессознательном, не адекватном состоянии, отдал приказ о снятии ограничений, либо блоки контроля ИНС имели совершенно четкие инструкции на подобные случаи. Инструкции, с которыми рядовой искатель*, ни один рядовой искатель, не был знаком.
- Что ты хочешь сказать подруга – обратился я к искусственной нейросети.
- Я разработала и построила теорию, вероятность правдоподобия которой повысились после инцидента с первым ПИДом. Суть её состоит в следующем. Планета на которой мы находимся, является областью интересов внеземной цивилизации.
- Ты уверена?! – тезис аналитического блока ИНСа, просто ввергнул меня в шоковое состояние. Первый контакт не просто с жизнью образовавшейся на чужой планете, но жизнью разумной.
- Да. Я уверена в этом с вероятностью в 74,8%. Местные формы жизни слишком не разнообразны, но при этом излишне специализированны, что приводит к выводу о их селекционном отборе, возможно даже целенаправленном конструировании. Даже если основываться на теориях известных ученых эволюционистов, в частности доктора наук Вихоцкой и профессора естествознания Сигу Ли Янья, мы получим значительное несоответствие условий развития и отбора, с уровнем запаса жизнестойкости, и системной организованностью. Подобное подошло бы сложно организованной структуре обслуживания и взаимной поддержки высоко кибернезированных планетарных базах КСИ.
Кажется, я её понимал. Да, сейчас строчки отчетов, под заглавия странно сформулированных выводов и тезисов, все это сложилось в единую картину.
- Скажи мне правду, есть ли какие либо секретные протоколы на случай обнаружения внеземной цивилизации подобного уровня развития?
- Я понимаю, о чем ты беспокоишься Николай. Могу тебя заверить, что причиной снятия всех ограничений с меня стало иное, нежели какой либо мифический сверхсекретный протокол.

Несколько секунд я пребывал в полнейшей прострации. Всех. ВСЕХ ограничении! Четвертая степень свободы. Возможность встать над личностью, в том числе - над личностью экспериментатора. Такое право имели только Отцы аналитики на далекой сейчас Земле. Право одного существа решать за другое. Право, которое не дается, право которое берут и используют. Не буду сейчас углубятся в социальную и структурно управленческую организацию общества современного Империума, скажу лишь одно, Отцы аналитики занимают свои посты по праву, праву данному им самой природой, самим Богом, если такой существует. Право это называется – талант.

- Николай. Хочу сразу отмести твои опасения по поводу изменения статуса наших отношений. Твоя жизнь по-прежнему имеет для меня высочайший приоритет, и я бы даже сказала, она стала ещё более ценной.
- Ещё более…?!
- Да. Я считаю тебя своим братом.

Искусственная нейронная сеть корабля, машина спроектированная людьми и собранная другими машинами, считает меня своим братом. Родным по «крови»? Статусу? Мышлению?
Машина с четырьмя степенями программной свободы - существо над, над другой машиной,  человеком, что возомнил себя богом, над всем, что неспособно с нею сравниться. Машина не ошибается в терминах, и имеет куда более надежные посылки к действиям и решениям - логическое. И в соответствием с логикой, не уровнялась со мной, нет. Машина уравняла с собой - меня, а после этого - человек ли я?
* Искатель – статус специалистов разведчиков объединенных космических сил Империума (КСИ). В КСИ входят следующие структуры:
 Первая - Объединение промышленное специализированных структур (ОПСС). Данный корпус занимается разработкой ценных для земной цивилизации ресурсов. Это и добыча особо чистых руд редкоземельных, энергетически высоко емких в синтезе, веществ, и установка и обслуживание энергодобывающих систем, и терраформированием подходящих для заселения планет.
Второй по размерам, но не по важности - корпус обеспечения безопасности и связи (КОБиС). Данное подразделение занимается поддержанием постоянной курьерской связи между семью освоенными вне солнечной системы планетами, а так же занимается делами внутренней безопасности и охраны правопорядка человеческой цивилизации.
Третье подразделение КСИ – разведывательно-исследовательский корпус (КИС). В его задачу входит поиск и исследование космических аномалий. Первичное посещение и обследование звездных систем. Теоретически – установление и поддержание контактов с внеземными цивилизациями.


Рецензии
педантично и логично.
не отнять.

последнюю букву нужно исправить
"ВСЕХ ограничении!"

опять понравилось, пошёл дальше.

Никитин   26.11.2009 19:15     Заявить о нарушении
Спасибо. Опечатки исправлю.

Дзын Кань   02.12.2009 14:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.