От автора

Приняв закон, прими его вериги.
Иль оттолкни – иль всей душою чти:
Не будь ослом, который носит книги
Лишь потому, что их велят нести.
И.Бунин

Мне посчастливилось свести знакомство с интересным человеком по имени Независимов Стефан Степанович. В прошлом весьма важный архивный функционер - он необыкновенно интересно рассказывал о том, как  на свой страх и риск, не посвящая в свои замыслы  кремлевских правителей, открывал  общественности тайны секретных архивов СССР. Конечно, в наших долгих беседах тема тайны проходила как лейтмотив.

Так откуда тайна на Земле и для чего? Скорее всего, - с момента, когда разум возобладал над духом, и человек решил, что именно он повелитель видимого ему мира, и исполненный сонмища грехов и страстей, принялся устраивать удел земной по-своему и не всегда справедливо.

Создатель, ниспославший роду человеческому нравственные заповеди, определил открытые и доверительные отношения между людьми. Люцифер же искусил человека златом и желанием повелевать. И попал в точку. Стремление владеть материальными богатствами и приумножать их, сметая посредством мыслимых и немыслимых средств всех,  создающих препятствия на этом пути, стало доминирующим. Преобладающая часть человечества кинулась во все тяжкие в погоне за богатством и властью, дающей богатство.

Многовековое противостояние  правящих партий, государств (не путать их ни в коем случае с нацией, народом), борьба за гегемонию,  сырье, за деньги породили тайну нечестных корыстных замыслов и действий.

Таким образом, сочинителями так называемых государственных тайн были и есть представители мизерной части населения, исключительно власть имущие. Кто они? Политики и законодатели, верно служащие им генералы и адмиралы, ученые - оружейники и генетики, прокуроры и судьи. Как все удивительно! Всего-то лишь небольшая горстка людей, спаянная искусственно обозначенными правилами поведения, а решает судьбы миллионов, не спрося их. Эта горстка, возомнившая себя государством, что-то там изобретает, что-то там придумывает, что по ее мнению, позволит более эффективно управлять государством, разношерстным и подчас беспокойным населением, что в свою очередь обеспечит  именно ей, а не подвластному народу,  некое военное, экономическое или политическое превосходство в мировом сообществе стран. Все свои «ноу-хау» власть имущие немедленно секретят, «грифят» и молчком пытаются осуществлять. Будет ли от сего польза или только один вред - никто из этой узкой группы «аристократов» толком не ведает.  Какой же степенью самоуверенности, безнаказанности, самонадеянности, помноженной на тщеславие, надобно обладать, чтобы вот так, тайно от  своих и закордонных граждан, принимать сомнительные и опасные решения. В этом и состоит главная  червоточина государственной тайны.

Что же пуще всего охраняют от врага, соперника, а самое трагикомичное, от собственных и чужих народов, которые якобы и являются творцами истории?

Более всего пекутся о неразглашении сведений, касающихся государственной обороны, шпионажа, замыслов по проведению внешних силовых акций, оборачивающихся кровью для простых людей; внешних диверсионно-экономических и политических операций; следственно-розыскных акций; сведений, раскрывающих личность секретного источника информации; методов ведения оперативной работы.

Печально, но пока государства не доверяют друг другу, с чудовищем по имени Государственная Тайна приходится считаться.

Независимов вспоминал, как у всех чиновников, в погонах и без оных, суровели лица и твердел голос, когда он на исходе 80-ых годов ХХ столетия настаивал в беседах с ними на бессмысленности сохранения грифов секретности на вышедших в тираж «государственных тайнах». Как в их глазах он читал нескрываемое недоверие, поскольку с их точки зрения являлся, если не  реальным,  то потенциальным изменником Родины.

Ну ладно, оставим  эти военные, политические, экономические тайны. О них еще будет  время порассуждать.

Печально-то другое. Уровень секретности – показатель нравственного состояния государства и, разумеется, общества. Чем выше этот уровень, тем плачевнее дела  как у государства, так и у общества, у каждой личности в отдельности.

Этой плачевности способствуют тайны, остающиеся сокрытыми от людей, по неведению ли, по лености  или трусости, по причине ложно понимаемого государственного, национального, идеологического, корпоративного и шут его знает, какого еще чувства долга:
-тайны гибели великих людей, духовных пастырей своего народа, которые не в последнюю очередь, если не в первую, являются генераторами и олицетворителями частенько ускользающей из рук политиков национальной идеи;
- тайны посмертного, длиною в долгие десятилетия, умолчания их бесценного духовного наследия и упорного до отвращения поддержания грязных, оскорбительных для памяти погибших гениев мифов об их якобы недостойной жизни и бесславной кончине.

И первый в этом ряду – русский гений Сергей Александрович Есенин, с тайны смерти которого Автор и начнет свое повествование.


Рецензии