К юбилею второй высадки на Луну

  Как я уже писал, богат нынешний год юбилеями. Тут и 300 лет Полтавской битвы, и 200лет Гоголю, 90 лет Версальскому миру, по 80 лет Великому кризису и началу Коллективизации; 70 лет  конфликту на  Халхин –голе и столько же началу Второй Мировой и Зимней войне; по шестьдесят лет КНР, бозе почившей ГДР, а также советской атомной бомбе;  50 лет революции на Кубе; 40 лет первому полёту человека на Луну, о чём я уже писал в предыдущей статье, 20 лет  крушению западноевропейского социализма и его символа- Берлинской Стены. Совсем скоро, а именно 19 ноября  состоится и сорокалетие второй высадки человека на Луну. Как мне хочется сказать, что вторым космическим кораблём на Луне был наш. Пусть мы уступили бы первенство американцам, но второе место тоже почётно. Был тут и определённый политический смысл. Сейчас появилась байка, что  Сталин  на одной из  встреч с лидерами союзников предлагал … поделить Луну! Я этому не верю. Не потому, что союзники не хотели  её делить, а просто не приспело ещё время, и ещё потому, что Сталин был прагматик и не ловил журавлей в небе.  Он добился своего: вполне в духе империалистов  отобрал у немцев  Восточную Пруссию, а у Японцев- Южный Сахалин и Курилы. Полякам,  взамен западных областей Украины и Белоруссии , щедро нарезал немецкой земли. Немецкого города Бреслау, который  с  таким трудом брали наши войска, больше нет, а есть польский Вроцлав.  Туркам денно и нощно надо благодарить Аллаха, за то, что не дал  воевать против России. Если  бы, помутившись разумом, они сделали это, быть бы ихнему Истамбулу российской столицей Константинополем! Шутки шутками, но по укоренившимся обычаям, первооткрыватель, ступив на новую землю, тут же объявлял её собственностью своего монарха, хотя там уже жили люди, которые, впрочем, людьми не считались. Подумаешь, какие-то туземцы, дикари, язычники  , достойные лишь быть рабами у белого человека.
  Возможно, вопрос о разделе Луны встанет в будущем. В этой связи высадка на Луне гражданина СССР, даже вторыми после американцев, дала бы нам определённые преимущества. Сумели же мы застолбить себе часть Антарктиды, построив там несколько научных станций, а вопрос о дележе  Антарктиды  в наше время  становится вполне актуальным.  Сейчас , когда многое тайное стало явным, вопреки официозной лжи, что мы к пилотируемому полёту на Луну не готовились, а исследовали её только автоматами, а главный наш приоритет- орбитальные станции, стало известно, что всё же готовились , да ещё как!  Была даже подготовлена специальная группа космонавтов по лунной программе. Посадку на Луну в земных условиях отрабатывали на специальных вертолётах. Создавались ракеты  и космические корабли. Первым  советским человеком на Луне, скорее всего,  мог бы стать Валерий Быковский, но… вторым кораблём на Луне стал, опять - таки , американский  «Аполлон». На этот раз двенадцатый.
   Произошло  это 19 ноября 1969 г, через пять месяцев  после первой высадки на Луну.  За стартом  ракеты «Сатурн-5»  с этим кораблём 14 ноября наблюдало триста тысяч человек   (на старт «Аполлона-11»собралось до миллиона зрителей). Объясняется это не только снижением интереса, но и тем, что во время старта была гроза. Пара молний попали в летящую ракету, но всё обошлось. Полёт протекал успешно.  Лунная кабина, согласно плану полёта,  совершила посадку вблизи аппарата «Сервейор-3»,  за два с половиной года до этого совершившего  посадку в том же районе.  Астронавты Конрад  и Бин совершили вторую в истории высадку на Луну, Успешно выполнив программу, они вместе со страховавшим их на лунной орбите, Гордоном, вернулись  на Землю. Впоследствии, на доставленных ими образцах с «Сервейора», были обнаружены микробы, выжившие в экстремальных лунных условиях в течение почти трёх лет.
  Полёт следующего «Аполлона-13» чуть  не закончился катастрофой. Авария  случилась на подлёте к Луне. С трудом облетев Луну (при этом они удалились от Земли на рекордное расстояние в 401тыс. километров), космонавтам удалось вернуться на Землю. После этого на Луну слетали ещё  четыре американских экспедиции. В последних трёх они использовали на Луне небольшой электромобиль . От  планируемых  ещё трёх экспедиций отказались в целях экономии, да и материалу собрали более чем достаточно.  Одну из оставшихся ракет использовали для выведения на орбиту орбитальной станции «Скайлеб», две других отправили в музеи.
   У нас дела шли  ни шатко , ни валко. Первыми мы не стали и теперь можно было не торопиться. Лунную гонку мы проиграли, а претендентов на второе место кроме нас не было.  Почему же мы сошли с дистанции? А ведь так хорошо начинали! СССР первым  запустил Спутник и отправил в космос человека!  Сейчас появилось множество материалов, объясняющих нашу неудачу с высадкой на Луну, приводятся десятки  причин.  Интерес к этой теме давно угас и, время от времени , о ней вспоминают,  например, как сейчас, в связи с юбилеем  полёта «Аполлона-11». Попробуем ещё раз разобраться, почему же наш человек не был первым на Луне, да и вообще там не был!
   Наши первые успехи в космосе объясняются тем, что мы сумели опередить США в создании мощной межконтинентальной  баллистической ракеты ( подробнее об этом в серии моих очерков «Юбилей Королёвской «семёрки»).   Созданная  под руководством С.П. Королёва ракета  Р-7  (она имеет и другие обозначения),  в качестве боевой оказалась малопригодной (кстати,  она до сих пор остаётся самой тяжёлой МБР  в мире, стоявшей когда-либо на вооружении), но на её базе  была создана серия  ракет- носителей.  Эти ракеты вывели в космос  примерно  половину космических аппаратов в мире, и все советские и российские пилотируемые космические корабли и используются до сих пор.  52 года - завидное долголетие! Эти же  ракеты вывели в космос и первый Спутник, и Юрия Гагарина (и всех, подчёркиваю, всех наших космонавтов!), и первые советские АМС к Луне, Венере, Марсу. Американцы  были очень уязвлены, когда СССР опередил их в космосе. Они сумели запустить свой спутник  через четыре месяца  после нашего, а Алан Шепард  полетел в космос через три недели после Гагарина.  Молодой,  амбициозный американский президент  Кеннеди в своём выступлении 25 апреля 1961г пообещал, что до конца текущего десятилетия, т.е.  не позднее  1970г  американцы высадятся на Луну.  Эту дату и следует считать  началом лунной гонки.  Мы вступили в гонку  только  3 августа 1964г, когда вышло  историческое постановление  № 655- 268 «О работах  по исследованию Луны и космического пространства».  Иными словами,  мы стартовали на три с лишним года позже американцев, дав  им солидную фору. Вот вам и первая причина нашего отставания!  Нет, конечно, какие-то работы  по этой теме велись и ранее: предварительные расчёты, эскизное проектирование, велась разработка сверхтяжёлой ракеты Н-1, но реальная полномасштабная работа и выделение нужных средств  началась только после выхода постановления 655-268, но время уже было упущено.
   Второй причиной стала… банальная ссора! Поссорились отнюдь не Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, а конструкторы Королёв и Глушко, а поссорились они не из-за обидного прозвища «Гусак», а из-за … ракетного топлива!
   Сделаем необходимые пояснения.  Современные боевые ракеты бывают твердотопливные и жидкостные. В первых используется смесевое твёрдое топливо, в котором и горючее и окислитель  ( скажем, асфальт, да, да, бывает и асфальт(!),  и  перхлорат аммония) соединены вместе.  В жидкостных ракетах топливо  и горючее находятся в разных баках , и подаются в камеру сгорания специальными насосами.  Для боевых ракет оптимальным топливом является сочетание амил+ гептил,  Под этими условными названиями скрываются азотный тетроксид и несимметричный диметилгидразин.  Заправленная этими компонентами  ракета, может стоять на боевом дежурстве годами и даже десятилетиями! Для ракет-носителей оптимальным  и самым распространённым топливом служит сочетание жидкий кислород+ керосин, а в перспективе жидкий кислород+ жидкий водород. Тогда, в начале шестидесятых, выбор был только между амил-гептиловым и кислород – керосиновым топливом. Двигатель на первом топливе проще чем на втором и сделать его легче: не нужна система зажигания, ведь компоненты топлива самовоспламеняются, соединяясь в камере сгорания, режим работы камеры сгорания менее напряжённый, чем во втором случае, легче решить проблему наддува баков , турбонасосы работают на компонентах топлива.  Есть и свои минусы: такое топливо очень токсично, хотя при авариях оно обычно выгорает.  Оно дороже топлива кислород-керосин примерно в восемь раз, но это не  очень важно, особенно для небольших ракет,  т.к. ракеты одноразовые  и стоимость топлива по сравнению со стоимостью одноразовой ракеты не столь велика.  По своей энергетической ценности  первое топливо сильно уступает последнему.  Большинство  типов  жидкостных ракет-носителей используемых ныне в России(Космос-3, Циклон, Днепр, Рокот, Протон) летают на боевом топливе. Только «Союз» летает на керосин-кислороде.  Объясняется это тем, что все перечисленные ракеты создавались изначально как боевые.
   Сергей Королёв и Валентин Глушко- два корифея  советской космонавтики, в которую пришли в тридцатых годах. По  одному делу загремели в ГУЛАГ.  Говорят, новичков в КБ Королёва, предупреждали,  что при нём нельзя называть фамилию «Костиков», на которую Сергей Павлович реагировал крайне болезненно.  Этот человек написал донос на обоих, а себе присвоил авторство  ракетной установки «Катюша». Потом Королёв  и  Глушко вместе стояли у истоков советской ракетной промышленности, создаваемой в послевоенную пору на основе немецких ракетных технологий. Они же главные авторы наших первых космических побед: Спутника, полёта Гагарина, первых межпланетных АМС. Оба непререкаемые авторитеты. Первый  - в области создания ракет, второй- ракетных двигателей. В ту пору, на рубеже шестидесятых, Хрущёв, опьянённый нашими ракетными успехами, начал  потихоньку притеснять военную авиацию. Некоторые авиационные КБ расформировывались, передавались, ракетчикам или частично переключались на космические темы. В КБ конструктора авиадвигателей  Архипа Люльки создали первый  в нашей стране ракетный двигатель на перспективном топливе кислород - водород.  Другой известный конструктор  Николай Кузнецов сконструировал неплохой кислород - керосиновый двигатель НК-9.   Его Королёв  вознамерился поставить на свою новую ракету МБР Р-9, создаваемую  взамен Р-7, которая в качестве боевой, оказалась малопригодной. Не тут - то было! Глушко, разобидевшись, что его обошли, нажаловался «наверху»  и добился принятия для Р-9 своего двигателя РД-111! А движок-то оказался сырым!  Он был подобен, стоявшему на семёрке неплохому движку РД-107, но на три четверти более мощным. При испытаниях нового двигателя, возникла проблема высокочастотных колебаний, приводивших к разрушению двигателя и взрыву ракеты. Из 29 пусков 14 оказались неудачными. Принятие ракеты на вооружение затянулось на два года. Это был сильный удар по самолюбию  Глушко. Для новой  мощной ракеты Н-1 он предложил  создать двигатели на топливе амил - гептил,  мотивируя это тем, что такие движки ему создать легче. Королёв отказался, т.к. в этом случае ему пришлось бы проектировать более крупную ракету.  Ему нравилось высокоэнергетическое топливо кислород- керосин, и он стремился применять его даже в боевых ракетах.  Соратники окончательно рассорились, и Глушко отказался создавать двигатель для Н-1.
  В наших  СМИ «отца» американской лунной Победы Вернера фон Брауна  иногда называют «ракетным бароном».  Жаль . они не называют удельными князьями наших «ракетных князьков»,  из-за чьих усобиц  и раздоров страдала наша лунная программа! Глушко спелся с другим «князьком» конструктором  Челомеем. Для  его ракеты «Протон» он сделал двигатель РД-253, с такой же тягой, как и у кузнецовского НК- 9, но на амил- гептиле. Позднее, он создал  мощнейший двигатель РД-270 на боевом топливе для челомеевской лунной ракеты  УР-700. По своей мощности этот движок был эквивалентен  знаменитому американскому двигателю  F-1 ,стоявшему на американской лунной ракете.
   Третьей причиной нашего отставания стала смена руководства. В октябре 1964г, в результате тихого дворцового переворота в Кремле, Хрущёв был смещён. На его место пришёл Брежнев. Последний не столь ревностно относился к  нашим космическим успехам и был более осторожен. Он не дал нашим космонавтам  облететь Луну первыми, хотя такая возможность была. Пожалуй,  мы могли бы стать первыми на Луне, но… в том случае, если бы страной руководил тов. Сталин, а космической отраслью тов. Берия!
    Четвёртая причина- смерть Королёва.  До  января 1966г эту фамилию  знали только те, кто был связан с космосом. Космонавты и журналисты  в СМИ называли его безлико: «Главный Конструктор». После  смерти,  в стране его узнали в лицо и по имени. Отдали должные почести.  Его место занял новый безликий «Главный». Звали его Василий Мишин. Долгие годы он был верным соратником и заместителем Сергея Павловича. Неплохой конструктор, учёный, изобретатель он был хорош  на посту заместителя. В роли «Главного» оказался слабоват.  В течение шести лет, пока его не сняли, в космосе произошли две катастрофы с человеческими жертвами , ряд  других неудач, провал Лунной программы!  Народ стал поговаривать, что, дескать, умер Королёв, и всё пошло прахом! Тяжёлое гнетущее впечатление произвела  гибель Комарова, а через четыре года- ещё трёх космонавтов.  Странной  показалась нелепая гибель Гагарина в авиационной катастрофе.  Вскоре американцы слетали на Луну, и мы потеряли лидерство  в космосе.
     Пятая причина, которую следовало бы назвать первой. Это недостаточное финансирование. На программу «Аполлон» американцы потратили  25, 4 млрд. долларов , тех(!) долларов. Мы истратили 4,5 млрд. тех (!!!) рублей. По нынешним ценам  это примерно 150 миллиардов долларов и  850 миллиардов рублей (с учётом ППС). Разница примерно в пять раз. Даже с учётом того, что наша программа была остановлена,  не доведена до конца, иначе мы могли бы потратить ещё больше средств, всё равно наши расходы были бы в несколько раз  меньше американских  и, явно недостаточными для  успешного решения главной задачи- высадки на Луну первыми. Да , в ту пору мы были более чем в два раза беднее, чем США по ВВП, но надо было выделять больше средств или отказаться от Лунной программы.
    Шестая причина вытекает из пятой. Это технологический риск. В отличие, от американцев, у нас на Луну садился один космонавт.  Переход  между лунным и орбитальным кораблём  совершался через открытый космос. Представьте, что Вам надо перейти в соседний вагон поезда не через уютный тамбур, а через крышу!  Для посадки и взлёта с Луны у нас, в отличие от американцев, использовался один  и тот же двигатель , который мог быть повреждён камнями при посадке,  хотя на этот случай имелся запасной  двигатель. Роковым для лунной программы стало решение Королёва в целях экономии  отказаться от создания испытательного стенда для первой ступени, а её доводку проводить в ходе лётных испытаний.  Это было обычной практикой для относительно небольших и  недорогих боевых ракет. В ходе испытаний их расходовали десятками. Для большой лунной ракеты такой метод был недопустим.
     Седьмая- это технологическое отставание от США. Если поставить рядом нашу и  американскую  лунные ракеты, то окажется, что по высоте они одинаковы. Примерно равен и их взлётный вес, а вот возможности у них разные. Наша, в последней модификации , могла доставить  на низкую орбиту до 97 тонн полезной нагрузки, а американская- в полтора раза больше.  В основном, это объяснялось тем, что на верхних ступенях «Сатурна» применялось высокоэффективное топливо «кислород-водород».  Большая грузоподъёмность ракеты позволяла американцам высаживать на Луну экипаж из двух человек, наша-одного, а это было чревато большим риском.
     Ещё причина- распыление сил. « Ракетные князьки»  тянули одеяло каждый на себя. Стремились урвать себе выгодные заказы. На рубеже шестидесятых у нас было три больших ракетных КБ.  Возглавляли их Королёв , Челомей и Янгель.  Королёв занимался в основном  космосом.  Из МБР, созданных в его  КБ на вооружении стояли три  типа ракет : уже упомянутые Р-7 и Р-9  и РТ-2, поступившая на испытания уже после смерти конструктора.  Всего пусковых установок королёвских  МБР было не более сотни, а у других конструкторов счёт шёл на многие сотни.  Особенно  удачными получались ракеты у Янгеля  (после его смерти-Уткина). Р-16 была первой нашей  удачной МБР, хотя при её испытаниях произошла страшная катастрофа, унёсшая 126 жизней, в т.ч. маршала Неделина. После Р-16 был ещё целый ряд удачных  ракет, включая знаменитую  «Сатану».Участвовал  Янгель и в Лунной гонке. В его КБ был создан и испытан в космосе корабль ЛК, непосредственно  предназначенный для посадки на Луну космонавта.  В этом КБ  начались работы по мощной ракете- носителю Р-56, грузоподъёмностью в два раза больше «Протона» и взлётным весом свыше 1200 тонн с пятью двигателями РД-270 (первоначально, как и на "Протоне" планировали установить РД-253), уже упомянутыми выше. Работы прекращены на стадии эскизного проектирования.  Совсем другое дело КБ Челомея. Долгие годы оно занималось созданием крылатых ракет и лишь в начале шестидесятых приступило  к проектированию МБР. Здесь  была создана самая массовая наша МБР УР-100, к концу шестидесятых, ставшая основой нашего ядерного щита (свыше тысячи шахтных пусковых установок!) Позже  в этом КБ создали шестизарядную УР-100Н, состоящую на вооружении и поныне. В рамках лунной программы Челомею поручили пилотируемый облёт Луны кораблём с двумя космонавтами. Конструктор взялся за работу и… вмешался случай! Сняли Хрущёва,  благосклонного к Челомею, в КБ которого работал сын генсека Сергей Хрущёв. Конструктор попал в опалу. Позже тему облёта Луны передали Королёву, разрешив последнему использовать челомеевский «Протон».
    Что касается распыления сил. «Ракетный князёк» ,  Челомей, поддерживаемый  «князьком» Глушко имел свою собственную лунную программу! Он разрабатывал гигантскую  лунную ракету  на  амил-гептиле(!) УР-700. Она была мощнее не только Н-1, но и «Сатурна», и позволяла осуществить прямую экспедицию на Луну, без разделения корабля на орбитальный и посадочный модули, что было гораздо безопаснее.  Первоначально и американцы планировали прямой полёт, и даже начали проектировать гигантскую ракету «Нова» для него, но отказались от неё ещё в 1961г, выбрав схему, некогда предложенную советским учёным Юрием Кондратюком, которая и обеспечила им успех. Челомей проектировал и свой лунный корабль ЛК-700. Воспользовавшись тем, что после смерти Королёва,  его КБ возглавил Мишин, который не пользовался таким авторитетом, как Сергей Павлович, Челомей стал проталкивать свой проект. В ноябре 1966г он пошёл ва- банк. На заседании пленарной комиссии, разбиравшей неудоволетворительный ход работ по лунной программе, он предложил свой проект вместо королёвского. Проектом заинтересовались, но денег не дали, хотя и разрешили эскизное проектирование. Челомеевский  проект был вполне реализуем,  но время было  уже упущено,  и он никак не обеспечивал нашего первенства.  Одним из аргументов была экологическая опасность боевого топлива, но как я уже писал, оно  при аварии ракеты самоуничтожается. Много лет  летают на нём могучие «Протоны», и…  ничего. Вот если разлить по отдельности компоненты этого топлива по степи, тогда да! Главной же причиной отказа было нежелание вкладывать средства в новую программу, когда столько уже ушло на старую!   Немало средств  ушло на параллельные программы. Три автоматических станции доставили на Землю образцы лунного грунта. Хорошо потрудились два лунохода. Луну облетели несколько беспилотных «Зондов», а человека так и не запустили. Американцы решили проблему легко и изящно. Послали «Аполлон-8» без лунной  кабины  в конце 1968г и он облетел Луну, лишив наш шанса стать первыми  и в этом.               
 (окончание во второй части статьи )


Рецензии
Впереди ещё больше юбилеев - столетие великих событий прошлого века - начала Первой мировой войны и последующая цепочка событий, перевернувших мир.

Алекс Савин   14.12.2013 16:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.