Дядя Герасим и тётя Наташа

                http://www.proza.ru/2011/04/24/732
               
      Бабушкина младшая дочь тётя Наташа вместе с мужем, дядей Герасимом, жила в меньшей части разгороженной бывшей залы на Лазаретном; у них было своё одно окно и своя дверь. Вступив «по ленинскому призыву» в ВКП(б) в 1924 году, она одно время числилась в, так называемом, «активе Ленсовета» - в структуре совершенно не понятной! И, неосмотрительно использовав это своё, несколько привилегированное, положение, добилась освобождения Бабушки из тюрьмы. За это деяние её вскоре не только изгнали из этого «актива», но и вообще исключили из партии. После этого ей с трудом удалось устроиться на работу кондуктором трамвая. Потом она стала работать каландровщицей – обрезала отформованные галоши на заводе «Красный Треугольник». 

       Дядя Герасим был членом РСДРП(б) с 1916 года, убеждённым коммунистом. Участвовал в установлении Советской власти в Батайске, был первым председателем ревкома, воевал за красных. В тридцатые годы учился в Академии железнодорожного транспорта им. Сталина в Ленинграде и в эти годы познакомился со своею будущей женой Наталией. По окончании Академии был направлен на работу начальником паровозного депо недалеко от Читы. Дальнейшая его судьба типична для тех лет. «Ежовщина»!

       Летом 37-го года тётя Наташа выехала к нему в Сибирь; проезжая через Москву, получила несколько «золотников», регуляторов давления пара для паровозов, с целью передачи их мужу. Вскоре - уже в августе - дядя Герасим был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии и в попытке передачи золота японским шпионам. Паровозная деталь «золотник» следователями была превращена в вещественное доказательство не существовавшего преступления!

       Можно попытаться понять исполнительных следователей-чекистов. Ещё с 21-го, 22-го годов в стране были в широком хождении серебряные деньги советской чеканки; на ребре монет вес серебра был указан в «золотниках», традиционно использовавшихся в России, как мера веса драгоценных металлов. Так что при чётко поставленной сверху задаче беспощадно бороться с врагами Страны советов и шпионами основания для обвинений были, ну, о-очень весомыми!
      После двух лет отсидки, сразу же после «раскрытия «ежовского заговора» дядя Герасим был выпущен на свободу; ему был возмещён материальный ущерб, нанесённый арестом и лишением свободы, но реабилитирован он не был и в членстве в партии не восстановлен.

       Своего первого сына (тёзку, между прочим) дядя Герасим увидел в первый раз только в середине 39-го года. В мае 40-го родился второй сын, Виктор.

       По возвращении в Ленинград, дядя Герасим сызнова начал свою карьеру с самых нижних чинов - смазчиком на Витебском вокзале. Я помню, как к нему иногда  заходили какие-то высокие железнодорожные чины, его старые товарищи. Были они в железнодорожной форме того времени, очень похожей на военную. Только у военных гимнастёрки были защитного цвета, а у этих железнодорожников гимнастёрки были чёрные; и знаки различия на их чёрных бархатных  петлицах с малиновым кантом были самые высокие: фиолетовые круги и полукруги (серпы были у низшего командного состава железнодорожников). И рядом с ними сидел за столом дядя Герасим в замасленной гимнастёрке с суконными петлицами без знаков различия. К сожалению, больше ни в каких других ситуациях в довоенное время я его не помню.

       Старые товарищи помогли ему, репрессированному, устроиться на работу, а в дальнейшем также и при эвакуации из блокированного Ленинграда. После войны он по-прежнему продолжал работать на железной дороге, пока в 50 году с ним не случился, как тогда говорили, «удар» - тяжёлый инсульт. Когда я приезжал к ним на Лазаретный, он, небритый и полностью неподвижный, лежал в маленькой комнате, в той, где я бредил во время Блокады. Тётя Наташа разрывалась между сыновьями и тяжело больным мужем. Помимо общего ухода, необходимо было тренировать ему руку и ногу и делать массаж...
       И всё-таки своим уходом, своими стараниями она буквально из небытия вытащила мужа к жизни! Ко времени реабилитации дядя Герасим не только одевался сам и ходил без чьей-либо помощи - он даже брился! Я не знаю больше ни одного такого случая восстановления человека!

       В 58-ом году после ХХ съезда состоялась его реабилитация. Восстановили в партии с сохранением стажа, за заслуги в революционном движении присвоили звание «персональный пенсионер республиканского значения», поместили фотографию в Батайском краеведческом музее. И даже дали квартиру – до этого вся семья по-прежнему жила в коммуналке на Лазаретном.  Но вскоре дяди Герасима не стало; в своей новой отдельной квартире он успел прожить всего две недели.

       А тётю Наташу в партии не восстанавливали, и она повела долгую борьбу за справедливость. В 68-ом её всё-таки восстановили, но без сохранения стажа: уж, очень велико было её преступление! Борьба продолжалась, и, за год до смерти, в 74-ом году она добилась-таки этой самой «справедливости»!

               
                http://www.proza.ru/2009/11/19/1034
               


Рецензии
Интересно читать о прошлом времени.
Время молодости моих родителей.
Спасибо. Спасибо за

Дамира Кулумбетова   22.01.2018 02:59     Заявить о нарушении
Согласен. Но - не только читать, знакомиться с ним, также и стараться понять.

Гордеев Роберт Алексеевич   22.01.2018 11:18   Заявить о нарушении
Попробуйте начать с этой, без каких-либо придумок, повести, с первой главы. Со времени родителей моих родителей.

Гордеев Роберт Алексеевич   22.01.2018 11:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.