Легенда о святом Юлиане

Et dicebat ad Iesum: Domine, memento mei, cum veneris in regnum tuum.
Evangelium secundum Lucam {23:42}

Многие уже забыли эту легенду...
Да и не удивительно, столько времени прошло с тех пор.
В одном древнем городе в Европе жил человек по имени Юлиан.
Он был одним из начальников римской армии, человек, познавший все невзгоды долгих
и изнурительных походов, человек, привыкший подчинятся приказам кесаря,
не знающий страха и часто милости к побежденным.
У него была жена по имени Корнелия, римлянка из знатного, но обедневшего рода –
Cornelia, filia Louciosi, Juliani.
Она была христианкой, муж же её поклонялся римским богам.
Однажды, когда Юлиан с манипулой из ста двадцати воинов возвращался из недолгого похода,
 за день до возвращения в город, ему приснился сон – вот, грозный Юпитер,
восседающий на троне-горе, окруженном светом северного зимнего неба,
под ногами его темные воды океана.
– Юлиан – произнесло божество, – ныне полнолуние, и празднество мое – иды,
 в храмах моих мне принесут жертву – агнцев.
И я разделяю мир, сужу людей, как и назван мой день iduare.
Я скажу тебе правду о жене твоей – она неверна тебе.
И ныне ночью с другим мужчиной разделяет ложе.
Юлиан проснулся в гневе.
Горячий пот с его чела закрывал темной пеленой его взор.
Он быстро воссел на коня, и устремился в город.
Белая Венера сияла на небосклоне над приближающимся селением.
Ворвавшись в дом, он увидел в лучах полной луны спящую жену,
свет Дианы искажал пространство, странные тени мелькали вдоль стен...
Выхватив меч, безумец сорвал покрывало со спящей женщины, тени закрутились в вихре
вакханок, в огнях танцующих жриц Венеры в её праздник афродезий, и Юлиан увидел
образ мужчины, который обнимал его жену...
Призрак злобно улыбнулся, и ревнивец, не отличая реальность от наваждения,
вонзил меч в беззащитную Корнелию...
Женщина вскрикнула, и Юлиан очнулся...
И вот, на белом покрывале их брачного ложа, в потоках крови, лежит умирающая жена его...
Упал меч из рук его, издал звон метал падающий о каменный пол....
– Любовь моя! Что я сделал!.. – закричал Юлиан, и прижал голову Корнелии
к дрожащим губам...
Он быстро поднял окровавлены меч и, разорвав тогу, хотел вонзить его в себя...
Умирающая из последних сил положила свою белую ладонь на грудь Юлиана, и прошептала:
– ...Любовь моя... не стоит... ты во тьме... мира сего... мой Господь прощает тебя,
как и мое сердце в Нем... прими Его... прошу... не упорствуй... обещай...
мы, с твоим сыном во чреве моем, будем ждать тебя...
И закрылся взор её... 
Упала в его руки еще теплая ладонь...

...................................................


На кладбище остался только один человек...
Никто не смел подойти к нему.
Он стоял на коленях пред свежей могилой с непокрытой головой.
Холодный дождь осени скрывал его слезы... 
Никто не знал, сколько слез источал его взор...
Когда наступил вечер, один из воинов вернулся, чтобы забрать Юлиана.
Но он его не нашел.
С того времени так и пропал Юлиан – римский солдат, не знающий страха...

 ...................................................

– Юлиан... – раздался тихий голос.
Открыв веки, в ярком свете солнца он увидел лик Христа.
– Я вижу твое сердце – сказал Спаситель душ человеческих, – ты раскаиваешься...
Пойдем за Мной....
Юлиан, привыкший исполнять все буквально, встал с земли, и пошел в даль...
По дороге он увидел маленького лисенка, умирающего в силках охотников.
От глаз его стекали слезы смерти...
– Освободи его – сказал Господь.
Взяв на руки бедное животное, Юлиан отнес его в укромное место,
и положил у изголовья его свой последний кусок хлеба, и накрыл его свои плащом...
Приближалась ночь.
Холод полей и сырой земли убивал последнее тепло жизни...
– Я иду... я иду... мой Господь и Бог... – шептал странник.
Вот, пред ним река, уходящая в темное море.
На берегу её старый дом, почти руины, но там есть свет, тепло...
Подойдя к нему, Юлиан постучал в ветхую деревянную дверь.
– Войди, путник далекий... – послышался голос.
Возле очага с огнем сидел старик, его лицо было покрыто накидкой.
Отведав бедный ужин старика, Юлиан спросил его:
– Можешь ли ты переправить меня на тот берег?.. Мне нужно до зари быть там...
меня ждут...
– Конечно – ответил старец.
Когда они сели в ветхий челн, ветер от истока реки усилился,
и стал уносить опавшую листву ночного леса в бездну уже незримого океана.
На середине большой реки их застала страшная буря.
Лодка не выдерживала свою ношу, и холодные волны заливали её...
И сказал старик Юлиану:
– Выбрось меня в воды, ибо я стар, а ты молод...
– Нет! – ответил воин, – мы доберемся до берега...
Тогда старик снял покрывало, до этого момента скрывающее его лицо.
И увидел Юлиан лик прокаженного.
– Мне долго не жить... – прохрипел прокаженный.
И понял Юлиан, что не может он убить человека.
Бросил он в бурные воды бесполезные весла, и обнял старика.
Когда смрад от истлевающей кожи больного обжог все естество милостивого странника,
 их лодку вынесло со страшной силой в открытую бездну черного от ночи океана,
где только белая пена безумных волн ревела как трубы и бурцины римских легионов...
И раскрылось зево вод, и упал ветхий челн в пропасть.
И когда последний луч луны пробился сквозь смыкающийся саван белой пены,
прижался Юлиан к телу прокаженного так сильно, что увидел его взор.
 Вдруг свет неземной озарил подводные гроты – Сам Христос был в его объятиях...
И не видел больше древний воин осень, землю, бурю и волны.

............................

– Корнелия... – прошептал Юлиан, – любовь моя...
В высокой траве вечного лета стояла женщина в белоснежных одеждах
 и простирала к далекому путнику руки...
От неё же бежал навстречу мальчик, с родным взором,
в сиянии лучей неземного света...


MXMLLNVS*ACNELLIVS

http://www.youtube.com/watch?v=NBSILMmQLiQ


Рецензии