***

Под знаком «Z»
Вместе с мой дочкой в детском саду был один лопоухий мальчик. Небольшого роста, очень подвижный, рыжеватый, а красные оттопыренные уши его пропускали сквозь себя солнечный свет.               
  - Он какой-то странный, - говорила дочь, - Вроде бы хороший и вежливый, но какой-то… пронзительный.
- Что значит: пронзительный? – поинтересовался я.
- Он, наверное, всех насквозь видит. Но девочек защищает, а воспитательницы его не любят, за уши дергают.
Мне тоже все время хотелось дернуть этого малыша за ухо. Однажды я случайно коснулся его красного локатора: меня обдал сильный жар. Мальчик посмотрел на меня внимательно и мне вдруг сразу захотелось выложить ему всю правду о себе и Вселенной. Это был, безусловно, неординарный ребенок и в его жилах текла испанская кровь. Недавно он стал одним из самым молодых российских чиновников федерального уровня. 

Истоки характера
Испания дала миру много выдающихся личностей. Достаточно вспомнить вклад в мировую историю таких персон как Христофор Колумб, Симон Боливар, Кортес, в живописи: Веласкеса, Эль Греко, Пикассо, в литературе – Сервантеса, Гарсию Лорку, Кортасара. Есть среди испанцев и литературные герои, которые органично вошли в жизнь десятков миллионов людей с самого их детства. И ведь, по большому счету, нет никакой разницы: имеем ли мы дело с поступками литературных героев или людей, в действительности живших на земле – их выдающиеся поступки, высказывания, подвиги стали частью нашей истории, т.е. частью нас самих. Но если в ХVIII веке это мог быть экзистенциальный, благородный и рассеянный Дон Кихот Ламанческий, который боролся в ветряными мельницами потому, что не видел перед собой настоящего врага в человеческом облике, то в XIX это уже была Кармен, для которой смыслом жизни была земная любовь.
Но времена меняются, жестокий капитализм ХХ века потребовал другого героя - с одной стороны более близкого по времени, а с другой – реалиста, способного наносить сокрушающие удары настоящим злодеям, да еще и давать читателю и зрителю возможность упиваться ощущением благородной мести над негодяями.  Но такой герой не мог родиться в Америке с ее всепоглощающей страстью к наживе, жестокой и циничной мафией, федеральными властями, которые разъедала коррозия коррупции, и население, которое было поглощено простым стремление выжить. Для героя нужны были другие, иноземные корни, и они нашлись в Испании. Можно смело сказать, что это самый популярный литературный герой всех времен и народов: об этом неоспоримо свидетельствуют миллиардные тиражи книг, комиксов, мультиков и полнометражных фильмов со звездами в главных ролях. С фантастическим успехом его подвигов в мире не могут сравниться деяния Робин Гуда, японских самураев, китайских ниндзя. И даже такие, казалось бы очень сверхпопулярные персонажи как Супермен и Бэтмен находятся всего лишь в тени его могучей фигуры. Почему? На мой взгляд, ответ очень прост: в жилах этого героя течет испанская кровь.
Для настоящего испанца нет ничего важнее, чем, идя по жизни, следовать принципу "El honor" т.е. всегда и везде, при любых обстоятельствах поступать так, как того требует ЧЕСТЬ. Воля и рассудок настоящего испанца подчиняются одному стремлению – жить по чести. Страстная гордость души заставляет их порой пренебрегать практической пользой, принципами права и доводами разума.
На испанском характере сильно отразились и волны завоеваний, которыми неоднократно покрывалась ярко-желтая земля Испании. Были времена, когда испанские христиане жили бок о бок с иностранными поселенцами, обмениваясь с ними идеями и опытом, что привело к возникновению обогащению культурного наследства. Однако гораздо чаше вторжение чужой культуры заставляло испанцев ощущать себя гордыми и независимыми защитниками собственных привычек и верований. Испанец с недоверием относится к чужакам, пока они не станут его друзьями. Он замыкается в пределах своей этнической группы или религиозной общины, в своей деревне или в своей семье. Ему этого вполне достаточно для полноценной жизни. Но в исключительных ситуациях он расширяет круг союзников, но  только для того чтобы одолеть врага, силы которого превосходят его собственные. Одним из результатов длительной идеологической изоляции стал высокомерный испанский индивидуализм.
«Индивидуалисимо», лежащее в основе испанского характера, не позволяет ему поступаться однажды еще при становлении характера усвоенными принципами. Страстное желание к реализации индивидуальной цели сильнее всего. При этом испанская страсть - не эгоистична, не тождественна желанию получать удовольствие. Она выражает, скорее, индивидуальный моральный императив, который совершенно четко указывает, что именно человек должен делать в каждом конкретном случае. Это моральная интуиция, которая свободно и естественно собирает все силы души в один порыв.
Благодаря тому же самому «индивидуалисимо» испанцы гордятся тем, что может кому-то показаться их национальными недостатками. Например, наследственное презрение к работе, которое несведущий в национальном характере ошибочно примет за лень. В действительности же за этой кажущейся ленью скрывается страстное свободолюбие, выражающееся в нежелании с видимым старанием добиваться цели, в которую не очень веришь или не веришь вовсе. Некоторые доморощенные исследователи полагают, что испанец превыше всего ставит собственное удовольствие и, якобы, все остальное, что такового не приносит, для испанца не существует. Это действительно так, но с существенной оговоркой: истинный испанец ассоциирует свое удовлетворение с приносимой другим пользой. Он может с наслаждением броситься безоружным на разъяренного быка, чтобы выручить товарища по корриде, спасти ребенка из-под колес мчащегося автобуса, потому что это придаст ему в собственных глазах большей значимости. Думаю, что не будет преувеличением сказать, что борясь на своей родной земле с фашистским режимом Франко, а затем, освобождая от нацизма Европу, испанцы получали неизъяснимое удовольствие, рискуя жизнью во имя Свободы.
Энергия так и хлещет у испанца через край, и всю ее он употребляет на то, чтобы найти новое применение своими силам и способностям. Он не будет мирно сидеть за стаканом вина в придорожной харчевне, если автобус заехал колесом в канаву, нет, он вскочит и будет помогать: советовать, размахивать руками, ругаться, но не успокоится, пока проблема так или иначе не разрешится. Противники испанского менталитета полагают, что испанцы непредсказуемы, они возмущаются такому совету: «Если будете в Испании ведите себя, как испанец», потому что считают, что испанцы и сами не знают, как они себя поведут в следующую минуту. Но в этом-то и есть главная изюминка испанского характера: испанец ведется себя в соответствии с обстановкой, а она может измениться через мгновение. «Не мы такие, мир – такой!» - могли бы сказать и испанцы. Они редко подвержены угрызениям совести, потому что по ней и живут; нетерпимы к критике, потому что не любят пустых слов: если умеешь, не критикуй, а  сделай сам!
В философских трактатах испанского мыслителя Мигеля де Унамуно звучат мотивы страстного поиска нового понимания Всевышнего и руководимых им процессов. В исторической реальности Унамуно фиксирует два слоя. К внешней истории он относит все преходящее: войны, конкуренция, политическая борьба - то, что разъединяет людей в их обыденном бытии и объединяет по внешним признакам - национальной, религиозной и государственной принадлежности. Второй слой - подлинное, экзистенциальное бытие, нечто глубинное и устойчивое, включающее в себя, в первую очередь, мироощущение личности. Именно этот второй слой и является одним из ключей для проникновения в душу испанского характера.
Испанцы чувствуют себя в центре жизни. Их главная забота - сохранить достоинство, чего бы это ни стоило. Ни природная обстановка, ни законы общества не остановят испанца, если речь идет о чести, свободе и спасении души. Испанцы, чтобы им не докучали посторонние и неинтересные им люди, могут придать себе вид равнодушных, нечестолюбивых, и невпечатлительных. На любой вопрос личного характера они лишь пожмут плечами, поскольку с их точки зрения на него нет смысла отвечать: кому нужно и так все узнают. Немногословие – отличительная черта истинных испанцев конквистадоров и их потомков, заселивших Южную Америку.
Нечего и говорить, что истоки нынешнего сначала кинематографического, а потом и бытового культа латиноамериканского «мачо» находятся на земле Испании. Именно здесь сформировалось и выкристаллизовалось открытое проявление мужского начала во всем: от поведения гордых мужчин, наследников испанских идальго на людях до главенства мужчины в семейной, общественной и политической жизни, когда комплекс «отца-хозяина», подразумевающий высокую ответственность,  является дальнейшим развитием имиджа «крутого мачо».   
И еще один важный фактор – время, как мерило вселенских процессов. Оно, само собой разумеется, не имеет для испанцев абсолютно никакого значения. Они и воспринимаю его иначе, чем  другие европейцы, а тем более американцы. Этому, наверное, способствует сам воздух Испании, ее беззвездное ночное небо, черные элементы в одеждах женщин, золоченная выжженная солнцем почва, налитые и светящиеся изнутри крупные виноградины, жгучий красный перец повсюду, запах навоза на сельских дорогах (как тысячу лет назад), скрипящие колеса телег, перевозящих бочки с вином. Если еще подлетая к Испании, я, например, то и дело, поглядываю на часы и просто физически чувствую, как время летит мимо и свистит в моих ушах, то оказавшись на испанской земле, вдруг осознаю, что времени больше нет, оно остановилось, спешить больше не нужно и даже опасно. Ничего нельзя торопить, подгонять (это может накликать беду!), пусть все идет своим чередом.  Так и истинный испанец отвергает время,  ибо оно покушается на его свободу, а покушение на свободу означает покушение на удовольствие или возможность подвига.

Рождение героя      
Согласно имеющимся на настоящий момент данным мальчик по имени Диего де ла Вега появился на свет от любовно союза доблестного  испанского  идальго и пленной индейской принцессы-воительницы. Он родился в Испании. Получив первый шлепок от старухи-акушерки, он глубоко вдохнул влажный и свежий средиземноморский воздух и огласил мир душераздирающим криком. И это был первый и последний крик нашего героя, потому затем он больше молчал, а, если и говорил, то только тихо и проникновенно. В 15 лет Диего отправляют в Барселону учиться фехтованию, где он в совершенстве постигает это смертельное искусство, потому что отдается ему целиком. Его жизнь полностью занята фехтованием, чтением и беседами с духовным наставником. Он избегает сверстников, а тем более сверстниц. И для этого есть серьезная причина: он боится насмешек. 
- Мне с детства мешали эти ужасные оттопыренные уши! Я так мучился! Но отец говорил мне, что настоящий мужчина должен страдать всю жизнь, а иначе не стоит и рождаться на свет, - смуглый подросток с красивым греческим носом с надеждой посмотрел на святого отца. Солнечные лучи, пробивавшиеся через цветные витражи храмного потолка, насквозь пронзали огромные ушные раковины юноши и, потеряв ускорение, мягко ложились на мраморные изразцы пола.
- Нет, Диего, - священник положил на плечо мальчика свою сильную морщинистую руку, - Это Дева Мария выделила тебя среди остальных людей: таких отвратительных ушей, я думаю,  нет ни у кого в мире, а это значит, что тебе надо искать свое предназначение. Я уверен: у тебя большое будущее!
Такой или примерно такой диалог состоялся между юным Диего де ла Вега и его духовным отцом. Именно с этого разговора и началось становление героя всех времен и народов, непобедимого борца за справедливость по имени Zorro.  Его испанская кровь толкала его борьбу с засильем французов в Испании, затем забросила в Америку, а потом покорила и весь мир. Она оказалась намного сильнее того жидкого раствора, который течет в жилах жителей Северной Америки. И даже самая лютая жестокость американских злодеев  была бессильна по сравнению с беспредельностью отваги, благородства и бескорыстия Zorro. Но именно он связал Америку и Испанию, стал олицетворением латиноамериканской культуры.
А что касается больших оттопыренных ушей, то их прекрасно скрывала черная маска, с которой герой расставался только в кругу самых близких людей. Вот тут-то и необходимо сделать одно весьма важное добавление, которое, возможно, прольет больше света на уникальную фигуру Зорро. Ведь он – один, а испанцев в мире много, и юноша Диего вполне мог бы стать обычным человеком. Но не стал. Потому что ему помешали это сделать огромные некрасивые уши, именно они толкнули потомка страстных идальго на анонимные подвиги, покорявшие людские сердца. Уши, отталкивающие, отвратительные уши стали тем двигателем, который заставил их обладателя добраться до высочайшей вершины в мире -  стать мечтой всех женщин.
И еще пара маленьких, но важных штрихов. Лисица, а именно так переводится с испанского имя Zorro - тотемный зверь, символизирующий отвагу, преданность и бескорыстие.  А главный жизненный принцип этого борца за справедливость сформулирован так: «"Зорро не должен брать верх над живым человеком», ведь для этого достаточно найти своего врага после захода  солнца и начертать кончиком шпаги на лице негодяя фирменный знак Z.


Рецензии