***

Шамиль Нугаев
КАНСАЙ – ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА
Слово «Кансай» означает по-японски «на запад от Осаки», но это название, которым сейчас принадлежит исключительно аэропорту, появилось за две тысячи лет до его строительства.
Первые ощущения при подлете к Осаке напрямую зависят от погоды. В пасмурную - возникает полная иллюзия посадки самолета прямо на воду. В ясный солнечный день, насладившись необычайно сочной зеленью островов на голубой глади Тихого океана, можно с изумлением увидеть внизу огромную черепаху, которая, кажется, всплыла над океаном, чтобы поглядеть на проходящие мимо суда, яхты и катера. Потом самолет делает вираж и приземляется в океанском заливе на небольшом острове общей площадью пять  квадратных километров, на котором и стоит трехэтажное здание аэропорта, по форме удивительно похожее на эту морскую рептилию. Кансай - единственный в мире аэропорт, построенный на воде. Его в 1994 году спроектировал Ренцо Пьяно – автор знаменитого центра Помпиду в Париже.
История создания этого уникального воздушного порта такова. Озабоченные необходимостью построить аэропорт вблизи одного из крупнейших японских городов – Осаки, власти объявили международный конкурс на лучший проект, в котором участвовал и Р.Пьяно. Оказывая именитому иностранцу почести, японцы устроили для него круиз по прибрежной акватории, чтобы он лучше мог охватить в своем воображении весь комплекс островов и предложить проект, который не диссонировал бы с древней архитектурой: Осака густонаселенный город с тысячами буддистских и синтоистских храмов. Каково же было изумление японцев, когда Р.Пьяно на вопрос: «Где бы вы построили аэропорт?», показал за борт яхты и сказал: «Здесь!».  Идея оказалась сногсшибательной, особенно учитывая вечный дефицит в Японии сухопутных территорий. Японцы поверили в талант мэтра и не ошиблись. Остров строился пять лет. Сначала на морское дно бухты Осака на 20-метровой глубине насыпали песок и землю. Затем поверх насыпали гравий, который согласно расчетам должен был постепенно выдавить воду из морского дна, спрессовать его и создать достаточно  прочное основание. Разгружая в заливе очередную баржу с гравием, японцы, чтобы попасть в нужное место, использовали компьютеры и космические спутники.  Поверх гравия укладывались в несколько слоев прочнейшие блоки, спрессованные из бытового мусора. Чтобы конструкция не расползлась по океанскому дну, по периметру прямоугольного острова была затоплена огромная рама из особой прочности нержавеющего сплава.
Строительство аэропорта началось еще до завершения работ по созданию острова. Было решено строить здание длиной около 1800 метров, чтобы обеспечить свободу перемещения пассажиров. Центральную часть составило четырёхэтажное здание с огромной выгнутой крышей в виде крыла самолёта, большая же часть аэропорта состоит из трех этажей. Компьютеры постоянно контролируют 900 несущих колонн, высота которых постоянно слегка изменяется: остров потихоньку опускается и, согласно расчетам,  будет опускаться ещё несколько лет.  Чтобы создать идеальную крышу терминала группа инженеров тщательно исследовала воздушные потоки, применяя принципы обтекаемости корпуса гоночных автомобилей. В разрезе крыша представляет из себя серию арок с различными радиусами. Такая форма направляет воздушные потоки вдоль всего здания аэропорта, до минимума сводит сопротивление свода кровли силе ветра, а попутно решается еще одна важная задача: отпадает необходимость в вентиляционных трубах. Кроме этого, устройства, меняющие направление воздушных потоков (различные выступы, плавные изгибы, отражательные листы), устремляют воздух вдоль потолка и отражают свет, падающий сверху. Количество оригинальных инженерных находок поразило даже японцев. Когда конструкция была закончена, японцы, которые принимали проект, задали Пьяно резонный вопрос: а куда делись деньги, выделенные на проектирование и создание вентиляционных труб?  В ответ Р. Пьяно провел их по терминалу, надолго останавливаясь у каждого выступа и отражательного листа, подробно объяснял их конструкции, используя при этом крайне профессиональный сленг и специфические термины. Японцы так ничего и не поняли, но к вопросу о деньгах больше не возвращались: экономия средств при строительстве и без этого составила весьма внушительную сумму. Да и как можно требовать строгий финансовый отчет от гения, который на глазах у всех создал восьмое чудо света?!
Но на этом преимущества Кансайского чуда не заканчиваются. Инженеры под руководством Пьяно заложили в конструкции здания специальные антисейсмические параметры, и как оказалось, не зря: перед сдачей аэропорта в эксплуатацию неподалеку произошло землетрясение силой больше 7 баллов, которое  никак не повлияло на прочность кансайского чуда света, даже ни одно стекло не разбилось.
 Есть и еще один существенный момент. Трудолюбивые японцы любят ночью хорошо выспаться, поэтому другие аэропорты, расположенные вблизи крупных городов, планируют полеты так, чтобы не беспокоить сон жителей страны Восходящего солнца. А Кансайский аэропорт, благодаря относительной удаленность от Осаки, первым в Японии стал принимать и отправлять самолеты круглосуточно.   
Этот образец архитектуры в стиле глобализма еще и изнутри поражает ультрасовременным дизайном: горизонтальные и наклонные эскалаторы, поезда на магнитной подушке, говорящие торговые автоматы. Но неугомонные японцы не хотят останавливаться и с октября прошлого года в международном аэропорту Кансай приступили к четырёхлетнему испытанию роботов для помощи пассажирам. Всего будут опробованы способности 20 различных типов роботехники. В частности, в аэропорте появятся электронные механизмы, которые будут помогать иностранцам и людям, не знакомым с аэропортом, а также просто пожилым людям, проходить процедуры перед посадкой на лайнер. Так один тип робота будет читать вслух билет пассажира и провожать его к нужной стойке регистрации, следуя впереди. Другая модель, к примеру, будет выступать в роли носильщика. Он сможет самостоятельно отвозить чемоданы от автостоянки и до пункта сдачи багажа. Промышленные компании, участвующие в эксперименте, собираются подтвердить безопасность роботов и отладить их работу благодаря тестам "вживую". Инженеры намерены добиться, чтобы роботы перемещались не сталкиваясь  ни с людьми, ни друг с другом даже в часы пик. В ежедневную практическую эксплуатацию вся система должна войти в 2009 году. Кстати, в японских аэропортах уже несколько лет, как появились электронные гиды и переводчики.
Аэропорт Кансай, которого десять лет назад не было и в помине, оказался настолько удачным предприятием, как в инженерном, так и в коммерческом смысле, что, несмотря на свои огромные размеры (взлетная полоса длиной 3500 метров), сейчас уже не может принять всех желающих. В связи с эти начались работы по воздвижению второй очереди аэропорта. Рядом с имеющимся искусственным островом, было решено насыпать еще один, чтобы разместить на нем 2 дополнительные взлетные полосы. Контур второго острова уже заметен на морской поверхности. Установлена временная перемычка, для защиты залива от загрязнения во время работ. Строительство должно быть завершено в 2007 году. Когда аэропорт только планировался, речи о второй очереди даже не заводилось, так как Р. Пьяно гарантировал безусловную рентабельность первой (и не ошибся). Но с учетом сложившихся реалий вполне возможно, что вскоре встанет вопрос о третьей, а там, глядишь, и четвертой очереди. А в будущем, возможно, в Тихом океане появится новый, искусственный континент под названием Кансай…
  Аэропорт соединён с сушей многокилометровым двухэтажным мостом, по которому нескончаемым потоком движется авто - и железнодорожный транспорт. Оказавшись на материке (понятие условное) мы садимся в бесшумную напоминающую по абрису фюзеляж самолета-истребителя и совершенно бесшумную электричку: японцы давно уже не строят стыковые рельсы. Поражает пунктуальность японцев. Электрички, движущиеся со скоростью 200 км/ч прибывают на станцию секунда в секунду и останавливаются у перрона с точностью до сантиметра. Впервые попав в метро или на железнодорожную станцию, удивляешься небольшим очередям японцев, равномерно выстроенным поперек перрона. Понимание  приходит через мгновение, когда вагоны останавливаются точно по разметке на асфальте с надписями номеров их дверей.
Через полчаса стремительной езды попадаем в Осаку.
В центре него огромный бизнес-центр, состоящий из множества офисных зданий, выставочных и торговых павильонов, гостиниц, конференц-залов, над которыми взметнулось вверх 56-этажное здание многоцелевого торгового комплекса. В число достопримечательностей Осаки входят крытый стадион на 55 тысяч зрителей, крупнейший в мире океанариум, поражающий своими размерами парк развлечений, ежегодно принимающий по 8 миллионов посетителей и составляющий серьезную конкуренцию токийскому Диснейленду. В Осаке есть японский филиал Голливуда, но не киносъемочный центр, а парк развлечений, основанный на декорациях и прочих хитростях, разработанных в свое время великими постановщиками кинокартин  студии «Universal».  Нельзя забывать и о десятках музеев, которые играют немаловажную роль в культурной жизни города.
Вообще Япония – уникальная, ни с чем не сравнимая, загадочная страна. И дело не только в ее богатом древнем наследии. Сама по себе Япония – это огромный музей. При этом старинные храмы здесь органично переплетаются с современной архитектурой, не нарушая общей картины гармонии и созидательного стремления к дальнейшему совершенству.
И немного истории. Осака – самый большой город западной Японии. Он возник много веков тому назад там, где швартовались и разгружались морские суда и речные лодки, недалеко от древних столиц Киото и Нара. Благодаря такому идеальному положению округ Кансай почти на 1500 лет стал важнейшим политическим, коммерческим и культурным центром Японии. Но в 1868 году столицу перенесли в Токио. И Кансай, моментально лишенный мощи, блеска, влияния, стал шаг за шагом отступать на задний план. Широкая японская общественность так и не может понять, почему столица была перенесена в Токио, а политики не спешат это объяснять. Темная история. Но у кансайских патриотов есть надежда возродить былое величие своего края и не последнюю роль должны сыграть авиаперевозки и развитие собственно аэропорта Кансай.
Как утверждают японцы: на земле есть только два творения рук человеческих, которые видны из космоса: Великая Китайская Стена и аэропорт Кансай. Можно поверить… Кансайский аэропорт - действительно чудо рук человеческих, которое по сути предназначения, вложенным средствам и инженерным ухищрениям гораздо круче египетских пирамид, висячих садов Семирамиды и остальных «чудес света». И только историческая близость его создания мешает нам оценить его истинное величие. 


Рецензии