***

Шамиль Нугаев

НИКОЛАЙ РЕРИХ
(в поисках истины)

Как известно случайностей в мире не бывает. Как писал М.Булгаков: «Кирпич просто так никому на голову не упадет». И то, что нам порой кажется случайностью, на самом деле проявление глубоко запрятанной от досужего взора закономерности. Рассмотрим этот постулат на примере биографии великого художника и мыслителя Николая Рериха.  Его детство проходило в отцовском загородном имении, где на стенах висели картины. Перед одной из них ребенок часто останавливался и пытливо вглядывался в очертания высоких гор, пламенеющих в лучах заходящего солнца. Впоследствии выяснилось, что на картине была изображена одна из священных гималайских вершин Канченджунга. Так потянулась ниточка, связывающая жизнь маленького петербуржца с великой Индией. Николай учится живописи под руководством друга семьи — художника Микешина, а потом в Академии художеств, где его учителем стал величайший мастер передачи цветовой гаммы и света Архип Куинджи. Если бы не этот факт Рерих мог бы не состояться как художник, создавший собственный стиль и школу, сутью которых была передача света и цветовых оттенков.
Через четыре года и четыре месяца после рождения Коли в этом же городе, в семье архитектора родилась девочка, которую назвали Еленой. Ее прадедом по матери был великий русский полководец М.И. Кутузов, а дядей - великий русский композитор М.П. Мусоргский. Девочка Ляля, как ласково называли ее родные, росла чуткой и восприимчивой к красоте, испытывала любовь ко всему живому, остро переживала жестокость и несправедливость. Маленькая девочка с замиранием сердца созерцала в Библии любимый облик Иисуса Христа. В семилетнем возрасте она увидела на небе яркую и красочную картину: огромное знамя развернулось на небе и свилось в замысловатую фигуру. В девять лет Ляля побежала в парк к небольшому пруду и увидела на фоне распустившейся яблони высокую фигуру в белом одеянии, и в сознании ее четко запечатлелось, что где-то далеко живет Учитель, который и будет определять ее жизненное предназначение.
Николай Рерих помимо живописи серьезно занимался историей, юриспруденцией и археологией. Именно археология и свела его с мужем Лялиной тети  князем Путятиным, который всерьез занимался этой наукой. К нему-то и по делам археологии и приехал Николай Рерих и три дня провел в его доме. С первой же встречи Николай и Ляля почувствовали огромный интерес друг к другу, и их союз стал залогом совершенного ими подвига во имя человечества. Они нашли много общих интересов в музыке и искусстве. По возвращении в Петербург они продолжали встречаться, вместе посещали выставки, концерты, разговаривали об искусстве, философии. Очень скоро симпатия и взаимное влечение переросли в чувство глубокой любви. Три раза подряд Елена Ивановна видела сон, в котором ее покойный отец ей сказал: “Ляля выходи замуж за Николая”, а в последнем сне еще добавил: “К Вознесению все устроится, все будет хорошо”. Так и случилось. Много лет спустя Елена Ивановна узнала, что являлся ей в облике отца ее духовный Отец — Великий Учитель. Так родилась эта удивительная семья, давшая нам пример редчайшего гармоничного содружества, полноправными членами которого впоследствии стали и их дети. Замечательная одаренность каждого члена этой семьи сочеталась с глубоким взаимопониманием, уважением и любовью друг к другу.
Были и другие «случайности». Через годы после завершения экспедиции Николай Рерих оказался в России и вскоре получил повестку в ЧК. Чем могло это кончиться в те великие и смутные времена для свободного художника, признававшего над собой только власть Высших сил, предположить не трудно. Рерих проигнорировал две повестки, а получив третью, отправился в Большой дом на Литейном проспекте. Когда он подходил к зданию, то из него выскочил человек и закричал, что глава ВЧК Дзержинский скончался от сердечного приступа. Смерть «железного Феликса» спасла жизнь Рериха. Сам же Николай Рерих умер во сне в три часа утра в возрасте 73 лет. В этом же возрасте во сне умерла и его спутница Елена. Незадолго до кончины она, напутствуя своего сына Святослава, уезжавшего в Россию, сказала, что он там проживет только три года. Святослав, проделав на родине огромную работу по восстановлению наследства отца и организации выставки своих работ, скончался в России ровно через три года.
Работая над этой статьей, я перерыл множество источников в надежде найти четко сформулированную мировоззренческую позицию этого великого человека. Так, чтобы она отражалась бы в одном предложении и уместилась хотя бы в один абзац. И не нашел. Нет такого определения, никто не смог его дать. Поэтому целью моей работы стало выяснение для самого себя,  в чем же заключается величие Николая Рериха, постараться понять, почему этот человек занял столь выдающееся место в мировой культуре. В этом отношении я выработал одно небезынтересное, на мой взгляд, суждение. Согласно нему феномен Рериха состоялся только потому, что уникально талантливый уроженец земли русской соприкоснулся с природой и магнетизмом Индии, и именно от этого соприкосновения появилась искра, а потом и жаркий костер, в котором нагревалась добела душа великого художника, а потом охлаждалась в ледяном холоде гималайских вершин, закаливалась и закалилась, поднялась в своем качестве до таких высот, с которых и открылись те истины, которые он пытался донести до человечества.
Рубиконом в жизни Рериха и его верного спутника Ляли стала Центрально-Азиатская экспедиция, которой они посвятили шесть лет. Ты, читатель, способен провести шесть лет в пути без самолетов, отелей, автомобилей, кондиционеров и магазина Duty Free, вместо которых у тебя будут брезентовые палатки, вьючные животные, антисанитария, кусачие насекомые, речная вода и скудная еда, которую удается купить у местных жителей? Думаю, вряд ли. Начав путь из Сибири, Рерихи с сыном Юрием и немногочисленными помощниками пересекли всю Монголию, затем Тибет, Гималайские горы и вышли на территорию Индии. Здесь в Индии и свершилось духовное перевоплощение Рериха. Именно на территории этой древней страны он окончательно осознал свое предназначение и посвятил ему всю свою жизнь.
Как художник Рерих создал в ходе экспедиции множество картин, рисунков и эскизов, определил свою приверженность технике работы с темперой. Как археолог, не покладая рук работал на раскопках, добывая уникальные археологические памятники, которые наталкивали его на самые разные философские обобщения, как писатель оставил написанные прекрасным русским языком путевые заметки, как поэт создал циклы стихотворений. Как историк в ходе экспедиции Рерих задумался о смысле переселения народов. Находя подтверждения тому, что еще в I тысячелетии до нашей эры из одного географического региона в другой перекатывались неисчислимые массы людей (например, из Тибета через Алтай кочевники шли в современную Евразию), он задал себе: какая сила двигала этими переселяющимися толпами? Советская история объясняла это примитивно просто: люди пасли скот на пастбищах, пастбища истощились, нужно было двигаться куда-нибудь дальше в поисках новых пастбищ. Рерих понимал, что объяснять глобальные процессы переселения целых цивилизаций банальными причинами бесполезно, нужно искать ответы в философии  энергетического мировоззрения.  Позднее на часть поставленных Рерихом вопросов Лев Гумилев ответил своей «теорией пассионарности», основы которой были и были, как мне представляется, заложены в философии Рериха.
Много ясно выраженных бесспорных истин, являющихся частью философии великого Рериха, можно почерпнуть из писем его супруги и последовательницы Елены Рерих. Нет разногласия между Учениями Христа, Будды, Мухаммеда (Магомета) и других Учителей, поскольку их Учения исходят из Единого Источника. Разногласия возникли позднее между людьми и священнослужителями, неверно понявшими и исказившими эти Учения, и не понимающими, что многие из этих Пророков были разными земными воплощениями одного и того же Великого Учителя. Поэтому все религиозные споры о том, чья религия лучше и вернее, — бессмысленны и опасны для всего человечества. Более того, эти споры являются орудием в руках лишенных чести людей для достижениями ими своих сугубо корыстных целей. Они сеют религиозную рознь, в то время, как все Учителя и Пророки призывали всех людей к Любви и Братству. Только совершенствуя качества своего духа и свои творческие способности, и изживая свои плохие черты характера, человек постепенно продвигается к божественному идеалу красоты и совершенства.
О русской душе и русском характере написано много. Но вот что такое сущность индийского характера, что дает на земле этой великой страны такую богатую почву для взращивания великих талантов? Мы ответим на этот вопрос неординарно. Для начала придется кое-что вспомнить. Во-первых, Индия стала родиной буддизма, который лишь впоследствии был вытеснен с ее территории системой кастового разделения людей. В этом отношении на интересную, но весьма важную деталь обратил внимание известный индолог, бывший посол России в Индии, (а ныне посол России в Швеции) Александр Кадакин. Оказывается в православии есть почитаемый 14 ноября святой по имени "индийский царевич Иоасаф". Он согласно источникам был индийцем, а его житие в "Повести о Варлааме и Иоа-сафе" полностью соответствует жизнеописанию Будды. Таким образом, можно говорить о том, что христианство канонизировало буддистского святого. Добавим сюда имеющиеся данные о том, что Иисус Христос (из жизнеописания, данного в Евангелиях, известно только о его рождении и деяниях после достижения им 33-летнего возраста) много лет провел в Индии, изучая религию и беседуя с местными философами и мудрецами, интуитивно нащупывая и осознавая свою связь с Богом. Если проследить связь мировых религий, то выявляется весьма интересная цепочка. Самая молодая мировая религия - ислам  - признает в своих канонах пророка Ису (Иисуса Христа); христианское православие признает святого Иоасафа (Будду), который в свою очередь родился в Индии, которая является одновременно и родиной самой древней религии – индуизма. Вот и получается, что «все дороги ведут в Индию». Именно здесь истоки всех мировых религий и отсюда рождались основы всех философских знаний – во всяком случае, в  этом убеждено множество современных исследователей.
Здесь и нашел вое предназначение Николай Рерих. Этот незаурядный человек, родившийся в Великой России и ставший национальным героем Великой Индии, а затем и Человеком Мира, написавший более семи тысяч художественных полотен, впервые открывших миру неописуемые красоты Гималаев, всю свою полную кропотливой работы и тяжелых испытаний жизнь провел в поисках истинного назначения Человека, смысла его пребывания в бренном мире. "Жить во благо других, быть творцом красоты стремиться к единению народов мира через культуру" – такова в самок кратком изложении философия этого гениального художника и выдающегося мыслителя XX века. Выдающийся русский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, философ-мистик, один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда, открывший  Индию для России, внесший огромный вклад в мировую культуру и ставший символом духовности для многих своих последователей, - все это вместе Николай Константинович Рерих. «Рерих – это наше все!» - так и сейчас говорят тысячи россиян, которые ежегодно съезжаются в имение Рерихов, расположенное у подножия Гималаев. И все-таки большинство людей о нем почти ничего не знает. Да еще к этому добавляется масса общих расхожих определений. В течение всей его творческой жизни и после смерти Николая Рериха объявляли духовным вождем всего человечества, руководителем мирового масонства, реинкарнацией Будды или одного из индуистских божеств, а также антихристом, тайным главой Коминтерна и советским идейным шпионом. Сам же Рерих сравнивал себя с одиноким медведем. И это очень символично – медведь сильное и независимое животное, хозяин леса, где нет ему равных по отваге и мудрости, а потому он чувствует себя одиноким и в одиночестве вершит свои великие деяния.


Рецензии