Репетиция оркестра

* * *
На сегодняшнюю лекцию зал заполнен больше.. попросили разрешения присутствовать и студенты с других факультетов и специальностей…
Не жалко.. мне они не мешают..
Сегодня продолжение об итальянском кинематографе.

Рассаживаются в университетском кинозале…слух о том,что в кинозале читает профессор по информационному дизайну "Режиссура мирового кинематографа" постепенно разошлась по университету…

Краткое предистория о режиссёре, эпохе,тенденциях кино того периода. Знаковость и философии Феллини. Немного и о Нино Рота- любимом композиторе Феллини,который подобрал и создал музыку почти ко всем его фильмам.
И фильм…начало…" Репетиция оркестра".
………………………………………..


«Какой костёл!!
Какой звук.!
Сколько он видел … какие люди сюда приходили ..слушать музыку.. какие красивые женщины!!»
Это он.
Одинокий сторож .
Расставляет  пюпитры  для музыкантов…Его жизнь прошла в этой работе…беречь костёл…его храм музыки.
Он горд…что причастен ко всему этому.

Расставлены пюпитры, на них ноты..… сквозняк опрокидывает с пюпитров некоторые из них.
Сторож ходит…поднимает…разговаривает , с нотами , как с детьми..
Это его жизнь…
Уже много лет… всю жизнь… год до пенсии…

Постепенно пустой костёл наполняется оркестрантами.. они ещё в той жизни,за его стенами.. разговоры .. дети, зарплата, расстановка стульев, подкусы друг друга.
Они знают ,что сегодня их будут снимать.. документальная киногруппа.
Они самодовольны… горды.. каждый хочет показать себя с лучшей стороны..
 По-своему даже принарядились..важны от своей значимости..
они - МУЗЫКАНТЫ ,  КОТОРЫМИ  ЗАИНТЕРЕСОВАЛОСЬ  КИНО.
Они ,музыканты, важны и вальяжны и… степенны.

К каждому обращается ведущий../ это мы/.. и, глядя в камеру, каждый из оркестрантов  отвечает ,..глядя прямо с экрана … в глаза…нам.. мы - кинозрители, каждый из нас тот, к кому он, из оркестра , обращается.

Один вопрос:» Что вы можете сказать о своём инструменте?»

 И желание каждого выделиться.. показать свою значимость…
Им , оркестрантам живётся трудно, но к ним обратились, точнее на них обратили внимание…каждому хочется показать себя с лучшей стороны…выглядеть значительней и романтичней.

Фортепьяно… очаровательная актриса… прекрасная и породистая… как красивое животное....невольно обращаешь внимание…но..

« Я готовилась… Воот текст… Это он продиктовал…,- показывает головой на одного из оркестра, камера в ту сторону не оборачивается… не отводит взгляда от очень красивой женщины, которая продолжает,….-
- Фортепьяно словно король на троне… Оно само неподвижно, но ты должен подойти к нему , поклониться , подвинуть табурет,….Оно ,как сказочное чудовище…Вызывает робость…. Комната , где оно стоит , принадлежит только ему ..Это инструмент для королей…»…
Пианистка довольна… Её сняли.. Она выглядела  очень хорошо… и умно…но

Продолжает она…
«  я не люблю один инструмент.. люблю много и разных… как и людей…И знать их, знать как можно больше»..

Интервью продолжается..
Флейтистка.
« Флейта- это инструмент человеческого голоса… она укрощает даже диких зверей… Аполлон ею  пробуждал мертвецов…это инструмент солнечный и лунный..»
Флейтистка счастлива ,что обратились к ней…

Инструменты настраиваются … музыкальное многоголосье .. толпы… проверка губ, работы клавиш.. тональности  … всё вместе.. разговоры и всплески звуков …пред концертная суета пред началом исполнения….появляется дирижёр.

Перебирает ноты.. что-то поправляет… на пюпитре… всматривается в них..
Интервью продолжается..
« Тромбон – уникальный инструмент… он мягкое предупреждение… и в то же время комичный… Все цирковые трюки исполняются под тромбон»….,- это тромбонист,- «На картинах эпохи возрождения все ангелы играют на тромбонах»…,- добавляет флейтистка.

« Да фортепьяно последнее трепло… а все эти скрипочки, виолончели… жеманятся и кривляются»,- вмешиваются ударник.,- « Ударники –основа всего! Они задают ритм оркестру… Ударники самые весёлые.. когда в оркестре появляются молодые ,то все хотят быть ударниками..»- ударник рад .что утёр нос всем…этим.

Крыса бежит вдоль стены… ловят…убивают…

« Скрипки и виолончели основа оркестра… не может быть никакого симфонического оркестра без скрипок и виолончелей!….»-возражает первая скрипка..

« Что за инструмент ?Кларнет? Это голос… он вывел меня из маленькой деревушке в Паданской долине… и показал свет… он провёл меня по всему миру…Когда его услышал Великий Тосканини ,то он сказал: « Юноша, я слышу впервые настоящий кларнет!!»,- « Чего сказал ?»,- кто-то кричит из других рядов оркестр…
- Тосканини?!
- А чего сказал?
- Юноша, я впервые слышу настоящий кларнет!
- А кто это сказал ?
- Тосканини сказал ,юноша .. я впервые слышу настоящий кларнет..
- А что сказал?
- юноша....
Над кларнетистом издеваются.
Он этого не замечают.

А дальше репетиция..
Плохо… плохо… плохо… дирижёр злиться… пытается заставить оркестр думать и жить в музыке..
Но их путами держит другая жизнь… более важная…личная... там за стенами… репетиционного зала..
Они недовольны..
Они возмущены…  дирижёром… они  начинают бунтовать…
Он вечно недоволен!
А дирижёр требует и требует повторения, почти каждому говоря и указывая на ошибки..
Да сколько ж можно!!!!
Кричат..
-Вам палочку вашу нужно дерьмом обмазать и дать облизать!! Сколько можно ..
По профсоюзному контракту вы не смеете заставлять повторять нас более двух раз…!
 
Оркестр неуправляем.
Его начинает раскачивать внутренне кипящее недовольство… Они пришли сюда, чтобы отыграть ,получить по тарифу свои деньги и всё!
Какое искусство?!
Деньги!
Деньги !
Деньги!

Какие-то глухие удары… осыпается штукатурка…Пока никто не понимает ,что такое..
То ли канонада… удары грома…

Бунт нарастает… нервозность… кто-то ударил кого-то по щеке ..ответ…. этот что-то сказал.. в ответ удар… драка ,как символ ненависти друг к другу…к жизни…к бедности… к тупику ,за всю прожитую жизнь… безысходность.. ненависть ,выплеснутая на соседей по оркестру…
Снова удары друг друга .. ещё…ещё… сильнее.. с каждым ударом… всеобщее буйство… сорвавшаяся с цепи свора… без малейшего желания быть похожими на людей… только ненависть друг к другу…всеобщее озлобление…

Спокойна только арфистка. Клара. Её снимают..смотрит на нас.. в объектив.
У неё свой мир...мир одиночества,с которым смирилась, и в котором  где-то стало уютно...

« …Арфа – моя золотая клетка… Я в детстве увидела её во сне… Я не могла бы заснуть в самом прекрасном доме, если бы там не было  арфы… Я всегда одна… у меня никогда не было мужчины… только арфа… ей я рассказываю всё»»…
Она вне драки..
Вне бушующей и орущей толпы..
Вне этой жизни…
Она чужеродна…
Даже не замечает происходящее.

Скрипачка-вторая скрипка ползёт вдоль стены, только что напившись из парфюмерного флакона виски… тихая алкоголичка..по следу ранее убитой крысы…

Прекрасная пианистка не замечая драки отдается, кажется ударнику.. тот судорожно заканчивает, дёргается.. она спокойно дожёвывает лёжа под ним ,бутерброд с сыром… секс для неё обычен… почти работа…вспоминается  её..:  « Я люблю много людей» .. она последовательна в своём мироощущении.

Удары всё громче… трещины по стенам… сводам… сыплется штукатурка.. и снова крики… « Метроном весело качается , музыканты теперь самоуправляются!» снова злость ,как доминанта поведения, ненависть ,как норма существования, желание разрушения…как смысл жизни.
«Оркестр к террору- смерть дирижёру!»… с повторами…
Удары всё громче…
водопад кирпичей…
зияет пролом…
пролом стены…
в репетиционный зал влетает гигантский строительный шар для разрушения зданий.

Гигантский… он массой гипертрофированно уродлив…
медленно покачивается… на тонкой  металлической  струне… все застывают…
С визгливым скрипом струны..
свод костёла и стена обрушена…

Дамоклов меч над хрупким миром музыки.

Убита кирпичами Клара.. арфистка… арфа наполовину засыпана кирпичом.. тонущий в обломках корабль.. жизнь Клары… Образ.

На лицах оркестрантов растерянность,  непонимание .. вопрос « А как же дальше?.... Что? В глазах отчаяние …и страх..»

Только дирижёр спокоен.
Он капитан этого  судна, имя которому оркестр… он должен оправдать надежду на него только что бушующей и бешеной команды… которая стоит и смотрит на него ,как на старшего, единственно возможного к принятию осмысленного решения….
И он говорит:

« Вы здесь!
   Я здесь!
   У нас нет ничего , кроме музыки.
   Ноты наши оружие!
   Музыка спасёт нас!
   Мы здесь, чтобы попробовать ещё раз.
   Отбросьте страх.
   РЕПЕТИЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ»

И они начинают играть… засыпанные штукатуркой.. в изорванной после драке одежде…
Их музыка гимн к спасению.. к выходу из их страха… к выходу, с поводырём ,которым может быть  для них только музыка…из путаницы своих ощущений... и жизни.

И музыка , Нино Рота звучит сильнее и уверенней.. радостней… прекрасней… и снова…крик  Дирижёра…:
« Волторны!Где ваши губы… ?...Вы свистите, как на футболе!....Скрипка!.. Ваши руки уродливы!.... Они не чувствуют смычка!...Ваши…………!»
 - слова дирижёра , его крик всё сильней , сильней… потом появляются нотки немецкого, потом  слова немецкого,   потом речь фюрера…резкая,  лающая..

Дирижёр….снова стал  диктатором … и вождём..
Он вывел растерянную толпу своих подданных из тупика.


……………………………………………………………………….
Фильм закончился в тишине..

И МЕДЛЕННО гаснет экран.
Под затихающую музыку.
В кинозале всключается общий свет.
И……..вдруг   зал взрывается аплодисментами.

Студенты
3го, 4го, 5го курсов..
мальчишки и девчонки 20 -22х лет, аплодируют….
Стоя.

Их овация - знак  благодарности.. мастеру -Фредерико Феллини.
И Искусству.
Прекрасному и Великому.


От признательности к ним  за это... у меня спазмой перехватывает горло.

 













 





 
 


Рецензии
Да. Это Феллини - многомерный, многомИрный.
Какие реплики!
Спасибо Вам, Владим.

Ирина Купцова   23.10.2010 02:08     Заявить о нарушении
да это студенты мои обалдевают..)))
Ведь ничего обормоты не знают... и это не их вина. Они родились в момент предателства страны.

Владим Филипп   19.10.2010 00:54   Заявить о нарушении
Несчастные ребята. Но им очень повезло с учителем.

Ирина Купцова   23.10.2010 02:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.