Пока они собирали раритеты, сами стали редкостью
Вот уж чего не ожидал, так это обнаружить в своём многоквартирном доме филателистку… Молодая мама, провожающая каждое утро в садик двух очаровательных малышей, собирает почтовые марки! В последнее время это хобби выглядит в глазах общественности неким рудиментом, доставшимся нам с советских времён, признаком затворничества личности по отношению к окружающим.
Обнаружить живого филателиста удалось совершенно случайно — указанный в газетном объявлении телефонный номер был настолько близок к моему домашнему, что это мог быть только кто-то из соседей.
— Деньги нужны срочно, — призналась Екатерина, выкладывая на стол более десятка альбомов.
Пролистав коллекцию, я понял, что не смог бы купить её, даже если бы очень захотел. Слишком всего много и слишком в сумме дорого: советские, российские, китайские, корейские, немецкие, румынские, югославские марки, блоки, квартблоки, тет-беши, сцепки с гашениями и без — голова кругом, а порознь продавать их хозяйка отказалась. На прощание пожелал Екатерине удачи и посоветовал подумать: такие хорошие марки — это же достояние, фамильная ценность! А дети подрастают, может, увлекутся.
Марка — это же не просто напечатанная на бумаге с перфорацией картинка, над ней художники работали, часто на конкурсной основе. Каждая из них тщательно подобрана по теме, посвящена какому-то значимому событию, которое определили на государственном уровне. Вообще, марка — это визитная карточка страны, как сказал Луначарский. А я бы добавил, что это средоточие изобразительного искусства, истории, эстетики, дизайна, политики, общественных приоритетов, финансов, технического прогресса в области полиграфии и много чего ещё на крохотном миллиграммовом кусочке бумаги.
— Я бы ни за что не решилась расстаться с коллекцией, просто надо выплачивать займ кооперативу, — повторила Екатерина. На том мы и расстались.
Марка, выходит, плохая палочка-выручалочка, если человек попал в трудную финансовую ситуацию. Сегодня любую подержанную вещь продать трудно, а уж почтовые миниатюры и подавно — кому они нужны?
В КЛУБЕ - КЛУБОК
Не так давно забрёл в новгородский клуб филателистов: они собираются теперь в ДК профсоюзов на Псковской по воскресеньям утром — и с удивлением обнаружил, что нахожусь среди десятка собирателей монет и вышедших из обращения денежных знаков (бонистика это называется). Сразу подумалось, что в широком смысле все мы в последнее десятилетие стали любителями бонистики — собираем при первой возможности купюры рублёвого достоинства, а в чулках многие продолжают хранить зелёные доллары. И лишь постепенно, с годами приходит некоторое отрезвление насчёт прочности американской валюты.
Марки, конечно же, трудно продаваемый товар, но это как любой предмет искусства или антиквариата. И всё же ценность свою они с годами держат, особенно если коллекция собрана с умом: не ширпотреб, а избранное, самое достойное, самое искусное, самое редкое.
Если вы придёте в клуб, то скорее всего найдёте лишь одного-двух филателистов. Владимир всегда доброжелателен, приветлив и отзывчив, у него словно связка ключей к решению любых проблем, если человек хочет собирать марки. Трудно было удержаться — и я купил у него одну серию польских марок, потом ещё… И вот мы уже сидим у него в квартире, а на полу — картонная коробка, забитая альбомами. Красота неописуемая: марки разных стран, разных тем, разных столетий.
— Мне вот эти нравятся, — не перестаю восхищаться. — Действительно, удачно оформлены. Кажется, я вообще к флоре не равнодушен, а у орхидей особенный колорит — здесь они как живые!
— Серьёзно? А какого они цвета? — вдруг переспрашивает Владимир.
Здесь вдруг выясняется, он — дальтоник! Но это, выходит, не мешает ему всю жизнь восхищаться марками. Даже в чёрно-белом варианте они кажутся ему прекрасными, хотя масса его знакомых даже не обращает внимания на такую красоту. В своей теме Владимир зашёл настолько далеко, что собирает не просто марки, а так называемые «пробники» — первые экземпляры типографских оттисков, которые подписывает на полях листа художник или автор эскиза. И находятся люди, которые находят способ раздобыть такой первый экземпляр марки! Конечно же, пробников в мире — единицы, в отличие от марок, которые печатают миллионами. И выходит, что есть в Великом Новгороде люди, которые обладают пробниками марок даже из далёких африканских стран.
Тема у Владимира, правда, сейчас очень специфичная — он собирает только марки с изображением Ленина и Сталина, а все другие стали ему не очень интересны — вот он их и распродаёт. Удивительно, но разные страны и сегодня продолжают печатать портреты вождей мирового пролетариата, признавая их наиболее влиятельными людьми ушедшего столетия.
КАК ПОПАСТЬ В ТЕМУ
Что ж, у каждого филателиста — свой вкус, своё право выбора, своя тема. Почтовые ведомства всех стран мира разрываются между желанием угодить как филателистам, так и правителям. Непростая задачка — что же изобразить на почтовой миниатюре, сантиметровом клочке бумаги? Первая почтовая марка — «чёрный пенни» — была выпущена в Англии в 1840 году. Сначала чести быть изображённым на марках удостаивались только самодержцы, затем стали появляться гербы, флаги, национальные символы…
В наши дни марка помогает защищать окружающую среду, собирать пожертвования для бедных, предупреждает об опасностях на дорогах, отстаивает демократические завоевания, отмечает юбилеи… Точку в процессе тематического раскрепощения филателии не смогла поставить даже выпущенная в 2004 году новозеландская марка, где не было никакого изображения, кроме обозначения номинала и названия страны, а на полях предлагалось — «нарисуй сам и отправь». Потому что есть ещё голографические марки, марки для слепых, и я не удивлюсь, если специально для голодающих стран Африки выпустят съедобные марки.
ТРАДИЦИЯ ПОБЕЖДАТЬ
Российское почтовое ведомство тщательно выверяет тематику, активно ищет художников, которые бы смогли оформить марки таким способом, до которого ещё никто не додумался. В последние годы в России были выпущены марки с … запахом фруктов: земляники, груши, дыни и яблока. Как уверяют филателисты, спустя годы они всё ещё благоухают. Выпускаются марки с тиснением — это уберегает их от подделок, а изображения становятся словно объёмными. Так оформлены марки, посвящённые восстановленной в Царском Селе Янтарной комнате, наследию сарматов, предметам искусства древних скифов, и некоторые другие. Россия также удивила мир марками, посвященными выражениям людских глаз — улыбка, восхищение, удивление, испуг… За серию, посвящённую знакам зодиака, почтовая администрация РФ была удостоена главного приза на выставке Венской международной филателистической ассоциации WIPA-2004.
То есть традиция побеждать на филателистическом поле в России не утрачена. Почтовое ведомство СССР как наследник и предшественник российской почты высоко держало марку оформительского искусства. Вспомнить хотя бы тонко и изысканно оформленную миниатюру «Слово о полку Игореве» 1985 года, которая была признана лучшей в Европе. Вообще СССР считался (сейчас об этом мало кто помнит) родиной коммеморативной, то есть памятной, марки — революционный прорыв был сделан им в 1931 году, когда в свет вышла серия миниатюр, посвящённых дирижаблестроению. Пример оказался заразительным — и многие страны вслед за нами стали выпускать тематические серии марок.
СПАСИБО ГЕЙТСУ
Российские филателисты явно недолюбливают Билла Гейтса. Ему, как они говорят, никогда никто марку не посвятит. А зря… С приходом в нашу жизнь компьютеров мальчишки, как кажется им, перестали бегать за марками — их увлекает теперь мир компьютерных игр. В клуб перестала приходить молодёжь школьного возраста. С другой стороны, клуб, и особенно в последнее время, когда не стало филателистического магазина, зациклился на одном и том же материале — кому интересно собирать только те же марки, что собирали деды? Здесь психологическая завязка: только приток нового как раз и порождает интерес к старому. Так вот новое как раз и обеспечивает Интернет.
Свидетельство о публикации №209110700342