Две грани одной трагедии

К 92-й годовщине
Октябрьской революции

(телесериалы «Исаев» и «Адмиралъ»)





Недавний показ по главным телеканалам страны – «России» и Первому - этих сериалов символичен.  Совпадают место и время  действия – Россия, Гражданская война. Кинокритики отмечают, что «Исаев» более художественен и психологичен, в то время как «Адмиралъ» -  эпичен и «картинен», перипетии войны служат как бы фоном большой любви адмирала. Оба фильма поднимают проклятый вопрос: мы сегодня за красных или за белых?

  Кто-то уже спешит заявить о новой тенденции – «гражданской войне в эфире». Если бы эта проблема существовала только там! Более правильным, наверное, будет сказать, что разные миражи Гражданской войны существуют сегодня в нашем сознании:  красные и белые, и они прорываются в телеэфир.

Советское кино с его пропагандистским красным цветом осталось в прошлом, и вот проявились оттенки красного и белого. Телесериалы дают широкий их спектр, а главные герои не просто идейные противники, но и непримиримые враги. Советский чекист-разведчик Максим Исаев, более известный как Штирлиц, и белый адмирал Колчак, исследователь Севера и незаурядный полководец. Каждый из них вызывает симпатии, и зритель поневоле сравнивает.

Однако в обоих фильмах есть и изнанка тех великих идей и событий, которые стоят за главными героями, и зритель  теперь имеет ее ввиду. Поэтому будет недопустимым упрощением сказать, что «Исаев» Сергея Урсуляка  реабилитирует красных, а «Адмиралъ» – белых. В этом смысле телесериалы не навешивают ярлыков, но они  вошли в зону Гражданской войны и показывают, что за каждым ее цветом – и  красным, и белым – была своя правда. В одном случае, правда революционного мотива «По долинам и по взгорьям», «Волочаевских дней», в другом  - гимна «Боже, царя храни!»   
А  телезрителю «жалко» сегодня, пожалуй, и Исаева, и Колчака. Вообще всех жалко: всю Россию начала ХХ века. Это нашло отражение в фильмах - это ведь было и в действительности, но раньше тщательно затушевывалось по идеологическим мотивам.
- Ты за красных или за белых, - спрашивают будущего Штирлица. Он держит долгую паузу,  удивленно смотрит в ответ, потом роняет: «Я размышляю…»
  - Мы сегодня изменили присяге или подтвердили ее? – спрашивают адмирала Колчака о его решении признать Временное правительство. Он тоже долго молчит, потом раздельно выговаривает:  «Мы присягали России».

Время Гражданской войны идеологически все еще не осмыслено нами. Мы все еще «размышляем»… В чем правда, брат? В красном или белом?  А может быть она красно-белая, примиренная сегодня синей полосой российского триколора? Наверное, прав – по большому счету - режиссер Хотиненко, автор другого «знакового» фильма - «Гибель империи», который сказал:  «В ужасе Гражданской войны правых нет, и немецкими деньгами революцию не объяснить».
 
«Я всем могу предсказать – все умрут», -  повторяет иногда с грустью мой друг. У этой банальной истины есть продолжение: «Страшно жить, когда умирать не за что». Сегодня мы понимаем, что героям этих фильмов и героям Гражданской войны  - и красным, и белым – было за что умирать:  за свою правду, то есть умирали они по-человечески. У каждого времени - своя правда, и дай нам Бог найти свою…
Что же касается самой по себе великой этой трагедии, то все великие державы пережили свои великие революции, но ни в одной из них не было двух таких революций.  А Россия, несомненно, великая держава, хотя бы потому, что выжила. 
 


Рецензии