***

Когда конфликт можно считать продуктивным?


Конфликты продуктивны тогда, когда они приводят к созданию нового права (нормы) или изменения в интересах инновации. Такой конфликт рассматривается как механизм, способствующий приспособлению к новым условиям, т. к. он может положить начало новым типам взаимодействия, предписывающим нормам поведения и коммуникации.
Организация с гибкой системой управления может получить выгоду от актуализации конфликтного потенциала работников, т. к. конфликтное поведение в этой ситуации способствует адаптации людей к новым нормам в организации в изменившихся условиях.
То есть, с одной стороны, конфликт действует как стимул для создания новых правил, норм и институтов, а с другой — интенсифицирует участие в общественной жизни, способствует пониманию норм и правил, которым подчиняются противники, и их нравственной системы. Связующие ценности и нормы осознаются через конфликт, который является не второстепенным фактором в подтверждении существования общих ценностей, а неким институтом, при помощи которого происходит их утверждение. Жесткая система препятствует конфликтам, затрудняет проведение необходимых улучшений, увеличивая тем самым угрозу катастрофического раскола. Конфликт способен вносить в соперничество общий для обеих сторон элемент, подчиняя их нормам и правилам, управляющим борьбой.
Если между двумя антагонистическими группами существует относительный баланс сил, то наличие сплоченных групп позволяет быстрее установить общие правила игры в пространстве конфликта. То есть структурное объединение конфликтующих групп можно рассматривать как преимущество для организации в целом, которое позволяет быстрее принять общие правила поведения в конфликте.
Такой конфликт устанавливает и поддерживает баланс сил, предотвращает стихийные столкновения и позволяет получить информацию о силах обеих сторон. Тем самым конфликт институализируется и позволяет:
• определить силы конфликтующих сторон;
• организовать конфликт и состязание, а состязание имеет критерии.
Такой конфликт минимизирует противостояние интересов на фоне демонстрации силы и позволяет проявиться наиболее эффективным способам доказательства правоты. Группа, которая не способна публично и цивилизованно отстоять свои интересы, не может добиться внимания к своим требованиям от других. Умение объяснить и заставить других выслушать свои притязания, привлечь на свою сторону как можно большее число сторонников связано со способностью убеждать и с культурой ведения дискуссии.
В конфликте, отличном от соревнования, «заслуги» зависят, по крайней мере частично, от утверждения интеллектуальной силы, а не только физической.
Так, если соперничающие группы настаивают на обладании неким объектом, решение может определяться силами соперников, а также некой нормативной оценкой их сравнительных потребностей в этом объекте.
Для оценки неэкономической силы не существует единой меры, сравнимой с деньгами. Силу определить труднее, чем богатство, именно эта сложность и является одним из препятствий для устранения иррациональных сил в конфликте.
Если мощь соперника может быть измерена до начала конфликта, антагонистические интересы можно уладить без столкновения. Однако когда нет средств для предварительной оценки, только действительная борьба в форме институализированного конфликта может позволить точно узнать сравнительную силу. Поскольку силу часто можно оценить лишь в процессе ее непосредственного применения, согласие нередко оказывается возможным только после того, как противники померялись силами в самом конфликте.
Поэтому если конфликт является наиболее эффективным средством установления сравнительной силы антагонистических интересов, он, несомненно, может быть и важным инструментом для поддержания равновесия в организации.
Враждебные действия прекращаются при достижении точки равновесия имеющихся ресурсов. Последующее примирение основано не на признанных принципах, а на силе, посредством которой каждый добивается лучших условий, возможных при ограничениях, которые определяются корпоративным кодексом и принятыми правилами.
Как только силы сторон определены посредством институализированного конфликта, может быть установлено новое равновесие, и взаимоотношения могут развиваться дальше на этой новой основе.
Конфликт влечет за собой формирование союзов и коалиций между ранее не связанными группами. Слово «коалиция» происходит от лат. coalescere — «расти вместе». Если союз (или коалиция) проявляет жизнеспособность, он стремится к лояльности и общим нормам среди участников. Объединение исключительно для оборонительных целей с большей вероятностью происходит в коалициях, включающих многочисленные группы, особенно разнородные. Такое объединение представляет тот минимум, при котором сохраняется коллектив, потому что для отдельной группы и даже отдельного человека оно гарантирует выживание. Очевидно, чем более многочисленны и разнообразны объединяющие элементы, тем меньше совпадений во мнениях.
Поскольку коалиция является простейшей формой объединения, порождаемой конфликтом, и содержит минимум объединяющих элементов, это неустойчивое образование. Постоянные связи требуют от участников отказа от некоторой свободы действий во имя общих интересов. В этом плане коалиция связывает свободу действий участников непосредственными оборонительными или агрессивными целями, поэтому она необходима для тех, кто не желает терять что-либо в инновационном проекте и готов защищать свои интересы цивилизованным способом.
Союзам, создаваемым стихийно только для участия в специфических конфликтах, свойственна нестабильность: они или распадутся после выполнения задачи, для которой они были созданы, или, постепенно придя к компромиссам и обнаружив новые общие цели, выработав групповые принципы лояльности и нормы, примут иную форму.
Продуктивными конфликтами в организации, реализующей инновации, можно считать такие, в которых:
• создаются новые нормы (инструкции, правила и т. п.) для внедрения инноваций;
• устанавливается и поддерживается баланс сил между конфликтующими группами, защищающими свои интересы в рамках инновационного проекта;
• минимизируются антагонистические отношения;
• создаются группы поддержки для тех, кто занимает оборонительную позицию;
• явно проявляются новые противоречия и проблемы, которые требуют разрешения в рамках реализации инновации;
• появляются новые лидеры, способные реализовать инновационные проекты.
Таким образом, организация, в которой конструктивный конфликт признается нормой, располагает важным средством минимизации антагонистических отношений, а также проявления силовых отношений в интересах реализации инновации.
В продуктивном конфликте каждый участник может приобрести совместный опыт конструктивного конфликтного взаимодействия.


Рецензии