***
В межличностном конфликте стороны часто видят борьбу как единственно возможный способ совместного существования. Часто завершение конфликта происходит потому, что люди устают враждовать и приспосабливаются. Если близкие контакты неизбежны, то появляется терпимость, которая не требует полного совпадения взглядов и привычек. Люди забывают о других возможностях, упускают из виду, что могут добиться большего, если осознают и сформулируют проблему взаимодействия и начнут вместе конструктивно ее решать.
Разрешить межличностный конфликт достаточно сложно, если обе стороны считают себя правыми. Рациональная, объективная оценка ситуации сильно затруднена из-за негативных эмоций конфликтующих сторон. Однако всегда существует потенциальная возможность разрешения конфликта при условии приложения усилий и трансформации собственного сознания. Для этого требуются желание, творчество и большая изобретательность. Если одна из сторон готова взять на себя ответственность и инициативу за разрешение конфликтной ситуации, то ей можно предложить алгоритм трансформации конфликта в коммуникативно-психологическом аспекте.
• Прекратить борьбу с другой стороной, осознав, что сам конфликт не является эффективным способом защиты собственных интересов.
• Оценить возможные непосредственные и перспективные последствия конфликта для себя лично.
• Принять как аксиому, что когда два человека конфликтуют, то не прав тот из них, кто умнее. Трудно ждать инициативы от этого упрямого оппонента.
• Изменить свое отношение к конфликту и свое поведение: это позволяет избежать многих стрессов.
• Минимизировать свои негативные эмоции по отношению к другой стороне.
• Постараться найти возможность устранить (хотя бы частично) негативные эмоции другой стороны по отношению к себе.
• Настроиться на то, что потребуются определенные усилия для решения проблемы путем сотрудничества либо компромисса.
• Попытаться понять и согласиться с тем, что каждый человек имеет право защищать свои интересы.
• Оценить суть конфликта как бы со стороны, мысленно поставив себя на место оппонента. Важно увидеть сильные и слабые стороны, правоту и неправоту другого, а также свою.
• Выявить и четко сформулировать истинные интересы другой стороны в этом конфликте. Увидеть за поводом и внешней картиной конфликта его скрытую суть. Возможно, что интерес один, а предметов конфликта — много.
• Понять основные опасения другой стороны. Определить, что он боится потерять.
• Попытаться понять, в чем противоположная сторона видит ущерб для себя.
• Отделить проблему конфликта от людей. Понять, в чем главная причина конфликта, не принимая во внимание индивидуальные особенности его участников.
• Продумать и разработать (изложить письменно) программу-максимум, нацеленную на оптимальное решение проблемы с учетом интересов обеих сторон.
• Подготовить предложения для другой стороны, в которых бы учитывались ее интересы.
• Продумать и разработать программу-минимум, нацеленную на то, чтобы максимально смягчить эмоционально-психологический фон конфликта.
• Определить по возможности объективные критерии разрешения конфликта.
• Спрогнозировать возможные ответные действия оппонента и свои реакции на них по мере развития конфликта. Чем вернее прогноз развития ситуации, тем больше возможностей уменьшения потерь для обеих сторон.
• Выделить время и определить место для открытого и доверительного разговора с другой стороной. В основу техники открытого разговора положена идея достижения компромисса, движения по пути постепенного сближения. Решение, принятое на основе предложенной техники, в большинстве случаев несет в себе конструктивную составляющую, а главное, позволяет уйти от противодействия и разрешать конфликт, продвигаясь к обоюдному согласию.
• Логика разговора может быть следующей:
; признать свои ошибки, приведшие к конфликту;
; предложить прекратить борьбу и обсудить, как мирно решить проблему;
; осознать, что конфликт нам невыгоден: работать и жить придется вместе, поэтому лучше помогать, а не вредить друг другу;
; сделать уступки в части того, что в данной ситуации не является главным для вас самих, но может быть очень важным для другой стороны;
; высказать пожелание в мягкой форме об уступках со стороны оппонента и аргументировать свое предложение;
; обсудить взаимные уступки;
; разрешить конфликт полностью или частично;
; предложить вернуться к обсуждению проблемы еще раз через некоторое время, если разговор не удался, не обострять ситуацию, а точно и понятно сформулировать основные мысли, проблемы или препятствия.
• Попытаться разрешить конфликт, постоянно корректируя не только тактику, но и стратегию своего поведения в соответствии с конкретной ситуацией.
• Еще раз оценить свои действия на этапах возникновения, развития и завершения конфликта. Определить, что было сделано правильно, а где были совершены ошибки.
• Оценить поведение других участников конфликта, тех, кто поддерживал одну из сторон.
• Помнить, что конфликт сам по себе проверяет людей и выявляет те особенности, которые до этого были скрыты.
Коммуникативно-психологический аспект разрешения межличностного конфликта заключается в том, чтобы привести свои мысли, чувства, слова и поведение в режим конструктивного взаимодействия, при этом сохранив собственную точку зрения.
Свидетельство о публикации №209110700937