Часть первая. Глава 7. Старичок-Лесовичок

«ВОЛШЕБНАЯ НОЧЬ ЛЕЛЯ», сказка для детей в двух частях
 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ


ГЛАВА 7. СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК



Роща привела Катю в восторг. Такую красоту она даже на картинке не видела. День клонился к вечеру, но поляна, окруженная березами, казалось, вся светилась. Не зря же ее назвали Солнечной.

Трава была с серебристым отливом и укрывала всю поляну ровным ковром, только кое-где возвышались над ней букеты темно-зеленых резных листьев и густые россыпи ромашек – крупных, с большой оранжевой серединкой и лепестками, словно вырезанными из блестящего атласа. Катя поахала, но рвать цветы не стала. Зато когда она разглядывала семейство рыженьких лисичек, выросшее под молодыми пушистыми елочками, она нашла диковинную шишку. Это была просто какая-то чудо-шишка: большая, гладкая, переливающаяся – зелено-желто-коричневая. И Катя решила, что не расстанется с ней, а обязательно принесет ее домой и покажет бабушке.

Все это, впрочем, вовсе не мешало ей оживленно болтать с Киком. Они сразу друг другу понравились. Кик даже подумал: вот бы им с Кикой такую сестренку или подружку. А Катя про Кика решила: молодец! Не задавака и не забияка, как Валерик!

Кика почему-то молчала, задумчиво покусывая травинку. Кирилл не торопил ее, но озабоченно поглядывал на рощу. В глубине ее уже прятались сине-зеленые тени, свет постепенно угасал и какие-то темные пятна то появлялись, то исчезали за деревьями. В предвечернем свете роща казалась все более таинственной и загадочной. «Скоро стемнеет, – думал Кирилл, – хоть бы Баба Яга проспала подольше».

– Нет, – сказала вдруг Кика, – без Лесовичка нам никак не обойтись! – и со вздохом отбросив травинку, продолжала: – Понимаешь, я и сама умею находить неведомые дорожки в чаще. И мы с Киком там легко пробираемся. Но вам, особенно Кате, будет трудно.

– А может, попробуем? Я могу Катю на руках нести.

– Ты что, Кирилл? Это же далеко, а там и одному пройти нелегко. Уж кому и знать, как не тебе. А потом... Баба Яга... Мы ведь не знаем, сколько она спать будет. А уж как проснется, так сразу в погоню бросится. Нет, все-таки нам нужен Старичок-Лесовичок.

– А чем же он-то может помочь?

– Он?! Он же ле-со-вик! Хранитель леса! Понимаешь? Лес – его дом, он тут все места, все тропинки-дорожки знает. И короткую дорогу тоже.

– Короткую дорогу? – оживился Кирилл.

– Да. Только там давно никто не ходит, это запретное место.

– Почему?

– Потому что заколдованное!

– Да-а... – вздохнул Кирилл, – дела...

– А как нам его найти, этого Лесовичка? – спросила Катя. Они с Киком уже давно притихли и с интересом прислушивались к разговору старших.

– А его и искать не надо. Надо только позвать.

– Как же он нас услышит, а вдруг он далеко? – сомневалась Катя.

– Он ведь не простой старичок, а волшебный, – начал разъяснять Кик. – Вот мы волшебные слова ему и скажем.

– Какие? «Старичок-Лесовичок, пожалуйста, приходи к нам.» Так? – допытывалась Катя, которая, кроме «спасибо» и «пожалуйста», других волшебных слов не знала.

Кика тихонько засмеялась.

– Нет, Катеринка, нам надо особые слова сказать, их он везде, где бы ни был, услышит. – Кика кивнула брату: – Помогай! – и они вдвоем начали говорить:

– Шишка – не шишка, грибок – не грибок!

Кем бы ты ни был: пенек иль дубок,

Зверь или птица – собой становись,

К нам для добра, не для худа, явись!

Шишмора-кишмора-боровичок,

Помощи просим, Лесовичок!

Кикиморы замолчали, и на поляне стало тихо.

– Ну, сказали волшебные слова, – Катя посмотрела по сторонам, – а где же...

– Не волнуйся, – спокойно сказала Кика. – Лесовичок не заставит себя ждать.

– Он, может, уже здесь, – загадочно добавил Кик.

Катя недоуменно пожала плечами:

– Как это здесь? Здесь только мы.

– Да он же кем хочешь может обернуться: то белкой или зайцем прискачет, то птицей прилетит, а то грибочком из-под земли вылезет... – растолковывал Кик.

– Ой, – испугалась Катя и, посмотрев вниз, подняла сначала одну, потом другую ногу, – а вдруг мы его раздавим?

Кик и Кика дружно расхохотались:

– Кого?.. Лесовика?..

Глядя на них, сначала засмеялся Кирилл, а потом и Катя. Шишка в ее руках мелко затряслась, и к детским голосам присоединился еще один смеющийся голос. Потом шишка выскочила из Катиных рук, откатилась и стала пыхтеть.

– Ой, – Катя всплеснула руками и прижала их к щекам.

Все невольно отступили на шаг. Шишка с каждым ПЫХОМ становилась все больше и больше. Наконец раздался особенно громкий ПЫХ, шишка лопнула и исчезла, а на ее месте оказался невысокого роста старичок с большой белой бородой, в соломенной шляпе, зеленом кафтане и широких зеленых штанах. На ногах его были аккуратные лапоточки.

Старичок, добродушно посмеиваясь, сказал:

– Ну, вот и я. Здоровы бывайте!

– Здравствуйте, – растерянно сказали Кирилл и Катя, удивленные таким необычным появлением старичка, хотя за сегодняшний день, казалось бы, должны были привыкнуть к тому, что в этом лесу все время происходят какие-нибудь чудеса.

– Дедушка, здравствуй! – бросились к Лесовичку Кик и Кика и наперебой начали ему что-то говорить, но что – ни Кирилл, ни Катя не разобрали.

Старичок поднял руку и остановил их:

– Знаю, знаю. И про Бабу Ягу, и про кота, и про то, как ты на них Сон-Дрему нагнала, – старичок посмотрел на Кику, – молодец, девочка! И про вас знаю, – улыбнулся старичок Кате и Кириллу.

– А откуда вы все знаете? – спросила Катя.

Старичок засмеялся в бороду и сказал:

– Я же Лесовик, как же мне не знать, что в моем лесу делается!

– А вы по-настоящему волшебный Лесовик? – спросила Катя и осторожно дотронулась до руки старичка.

– Катя! – укоризненно сказал Кирилл.

Но старичок не возмутился, не обиделся, а серьезно посмотрел на Катю и подтвердил:

– Настоящий. А ты разве не видела, как я к вам пришел? Так только настоящие Лесовики умеют.

Катя вспомнила пыхтящую шишку, и это ее почему-то убедило: действительно, куда уж настоящее...

– Ну, вот что, детки, давайте-ка сядем рядком да поговорим ладком. Я вот на пенек, а вы устраивайтесь, кто где хочет, – уже серьезно сказал Старичок-Лесовичок, удобно усаживаясь на пне. – Знаю, что домой вам надо, знаю, что о короткой дороге думаете. Вот только дорога та не проста.

– Она заколдованная, правда, дедушка? – таинственным шепотом спросил Кик. – Расскажи нам про нее, пожалуйста.

– Да ведь для этого я к вам и пришел. Расскажу я вам старую быль лесную, а уж вы потом сами выбирайте, по какой дороге идти. Захотите по короткой – помогу, чем смогу, а не захотите – не обижусь, другим путем выведу.

Все подсели ближе к старичку и приготовились слушать.



Случилось это, – начал Старичок-Лесовичок, – в те стародавние времена, когда было еще в нашем лесу прекрасное озеро, прекраснее которого и на свете нет. Вода в нем была прозрачная, голубая, как небо в погожий день. По берегам росли кусты, цветущие все лето. Одни пламенели красными цветами, другие сияли желтыми, а третьи – белыми светились. И были те кусты не простые, а волшебные. Кто съест белый лепесток, тот начинает слышать, о чем птицы поют, о чем цветы с травами шепчутся, – весь лес ему понятен становится. Кто красный лепесток отведает – тому вся красота, дотоле невидимая, открывается. А кто с желтого куста лепесток сорвет, тот на три дня и три ночи непробудным сном уснет.

Птицы в тех кустах дивные песни распевали, а в шелковой траве невиданной красоты цветы расцветали. Каждый день прилетал к озеру легкий и веселый ветерок – Погода-Догода, поэтому даже в самый палящий зной у озера веяло прохладой.

И жила на берегу озера в своем невидимом терему хозяйка тех мест – Краса Ненаглядная. Каких только чудес не было в ее волшебном саду! И поющий родник, и птицы говорящие, и бабочки тонкопряхи, и смеющиеся цветы, и травы заповедные, какие во всем лесу редко где встретишь: одолень-трава против лиха в пути, папоротник волшебный, разрыв-трава... да все и не перечесть.

А в Дальнем лесу жила Баба Яга. И вот прослышала она как-то про чудесное озеро и решила посмотреть на него своими глазами, проверить, так ли оно прекрасно, как о том говорят. А как увидела – так и захотела сделать его своим, поселиться на его берегу да непременно в невидимом терему.

Но только нет места Бабе Яге там, где царит Краса Ненаглядная. И задумала злая старуха сжить ее со свету. И так пробовала, и этак – ничего не выходит. Тогда стала Баба Яга терем искать – опять не получается! Она уж и волшебные лепестки с красного куста рвала – и они не помогли. Сжует лепесток – видит: вот он, терем, висит перед ней в воздухе невысоко над землей, красивый, узорной резьбой изукрашенный. А подойти захочет – он вмиг и пропал! Разозлилась тут Баба Яга и на невидимый терем, и на Красу Ненаглядную, и на все это место волшебное, и решила его погубить.

Изловчилась, исхитрилась – да и подсунула Красе Ненаглядной желтые лепестки с волшебного куста, та и уснула на целых три дня и три ночи. А Баба Яга тем временем позвала на помощь (знала, что одной-то ей не справиться) свою тетку, злую колдунью Жадную Трясину. Три дня и три ночи колдовали они и превратили прекрасное озеро в топкое гнилое болото. В нем и поселилась Жадная Трясина.

А Баба Яга – Завидущие глаза, ушла в лес и решила построить там себе терем как у Красы Ненаглядной, чтоб не на земле стоял, а в воздухе плавал. Уж она старалась, старалась, да только не выходит у нее терем, и все тут! Вместо терема все какая-то изба получается. Повисит, повисит в воздухе да и рухнет. Только и хватило ее волшебной силы, что на избушку на курьих ножках. Вот с той поры в ней она и живет.

А Краса Ненаглядная, как проснулась и увидела вместо озера болото да сырой темный лес вокруг, покинула эти места. Но перед уходом созвала своих друзей и сказала: пройдет время – и оживет озеро. И будет это в тот день, когда брат с сестрой помогут брату и сестре, а зло само себя накажет. Пошепталась с лесными духами, попрощалась и исчезла.

С той поры не прилетал сюда Погода, не заглядывало солнце, улетели птицы и бабочки и навсегда поселились здесь глухой мрак, сырость и страх. Все лесные жители обходят это место стороной, потому что стоит только встать на тропинку, ведущую к болоту, как сойти с нее уже никто не может, будто сила неведомая толкает вперед. Это Жадная Трясина затягивает себе добычу.

– Ну и гадкая же старуха! – не удержался Кирилл и стукнул кулаком себя по коленке. Потом как-то многозначительно посмотрел на Кику и не то спросил, не то сказал: – Но ведь можно спасти озеро...

– Когда брат с сестрой, – задумчиво проговорила Кика, а Кик тут же подхватил: – помогут брату и сестре... Может, это про нас, дедушка?

Старичок вздохнул, погладил бороду и сказал:

– По всему выходит, что про вас. Вот потому-то я и рассказал вам эту историю. Теперь все от вас зависит. Если вы не побоитесь пройти по заколдованному месту, то сегодня в лесу может произойти долгожданное чудо.

– А Жадная Трясина нас не затянет, когда мы на тропинку встанем? – спросила Катя.

– Если сделаете все так, как я скажу, – не затянет, – пообещал Старичок-Лесовичок. – А ты что, милая, уже в дорогу собралась?

– Конечно, – кивнула Катя. – Только вы, дедушка, так нас научите, чтобы мы все правильно сделали: нам ведь потом домой надо, нас бабушка ждет (а про себя добавила: и щеночек!).

Старичок одобрительно кивнул головой и спросил остальных:

– Ну, а вы что скажете?

Все выбрали короткую дорогу. Конечно, страшновато идти в заколдованное место, но никому и в голову не приходило отказываться: ведь это от них зависело – быть в лесу страшному болоту или прекрасному озеру. Что ж тут думать! Кик так и сказал, храбро и решительно:

– Мы пойдем спасать озеро! На нас сама Краса Ненаглядная надеется!

Старичок-Лесовичок почему-то грустно вздохнул.

– Жаль,- сказал он, – что мне и проводить-то вас нельзя! Никто, у кого волшебная сила есть, не может с вами идти. Самим придется дорогу одолеть.

Тут из кармана Лесовика высунулся нос-пятачок и обиженно хрюкнул:

– А про меня забыл? Я у тебя зачем? Я у тебя кто?

– Ты у меня главный помощник, – сказал Лесовичок и вытащил из кармана своих широких штанов маленького лесного поросенка.

– Петюня! – бросились к нему Кик и Кика.

– Вот Петюня вас проводит, ему можно. Он все дороги знает не хуже меня.

– И куда хочешь проберусь незаметно, – похвастался поросенок. Вообще-то он хвастуном не был, просто любил, чтобы его хвалили и почаще на него внимание обращали. – Я, пока вы тут разговаривали, уже и к Бабе Яге сбегал.

– Ну что, спит?! – разом воскликнули все.

Петюня довольно захрюкал – засмеялся и сказал:

– Храпит так, что избушка трясется.

При этом известии лица детей посветлели, и все, счастливо улыбаясь, посмотрели на Кику.

– Ай да Кика! Ай да молодец! – похвалил ее Лесовичок. – Только, ребятки, времени нам все равно терять нельзя: стемнеет скоро.

– Мы готовы, – ответил за всех Кик.

– Ну, тогда слушайте. Пойдете за Петюней след в след. Как в заколдованный лес войдете, ни оглядываться, ни останавливаться нельзя, пока не дойдете до развилки, где растут осинки. Крепко-накрепко запомните, – Лесовичок серьезно посмотрел на них и повторил: – чтобы ни было, не оглядывайтесь и не останавливайтесь! А вот как дойдете до осинок, там остановитесь и попросите помощи у лесных духов. Они вам помогут. И вот еще что. Кика, подойди ко мне.

Лесовичок достал из кармана что-то вроде браслетика из бересты и деревянный гребешок. Пока Кика закалывала волосы и надевала браслетик, Лесовичок шептал ей что-то на ухо.

– Поняла, – кивала Кика. – Не волнуйся, дедушка, я все запомнила.

– А про меня опять забыл? – напомнил о себе Петюня.

– Да как же про тебя забудешь? – усмехнулся старичок. – Как придете на место, Петюню отпустите, он доберется. Вам он уже не понадобится, а мне без него никак нельзя.

Страшно довольный признанием Старичка-Лесовичка, Петюня заулыбался во весь свой поросячий рот и потерся головой о ноги хозяина.

– Жаль мне вас одних отпускать, но ничего не поделаешь, – вздохнул Лесовичок. – Ну да с вами будет добрая сила. Идите без страха.

Дети окружили старичка и стали прощаться.

– Погодите, погодите, – остановил он их, – ненадолго расстаемся. А вот удачи вам пожелаю, она вам ой как пригодится.

И лесовик обнял каждого за плечи и , глядя в глаза, сказал:

– Легкий путь и добрая сила!

Потом погладил поросенка и скомандовал:

– Вперед, Петюня!

Поросенок ткнулся носом в ноги старичку (попрощался) и занял свое место проводника – впереди детей.

– За мной! – кивнул он детям и побежал.


Рецензии