Учитель

        Какие профессии лелеет сейчас общественное сознание? – Да только те,  что сопровождаются аплодисментами.    Аплодисментами  в виде славы  или аплодисментами в виде денег. И то, и другое жаждется современниками  в безразмерном, оглушительном, сердцедробительном количестве. Идеально  - в одном флаконе.
Много написано о том, что учитель - профессия благодарная,  радостно-творческая (как же,  роль высокая! - пробуждение Собеседника, воспитание Ученика,  созидание Творца Завтрашнего Дня). Но вдумайтесь – с такими параметрами это не профессия, а миссия. И только как с миссионером общество согласно с учителем похристосоваться в парадный день. А будничный, не припудренный истолчённым к идеологическому случаю комплиментом прЕпод форуму и колизею не нужен.
Ведь реальная ежедневная  профессия обучающего – это рутина. Это  станок, конвейер, поточная линия. А те, кто поставил учителя к этому конвейеру без перерыва на фиесту, ещё и требуют от него ежедневной свежести эмоций, нестандартности решений, психологической чуткости и тонкости индивидуального подхода.
         Но почти ни слова никто не скажет о том,  что профессия эта трагически-творческая.  Десятилетиями человек разрезает себя на хлебные дольки  знания и опыта и вкладывает, вкладывает в учеников эти дольки, которые  потом  у-сваиваются, о-сваиваются, при-сваиваются, делаются совершенно своими для уСВОИвших…
        Процесс обычный, закономерный, многовековой, но где потом во всём этом отыскать самого себя?  Растущая юность с естественной возрастной самонадеянностью считает приобретённое своим личным достижением и вряд ли способна оценить ушедших в небытие Пигмалионов по-настоящему. Ученик ещё способен запомнить, кто сообщил ему тот или иной факт, но вот кто научил мыслить эффективно, как сложился системный подход к миру – это уж, извините, я сам. Само сложилось, изнутри, естественно так как-то.  Никто не ненькал меня, гениального. И обидятся, что обвинили в неумении рефлексировать.
        Как много студентов открестилось от педагогического диплома ещё до его получения!
        Как много учителей эмигрировало из школы в литературу, журналистику, науку! Оно и понятно, во всех этих областях  наше авторское  право очевидно и несомненно, во всём этом мы видны целиком – пусть даже не огромным хлебным караваем, а копеечным сухариком – но целиком. А в школе? В школе ты растворён в сотнях успешных и неуспешных творцов своей (=их собственной) отдельнобытийности.  Может быть,  наиболее благодарные (ко Дню учителя или к юбилею) катализатора в тебе ещё признАют, а вот творца – вряд ли…  Ничего из твоей жизни не вспомнят, ничего из школьной жизни не вспомнят, кроме смешных случаев на уроках и удачно вынутой шпаргалки.
Так кто такие учителя – миссионеры?   
Трагическая профессия. 
Потому и великая? 


Рецензии
А я потому и ушла из школы через полтора месяца работы в ней. Без призвания в этой профессии делать нечего. Преступление оставаться учителем, если не любишь эту работу.

Кракозября   20.11.2011 07:12     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.