Христианская любовь

Для большинства слова: "Возлюби ближнего своего, как самого себя" – всего лишь парадоксальная фраза, потому что, провозглашая себя православными (или католиками, или еще кем-то), мы очень мало христиане. И понимаем слово "любить" в его эмоциональном смысле, а "как самого себя" – только как степень накала этой эмоции. В то время, как нам указывается только способ подхода к "ближнему" ...
Ведь, на самом деле, большинство "нормальных" людей относится к себе довольно критично, видит собственные недостатки – и внешности, и "внутренние", духовные, ужасается каким-то своим глупым словам, не очень красивым поступкам, но главное в отношении к самому себе – желание и умение прощать. Мы всегда (почти всегда) находим себе оправдание, какие-то смягчающие обстоятельства…. Да, просто: "ну, ведь я же не хотел… "
Когда же дело касается "другого" , почему-то все те же самые доводы приходят на ум не в первую очередь… "Другой" обязательно злонамеренен, он всегда "хочет", он несовершенен – и в том уже его вина…
Все это становится более очевидным, если проанализируем собственные дружеские связи – к тем, кого подпустили ближе, чем все прочее человечество, мы намного снисходительнее, хотя выбор зачастую был вполне случайным: общая парта, соседний стол в кабинете, койка – напротив в летнем лагере. Именно способность любить хоть немногих как в заповеди, очень ценим в себе, гордимся ею. Но возможно ли любить совершившего подлость, предательство? – Поступок неприглядный полюбить невозможно, но попробовать понять человека, за ним стоящего, ужаснуться безднам его падения, как своим вероятным.… Нет, это трудно…
Но в жизни повседневной, обычной, где не так уж много бездн и высот, наша нетерпимость к глупости, необязательности, нерасторопности близких или случайных встречных причиняет и нам, и им столько тревог и страданий, что усилия, потраченные на развитие в себе навыков по умению прощать, никогда не будут напрасными.
И, если есть Бог, то Он всех нас видит слабыми и несовершенными – и всех любит и прощает. И мы, в своей слабости и несовершенстве, оправдывая и прощая себя, должны стараться не смотреть на других как на не оправдавших доверие, как на никчемных и ленивых особей, а попробовать их любить, как самих себя, т.е., как запутавшихся, ошибающихся, но мечтающих о совершенстве…


Рецензии