Сорокины

На фото: мама с братом Петром, около 1940 г.

Записи Зои Сорокиной, дочери маминого брата Петра
(г. Петрозаводск, 2007 г.).

Папа, Сорокин Петр Александрович, работал в военкомате, школе №6 плотником. Закончил свою трудовую деятельность плотником – столяром на лесопилке.
Его любимое занятие – рыбалка. Любил заниматься делами по хозяйству. В доме были: корова, поросенок, коза, куры, кролики и собака.
Я помню, как в 4 классе ездила с папой в лес за дровами на повозке.
Пилили вручную очень толстые деревья по пояс в снегу. Но это так было здорово. Очень часто я ездила с папой на рыбалку. Он научил меня ловить рыбу и варить уху.
Всей семьей ездили на лодке за ягодами. Это было великолепно. Володя и папа ловили рыбу, а мы с мамой и маленькой Ниной собирали чернику, бруснику, малину. А потом все собирались у костра и ели тройную уху.
Мама работала бухгалтером в кинотеатре «Маяк», тоже бухгалтером в детском доме №1, где и закончила свою трудовую деятельность.
Когда мама работала в кинотеатре, то я с девчонками расклеивала афиши. Нам казалось, что мы делаем очень важную работу и гордились этим.
Около дома у нас был огород, сад. В огороде росла клубника, морковь, капуста, укроп, огурцы, кусты ягод разных. Много было цветов, особенно георгинов. К 1 сентября мы все шли в школу с букетами георгинов, а вместо листьев были ветки яблонь. Букеты были очень красивые. Любовь к георгинам осталась у меня на всю жизнь.
У нас с Володей было задание: набрать две 200 л бочки воды с колодца, а вечером полить все.
 Володя любил помогать по хозяйству – готовить, мыл полы. Я часто пользовалась его услугами, когда надо было убежать гулять. Он был очень добрым человеком. В школе он учился на «4» и «5», участвовал в олимпиадах по физике и математике вплоть до 11 класса.  После 4 класса он ездил в «Артек». После уроков занимался фотографией, борьбой.
 Я с 9 класса занималась  краеведческой работой. Ездила со своим подшефным 7 классом на соревнования в г. Сортавала.
После школы в 1966 г. поступила в пединститут на естественно-географический факультет, отделение химии-биологии. Сдала химию на «5» и оказалось, что это был лучший ответ из всех поступающих. Восхитительно! Такова была оценка преподавателей. Преподаватель очень долго вспоминала позже, даже на 4 курсе, мой ответ. А вопрос был: периодическая система Менделеева.
Начала свою трудовую деятельность преподавателем химии в школе рабочей молодежи. В классах было по 50 человек и все почти моего возраста. Было страшно первое время, но ребята меня очень любили. После выпускного ребята несли меня на руках, на давая встать на землю. Я кричу, чтобы отпустили, а они в ответ, что я это заслужила. Было очень трогательно. В школе отработала 7 лет и ушла освобожденным председателем профкома студентов в машиностроительный техникум. Курьезный случай произошел на отчетном  собрании: отключился микрофон, когда я читала доклад, я продолжала читать. Когда включили микрофон, то все стали кричать, что без него слышно, а в зале сидели 300 человек.
Я даже работала на рыбоводном заводе -5 лет. Разводили семгу и лосося до 2-х лет, а потом на самолете выбрасывали в речку Кемь и озеро Онего.  Обо мне даже написали в газете, что вырастили крупных 2-х леток, таких еще никто не выращивал.
Работала в школе-интернате№8(специнтернат) и закончила   трудовую деятельность в школе-интернате №15. Летом работала начальником пионерлагеря «Онежен» и «Строитель». Почему-то почти везде выбирали председателем профкома.
С 48 лет не работаю. Уже 8 лет работаю с пенсионерами, веду группу здоровья, и не одну.  Оказывается, мне нужно было работать врачом, а не учителем.
Володя закончил два института и работал последнее время главным инженером национальной библиотеки Санкт- Петербурга. Его очень все любили и уважали, был душой любой компании, и очень переживали, когда он умер. У него остался сын Сергей, 30 лет, не женат. Живет с мамой и бабушкой. Володя всю душу вложил в его воспитание.
Нина после школы закончила училище №18 (швея), потом высшие курсы в Санкт- Петербурге. Специальность – модельер- закройщик высшего класса по женской одежде, а муж – та же специальность по мужской. Живут в Финляндии, в г. Лаперанта.  области) –39 лет, жена Ирина работает в аптеке провизором. Внуку Андрюше 15 декабря будет 11 лет, он закончил 3 класс финно-угорской школы на «отлично» и 4 класс музыкальной школы (хор, скрипка, фортепьяно – отлично). Ходит в бассейн.
Сын пошел по стопам деда, работает с деревом. Делает отличную мебель и занимается ремонтом квартир. Отличный специалист. Он часто вспоминает, как ходил к деду на лесопилку и смотрел, как он работает. До сих пор помнит запах стружек. Часто вспоминает, как с 3-х лет ездил на рыбалку с дедом, как рыбачил и папа ему много рассказывал о прошлом. До сих пор помнит, как ездил с папой на лошади (папа работал конюхом, плотником в школе –интернате). Сын очень любит деда, Володю. К Володе в Ленинград он ездил с 15 лет.
У меня очень хорошая невестка и сын, а внук еще лучше.
Мама как ушла на пенсию, занималась собой: много читала, ходила в лес за ягодами. Занималась огородом в 6-м поселке (картошка). Папа любил читать газеты вслух. Мама вяжет или отдыхает, а он читает.
Папа умел очень красиво улыбаться. Он всегда ходил с улыбкой на лице.
Делал все быстро и ходил быстро. Очень любили они ходить в кино. Обычно мама уходит вперед (она ходила медленно), а у кинотеатра папа ее догоняет.
Всю жизнь ходили без рукавиц, а рукавицы в руке.
У мамы была сестра, тетя Шура (умерла 11 февраля 2006 г.). Жила в Запорожье, у них было двое детей. Сергей умер несколько лет назад (было 50 лет). А Юра живет в Запорожье. У него сыну 1,5 года. Отец умер 3 июля 2006г.
Мамина сестра – Щепа Александра, муж – Михаил, всю жизнь проработал шофером на «скорой», тетя – бухгалтером. Телефон Юры -   224-34-85. Мало ли будете рядом. Я сама его не видела.
Я часто вспоминаю поездку в Запорожье. Мне было 18 лет. У них был огромный сад. Чего там только не было! Жара под 40, приходилось по два раза в день поливать огород. Вот это была красота. А Днепр! Вода как раз цвела на реке. Искупаешься и вся в цвету, как лягушка. Время было отличное, на всю жизнь осталась в памяти поездка. Идешь по саду и бери что хочешь. И с грядки. А по дорогам везде растет алыча. Ешь, не хочу. Здорово!

А это просто так.
Вот уже 60 лет. Жизнь так быстро прошла до 60-ти. И только сейчас начинаешь понимать что-то важное в жизни. Я прочла книги Синельникова и стала на все смотреть иначе. Даже маме давала советы по телефону. Я ей звоню каждый день. Ей стало лучше. Правда, пришлось долго убеждать, как лучше. Слава Богу, стала меня слышать. Вообще, я серьезно занимаюсь здоровьем. Много читаю, хожу в фирмы. Слушаю лекции. За год вылечила человека, у него было предынфарктное состояние, 3гр. инвалидности. Сейчас состояние отличное. Пашет по 12-14 часов в сутки. Я очень рада, что могу помочь людям. Маме помогла после смерти Володи. Очень было плохо ей. Несу радость, здоровье людям.

 Зоя вспоминала, как во время учебы в пединституте, в Петрозаводске, была  в Святозере, жила у бабушки ( Марфы - мама уточняет, ее любимая тетя).
«Я была на практике по ботанике целый месяц. Утром встаю, а на столе уже самовар, рыба  на сковородке (ряпушка – уточн. мамы, она сравнивает по вкусу ее с форелью), калитки. Очень хорошо мы с ней жили. Она каждое утро ездила на рыбалку».

Дополнение мамы от 19 ноября 2007г. Вспомнила, как провожала Галю в Петрозаводск на учебу, на станции Яккима, вместе с Зоей. Очень переживала, плакала. Пришла домой – с Зоей, расстроенная, а дома куча белья после стирки неглаженного. Зоя сказала:  «Отдыхай, тетя Аня, я поглажу…».

Следующая часть: http://proza.ru/2009/10/27/1422


Рецензии