Опухоль, продолжение третье



Подошел к двери и снял язычок замка с защелки. Вернулся и начал покрывать меня поцелуями с головы до ног. Я думала, что он обезумел. Чтобы привести его в чувство, я оттолкнула его. “Не презирайте меня за то, что я живой человек”, – сказал он насупившись. Ничего ему на это не ответив, я подошла к двери, открыла и, посмотрев на его испуганное лицо, вышла. Он догнал меня за пределами института. Извинялся на ходу до самого моего дома. “Мне очень интересно, в каких условиях вы живете, – добавил, – как парторгу!” Зная, что Клава ночует у любовника, я пригласила его. Он обошел комнату, цепляясь взглядом за каждый предмет и вдруг схватил меня и, сжав в объятиях, стал осыпать страстными поцелуями. Я вырвалась. Открыла окно навстречу холоду. “Мне уйти?” – спросил он. “Да!” – ответила я твердо. Он взял шапку с бумагами, фуражку. Однако не уходил. Молчал. Молчала и я, ощущая его присутствие спиной. “Если бы у вас было хоть немного чувства ко мне, – сказал он, – как вы жестоки, как мучаете меня. Мне хочется унести вас из этого мрачного помеще-ния, целовать вас всю”. “В последнем я не сомневаюсь, – сказала я с иронией и добавила, – в этом я уже убедилась”. 
 



Поздно вечером Валя принесла чай и хлеб, намазанный маслом. Пригубила стакан и чуть не захлебнулась. Попробовала еще раз – произошло то же самое. Откусив кусочек хлеба, я тщательно разжевала его, но проглотить не смогла. 

– У-у-у! – позвала Валю. Показав пальцем на чай, на хлеб, и на горло, отрицательно покачала головой. Дочь с явным раздражением пожала плечами. Я вытащила из-под подушки блокнот и карандашом написала: “Не могу глотать!” 

На следующий день Валя уговорила профессора, который делал мне операцию, прийти посмотреть меня. Глянув на красно-розовый бутон опухоли, потрогав его пальцами, он сказал: “Пролабирует снаружи. Повышенное внутричерепное давление исключено! О причинах исчезновения глотательного рефлекса вы должны догадаться сами. Говорю с вами, как со студенткой, прослушавшей курс лекций по нейрохирургии. Кормите маму только жидкой пищей, подложив ей что-нибудь под спину, чтобы придать сидячее положение. При этом ложечку вдвигайте подальше в горло, чтобы бульон стекал в желудок самотеком”. 
 



– Значит будем оформляться? Долго же вы раздумывали. Флиртовали? 

– А что это значит? – спросила я, притворяясь наивной, 

– Если вы не знаете, я вам не завидую, – сказал он игриво, – тогда вы холодная женщина. 

– Холодность предостерегает от глупостей, – отпарировала я сходу.

– От не делающих глупостей умного не дождешься. Вы, наверное, как та вдова из Чеховского “Медведя”, обрекаете себя на одиночество, – сказал он, засмеявшись, и, когда я совсем было начала выходить из себя, пробасил, что все это шутки и что он со всеми так обходится. 

– Давайте говорить о деле, – попросила я умоляюще. 

На это он протянул анкету: 

– Заполните и принесете, приложив заявление, автобиографию и справку с места жительства. 

Мастерская размещалась в здании бывшей синагоги, Окинув взглядом эту желтую обшарпанную развалину, я подошла к подъезду и решительно открыла дверь. Увидела две лестницы – слева и справа. Куда идти? Повернула налево, взобралась на самый верх. Никого! Сошла вниз и поднялась по второй лестнице. Мертвая тишина. Прошла по узкому коридору. Открыла дверь и увидела тесное, грязное и холодное помещение, в котором ютились художники. 

Не успеешь приехать на работу, начинает темнеть. В три часа работать уже невозможно, густые тучи заволакивают небо; туман висит, образуя капли воды, которые незаметно оседают на землю. Бондаренко находит, что у меня в рисунке много ошибок. Говорит, что гениальных художниц не бывает, потому что женщины не умеют мыслить. 

Воскресенье. Побывала на базаре. Зашла в универмаг. Стала в очередь за мясом. На подходе вытолкали и не признали. Ушла и всю дорогу плакала. Поднялась на университетскую горку. Остановилась возле ограды, все еще продолжая плакать. Но скоро слезы высушил яркий солнечный день. Вокруг блестело от снега. Внизу копошились люди, мчались машины, ползли троллейбусы, делая панорамное однообразие архитектуры похожим на огромный муравейник. И над всем этим зелеными куполами и золоченными крестами возвышался собор. 

Портрет свежестью цвета обратил на себя внимание комиссии. Меня похвалили. Работу приняли. Я была на седьмом небе от счастья. На следующий день я обратилась к начальнику цеха Израилю Давидовичу с просьбой дать мне второй холст. 

– С холстами трудно. 

– Тогда я подожду, – ответила я, не желая быть навязчивой. 

– Нет, нет. Мы сейчас что-нибудь придумаем. Вы должны быть окрылены энтузиазмом после такой похвалы и с удвоенной энергией приняться за работу. К тому же и Новый год будет казаться новым, если заработаете еще пару сотен. 

Учетчица сказала, чтобы я немедленно ехала в худфонд на собрание живописного цеха. В президиуме сидели: зампредседателя, начальник цеха и профорг. Присутствующие обратили внимание на мой головной убор. Я очень любила носить мужскую шляпу. Даже немец Келлерт удивленно поднял брови и улыбнулся. Бросилось в глаза то, что многие пришли навеселе. Особенно выделялся своим красным лицом и синим носом Бондарчук. Образовалось два вражеских лагеря: члены совета с одной стороны и художники-производственники с другой. Совет утверждал, что портреты не принимаются потому, что мы стали хуже работать, а мы – что при оценке качества нашей продукции никаких эталонов быть не может и что понятие “хуже / лучше” в нашем деле носит субъективный характер. Выступил Бондарчук. Речь свою закончил тем, что Совет хочет его съесть. “Не выйдет!” – закричал он и начал рассказывать свою партизанскую биографию. Мне все это надоело и я вышла в коридор. Вскоре ко мне присоединился Келлерт. Я выразила неудовольствие своей работой в цеху. Сетовала на жизнь, не приносящую художнику вдохновения. Уже и собрание кончилось, а мы все стояли и разговаривали. Ехала домой одна. Настроение грустное. 

Субботу и воскресенье гостила у родителей. Прощаюсь. До свидания мои хорошие, милые, до свидания. Я плачу? Да, конечно, но что поделаешь! 

Автобус привез меня на железнодорожную станцию, набитую бродягами и всяким сбродом. Пьяные женщины, кричащий ребенок. Блюстители порядка. Отвратительная ухмылка дежурного. Хриплая ругань темного и серенького люда. Электричка. Сажусь. Здесь картина такая же. Среди немногих коллег-художников, привлекавших мое внимание, я всегда выделяла Келлерта. Я часто наблюдала, как он, опираясь локтями о столик, о чем-то думал. Порою мне казалось, что его задумчивый, печальный взгляд сосредотачивается на мне. Его изумительные глаза проникали в меня, но о чем говорили они, осталось для меня тайной. Как-то я несла подрамник. 

– Хотя бы помогли мне, – сказала я, – обращаясь полушутя полусерьезно. 

– Не могу, – сказал он, останавливаясь и тяжело дыша. 

– Вы заболели? – спросила. 

– Сердце пошаливает, но думаю..., – он страдальчески улыбнулся и добавил, – пройдет!.. 

В прошлогоднюю весну я заболела ангиной. Не появлялась на работе больше недели. Навестил меня Израиль Давидович. От него я узнала ужасное – Келлерта уже нет. Боже, как жаль, когда умирают хорошие люди... 
 



Приподнялась на локтях и повернулась на бок, чтобы видеть натюрморт, который висел на стене. Подсолнухи. Подсолнухи в вазе. Букет подсолнухов. Самое уязвимое место в нашем деле – колорит. Многие не знают, что он такое. Свет представляется как добавление белил в краску, а тень – добавление сажи. А ведь у настоящего колориста секрет звучания живописи заключается в полноте цвета в тени, в полутонах и, наконец, в свету. Не белила дают свет и не сажа тень, а точно найденное соотношение тонов, какие есть в природе. Думая обо всем этом, я сползла с дивана на пол и на коленях добралась до шифоньера, где находились уложенные в стопку, написанные мной этюды. Мне захотелось пересмотреть их. За этим занятием и застала меня дочь. 

– Мама, что ты делаешь?! – произнесла она трагическим голосом, – тебе нужен полный покой. 

– У-у-у! – махнула я рукой, показывая на дверь, требуя жестом не мешать, но Валя взяла меня подмышки, подня-ла, как пушинку и уложила в постель. Вернулась, держа в руках шприц. 

______________
Ссылки на переходы:

http://proza.ru/2009/11/09/1645 < Предыдущий текст (продолжение второе) 

Окончание > http://proza.ru/2009/11/09/1654


Рецензии