Путевые заметки - Эльбрус-1997

ЭЛЬБРУС - 1997 (или «НА ЭЛЬБРУС И ОБРАТНО»)

серия: ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ.

ОТ АВТОРА (вместо вступления): «…Автор подтверждает, что все написанное в настоящем тексте является абсолютной правдой…» - http://proza.ru/2009/10/30/49





...Устало вздохнув, Гена сказал: "Толик, а поехали, на Кавказ съездим, на Эльбрус взойдем, туда и обратно - за неделю обернемся". К таким разговорам за чашкой чая (или кружкой пива) за последние пять лет все мы привыкли и серьезного отношения это предложение, конечно же, не вызвало. Все мы, бывалые туристы и альпинисты, забыли даже, как устают ноги от крутого подъема, как болят плечи от тяжелого рюкзака, и как сверкают ледники под ослепительным горным солнцем. Остались воспоминания о совместных походах, о пройденных перевалах и покоренных вершинах. "А помнишь?" - "Да, конечно, помню..." Но теперь, когда средний возраст подошел к сорока (или перевалил за сорок?), когда воспоминания о горных путешествиях уже перестали быть живыми и яркими (из-за удаленности во времени вспоминаемых событий), наступила действительно серьезная необходимость "тряхнуть стариной" и действительно собраться в дорогу. Иначе, сами понимаете, еще одно лето пройдет "в суете городов и в потоках машин". Ну, в лучшем случае, будет поездка на какой-нибудь пляж (обгорелые плечи, пиво, преферанс - и все это надоест уже на четвертый день), или 2-3 поездки за город или на дачу с приготовлением шашлыков. Что за жизнь пошла, Господи! На рыбалку нет времени выбраться. Что уж тут про горы говорить! А ведь как хочется вдохнуть полной грудью чистого горного воздуха, досыта напиться воды из горного ручья, посидеть с гитарой у костра...

Обсуждать поездку мы начали в апреле и втроем, планировали ее на начало июня, потом четыре раза переносили срок отъезда, и вот, наконец: "Если 17 июля не выедем, то не поедем совсем". Выехали мы 19-го, и не поездом, а на двух автомобилях (решили, что так дешевле), и не втроем, а вшестером...

19.07.97. "...Итак, вот они - шестеро отважных, сегодня, 19 июля, 08-47, и уже три часа, как выехали из Харькова, эти шестеро отважных направляются в сторону Кавказа - они хотят покорить Эльбрус..." Мы отъехали от Харькова километров двести и перекусываем, разложив свои припасы на капоте машины. Я решил в этом путешествии быть еще и журналистом и соловьем заливаюсь, поднеся ко рту маленький диктофончик - естественно и очень правдоподобно описываю происходящие события, а также не забываю брать интервью у остальных участников. Записи получились не очень профессиональные, но смешные. "...Никто уже давно из Харькова не делал таких попыток. И кто же они, эти отважные?  Вот он - руководитель и инициатор этого мероприятия - Геннадий Гулый. "Геннадий, как Вы до этого додумались, скажите, пожалуйста?" - "Пожалуйста..." - Геннадий не может сказать (у него занят рот). Витя Неро - замечательный человек. "Как вы решились отправиться в этот поход?" - "Я до сих пор еще не решился..." - "Замечательно, большое спасибо."  Вот самый и самый отважный - Леша Гутянский. "Леша, это Ваше первое мероприятие, да?" - "Да, конечно." - "Леша, а почему вот Вы все-таки решились поехать?" - "Интересно, надо сходить..." - "Леша, а почему Вы решили пойти в горы?" - "Интересно..." - Замечательно, Леше просто интересно. Но вот самый опытный, может он прояснит эту картину - Виктор Николаевич Борискин. "Витя, скажите, пожалуйста, Вы переживаете?" - "Очень. Я волнуюсь". - "А Вы надеетесь на успех?" - "Да!" - Замечательно, значит, впереди будет победа. И вот Артем - он самый  здравомыслящий, наверно он знает, что нас ждет. "Артем, мы победим Эльбрус?" - "Наверняка!" – Замечательно! И я присоединяюсь к мнению всех присутствующих. Итак, 08-49, мы на пути к Эльбрусу, замечательная команда восходителей из Харькова! Ветеран нашего движения Витя Борискин взял на себя еще и функции врача, в его руках уникальный прибор - прибор для измерения давления. И сегодня он авторитетно подтвердил, что давление будем мерить регулярно. Ну что ж, посмотрим, как оно будет изменяться..."

...Шуршит асфальт под колесами, меняется пейзаж за окном. Дело идет к вечеру, скоро – Минеральные Воды. Еще не зашло солнце, а уже вылезла огромная луна. И на дальней оранжево-сиреневой кромке горизонта можно разглядеть громадный белый купол. Это и есть Эльбрус - красивый, белый, снежный, просто сказка.

...Въезжаем в Баксанское ущелье. На мой взгляд, обстановка очень неспокойная. На каждом посту ГАИ подолгу стоим - проверка документов, выяснение, что везем и куда едем. По громкой связи из милицейской рации доносятся розыскные установки к задержанию преступников, захвативших заложников и черный мерседес. Личность Борискина проверяют на компьютере (не находится ли он в розыске). Бронежилеты, каски, автоматы, БТР с включенными габаритными огнями. Ежи из рельс наподобие противотанковых. "А что вы нам из Украины привезли? Наверно магарыч?..." Выстрелов не слышно, но ощущение тревожное.

...Существенные потери. В Лешиной "девятке" сломался замок зажигания - починили. Гена раза четыре платил штрафы, Алексей - только один раз. Дорога, по стоимости, уже приближается к стоимости железнодорожных билетов. В целом, все идет хорошо, если не считать того, что колбасу уже почти всю съели (хотя купленный по дороге арбуз еще с нами). Кабардинские гаишники потребовали предъявить две аптечки на 28 наименований.

"...Итак, оставайтесь с нами. Следующий выход в эфир через час. Для Вас в эфире..." - Я существенно разнообразю форму записей на диктофон, и сейчас они представляют нечто вроде репортажа с места событий: - "...Добрый вечер, дорогие друзья... 12 ночи. Послушайте, как шумит ручей у входа в ущелье Адыр-Су (я подношу диктофон к ручью)".

Позади 1200 километров. Установка палаток. Разведение примуса (забыли дома ручку для примуса, хорошо, что в ремнаборе есть плоскогубцы). Чай, консервы, сало. Очень холодно и темно. Крепкий сон на свежем воздухе.

20.07.97. Раннее утро. 6-35. Баксанская долина. Борискин устроил очень быстрый подъем. Он сказал Гене, что с его "Ауди" скрутили колесо. Мгновенно все повылазили из палаток. Умываемся, завтракаем, любуемся окрестными видами, собираем рюкзаки. Оставляем машины у пограничников на "ответственное хранение".

Тягучий подъем вверх от поселка Верхний Баксан к ущелью Салтран. "...И вот мы в пути. И вот под ногами мы уже оставили несколько первых сот метров высоты. Очень тяжело даются первые метры. Все участники расположились на первый привал, у всех учащенное дыхание. Рюкзаки у всех "нетренированные", сильно вспотевшие. Но, в целом, настроение отличное. Вокруг стоят Кавказские горы...  Вершины, покрытые снегом, голубое небо, зелень альпийских лугов, сосны, взбегающие цепочкой по склонам гор... "Алексей, как Вам этот первый переход?" - "Очень красивые горы!" - "Геннадий, как Вы оцениваете состояние группы?" - "Состояние группы боевое! Все рвутся вверх!"

...Внизу, в долине, крошечные домики поселка и ниточки рек. Воздух необыкновенный, он напоен ароматами чабреца и других душистых горных трав и цветов. Красота! Шумит ветер.

...Запах хвои и пенье птиц. Мы идем по сосновому лесу. Цветочные поляны. Ручьи с прозрачной водой. Стук сердца - сказывается высота, мы набрали наверно уже метров четыреста-пятьсот. Разноцветные бабочки - как летающие цветы. Как хорошо, что мы вырвались сюда из душного города.

...Закончилась зона леса. Сочная, буйная зелень. Скалы, контрастно освещенные заходящим солнцем. Идти все труднее. Подыскиваем место для ночлега. Конец моих репортажей, записываемых на диктофон, звучит теперь так: "...С Вами в эфире постоянный ведущий рубрики ВСЕГДА В ПУТИ..." Интервью становятся все более содержательными. Вместо диктофона подношу ко рту фотоаппарат и пытаюсь найти кнопку записи.

...Ночевка. Палатки. Ужин - молочный суп с вермишелью. Шутки. Красивые закатные виды. Усталость. Сумасшедший ветер. Первая ночь на высоте - заснуть почти не удается.

21.07.97. Встали поздно. Все покряхтывают и постанывают. У кого-то вчера подгорела спина, кто-то растер плечи, поднимаемся в направлении перевала Салтран. Озеро Салтран - изумрудно-зеленое, на берегах цветы - колокольчики, незабудки, ирисы.

11-15. Перевал Салтран. 3050 метров над уровнем моря. Обалденный вид на Восточный склон Эльбруса. Чудесные виды. Все мы позируем для фотоснимков. Я спрашиваю у Алексея, не хочет ли он остаться здесь навсегда. Алексей оставаться здесь не хочет, но возвратиться сюда не прочь.

...Спускаемся вниз по осыпи. Внизу так называемая висячая долина. Сворачиваем в боковое ущелье и теперь снова подымаемся - в направлении перевала Ирик.

...Устраиваем лагерь для ночевки на каменистой морене. Здесь уже нет травы. Холодно и ветрено. Накрапывает дождь. Перед нами красивая вершина Ирикчат. На закате - густой и плотный туман.

22.07.97. Подъем по морене, потом по снегу и льду. Очень зрелищные виды. Все фотографируют и фотографируются. Идем в связках. Перевал Ирикчат. Ясное и голубое, даже синее, небо. Высота 3500 метров.  Гудит ветер. Можно разглядеть Приют-11 на склонах Эльбруса - самую высокогорную в мире гостиницу. Все, кроме Алексея, отказываются давать интервью.

...Тяжелый, трудный и неоднозначный спуск с перевала. Крутые, обрывистые склоны. Только к концу дня все мы располагаемся на зеленой траве. Мокрые вещи и обувь в беспорядке разбросаны по лужайке. Это долина реки Ирикчат. Здесь у нас отдых. Все, что мы прошли, поможет, вернее уже помогло, лучше акклиматизироваться для предстоящего восхождения. Приятно походить босиком по траве, приятно опустить уставшие ноги в ледяную воду (ненадолго,  конечно же).

23.07.97.  Отдых. Дождь. Преферанс. Швейные работы. Ремонт. Измерение давления. Чай. Кофе. Встреча с туристом-одиночкой.

24.07.97.  Мы снова в пути. Подъем к перевалу Ирик.

...Перевал Ирик. Снег. Ветер. Почти пурга. Погода совсем испортилась. Высота 3600. Диктофон отказывается работать. Хорошо, что фотоаппараты не подводят. Пересекаем снежное плато и начинаем подъем по лавовому потоку на Восточный склон Эльбруса. Идти нелегко. Наша группа растягивается в длинную цепочку. Выбираем место для ночлега. Это будет наш "базовый лагерь". Высота 4200. Тяжело дышится. Но зато очень красиво. Под ногами весь Кавказ.

25.07.97.  Всю ночь ревел ветер и, казалось, вот-вот порвет наши палатки. Заснуть почти не удалось. Ранний подъем в 2-00. Чай. Карманное питание - сухофрукты, сыр, сало, шоколад, балык. Выходим на восхождение в 4-00. Ветер. Витя Борискин дает интервью: "У-У-У-У..."

...Я насчитал 3500 шагов от базового лагеря. После этого четыре человека поворачивают назад. "Нет тяги". Дальше остаемся вдвоем с Витей Неро. Идем, как лунатики, на автопилоте. Каждый шаг дается с трудом. Считаю шаги. На шестой тысяче окончательно сбиваюсь со счета. Под ногами то скалы, то лед, то снег. Приходится надевать кошки. Крутизна увеличивается. Кроме того, усиливается ветер. Он продувает насквозь. В лицо бьет снежная крупа. Очки запотевают и забиваются снегом. Подшлемник и марлевая маска заледенели от дыхания и стоят колом. Холодно. Видимости нет. Склон впереди в тумане и в снежной поземке. Давно пора быть вершине, но за каждым взлетом начинается новый склон. Вот вроде и все - вот она вершина. Осталось метров сто или двести. Но ветер превращается в шквал. Это просто ураган. Сейчас он сдует нас со склона. Может, он скоро закончится? Но за двадцать минут ожидания он стал еще сильнее. Чтобы расслышать друг друга, мы буквально орем. "Надо валить вниз!" Действительно надо. Рядом видны вмерзшие в скалы фантики конфет, консервные банки - следы пребывания восходителей. Сколько до вершины, 15 минут подъема? Но с таким ураганом шутки плохи. Мы поворачиваем вниз. Вверх мы подымались 6 часов, вниз спустились за три часа. Спускались в сплошной пурге.

...И вот обратный путь. Вниз - бегом, бегом, бегом. Быстрее сбросить высоту, убежать от непогоды. И в 18-00 мы на знакомой зеленой лужайке. Нет снега и дождя, нет ветра, солнышко, тепло и сухо. Вот только ноги гудят от усталости.

26.07.97.   Мы спускаемся по долине реки Ирикчат. Опять встреча с альпийскими лугами. Цветы. Суслики. Нарзан. И в полдень мы уже в поселке Эльбрус.

Закончен поход. Мы спускаемся на наших машинах вниз по Баксанской долине. До свидания, Кавказ! До свидания, Эльбрус!

27.07.97.   Суббота. Полдень. Харьков. Мы жмем друг другу руки и расстаемся. И в сердце у каждого долго будет жить воспоминание об этой неделе, проведенной в Приэльбрусье...


Эльбрус – Харьков – июль 1997 г.


Рецензии