Под перестук колес

Я люблю ездить в поездах. Что-то есть в этом общении колес, наслаждающихся процессом движения. Они лениво и умиротворенно перестукиваются, когда поезд идет медленно, и словно бросаются в ритмичный пляс на высокой скорости. Перестук колес навевает размышления, а калейдоскоп картинок за окном может иной раз увлечь намного сильнее самого интересного фильма.

Если вы хотите лучше узнать страну, то обязательно нужно испытать местные поезда. В гуле вокзалов, в озабоченности  пассажиров, в непохожести проводников и есть та самая жизнь страны, которую не увидишь за толстыми стенами туристического сервиса.

Конечно же, за те два года, на которые судьба закинула меня в Индию, я хорошенько поездил по этой стране на поездах. Если все эти поездки сложить вместе, то получится симпатичный маршрут Дели-Хайдерабад-Мадрас (Ченнаи)-Тривандрум (Тируванантапурам)-Бангалор-Хайдерабад-Дели. То есть, можно сказать, что за исключением горных районов я на поездах пересек почти всю Индию с севера на юг...

Первый раз я ехал в индийском поезде из Хайдерабада в Дели в кондиционированном вагоне второго класса. Внутри вагон очень напоминает наш плацкартный, только полки там помягче, отсутствуют столики, и купе, и боковые полки снабжены занавесками, так что на ночь можно закрыться от чужих взоров и заснуть хоть в каком-то уюте. Туалеты в индийских поездах попросторнее наших и идеально чисты. Причем это касается и вагонов любым классом пониже. Характерной совковой ароматности в этих туалетах нет и в помине, как, впрочем, и унитазов. В полу что-то типа большой ванночки с возвышением для ног и краник с водой под левую руку. Индусы, в отличие от европейцев не пользуются в большинстве своем туалетной бумагой, а предпочитают обычную воду. В силу этого левая рука у них считается нечистой, потому всем приезжающим в Индию не рекомендую в любой ситуации протягивать местным жителям левую руку, дабы их не оскорбить.

Спальное белье в индийских поездах - удовольствие для вагонов первого класса. А подушек и матрацев нет ни в одном индийском железнодорожном составе...

Вагоны второго класса без кондиционера, в которых я совершил путешествие на юг Индии, сильно отличаются от того, в котором я начал знакомство с индийскими железными дорогами. В том и увидеть проносящиеся пейзажи было нелегко из-за тонированных стекол на окнах. А тут стекло поднимается, и ты можешь дышать ветерком снаружи, а высунуться наружу особенно сильно во избежание удара о придорожные столбы тебе не дадут металлические прутья, которыми забраны окна. Если в вагоне жарко, можно включить любой из трех прикрепленных к потолку в каждом купе громкожужжащих вентиляторов. Столиков тут тоже нет, нет и занавесок. Зато есть увеличивающая количество посадочных мест третья полка, которая на дневное время опускается и превращается в спинку нижнего места. Так что, если вам досталась нижняя полка, утром вы и не сядете нормально, пока не проснется пассажир на средней, к тому же весь день он будет торчать на вашей полке рядом с вами...

Из Мадраса в Тривандрум я ехал в поезде, забитом монахами и паломниками на какой-то религиозный праздник в городе где-то посреди нашего пути. Хорошо, что средняя полка досталась мне, и я постарался проснуться пораньше, чтобы не отягощать этой проблемой жену и пятилетнюю дочь. Если бы эта полка досталась тому монаху, который чуть ли не до рассвета пел в соседнем купе с товарищами развеселые индийские песни, а утром спал так крепко, что его с третьей полки едва удалось стащить его друзьям, тогда бы пришлось бы моим девчонкам или смотреть в окно в полусогбенном состоянии, или тупо лежать и слушать вдохновенный храп индуса.

За окном в Индии - настоящий рай. Особенно на юге, когда просыпаешься и оказываешься в пальмовом мире с удивительными птицами аквамариновой и изумрудной окраски. Когда вдруг открывается твоему взору местное подобие Венеции или украинского Вилково на пальмовых островках с бесчисленными мостиками, остроносыми длинными лодками и милыми хижинами. Когда вдруг видишь настоящую индийскую деревню с такими похожими на украинские соломенными крышами и с такими непохожими на украинских шустрыми черными длинноногими свиньями... А то удастся увидеть и работающих на благо людей слонов, запросто таскающих в хоботах огромные стволы спиленных деревьев.

А как интересны индийские шумные вокзалы и станции с крикливыми продавцами лепешек пури и чапати на перроне, худосочными, но жилистыми носильщиками, таскающими на головах целые горы чемоданов, веселыми попрошайками, косящими под нищих, строголицыми пышноусыми полицейскими и жирнющими самодовольными крысами, деловито снующими между рельсами...

В Индии билеты продают по фамилии, и двойных билетов на место в вагоне не бывает никогда. Потому что на вагоне вывешивается пофамильный список пассажиров с указанием мест. Такие же списки можете найти на специальном табло в помещении вокзала. Так что спекулянтов у касс на вокзале вы не увидите в Индии никогда.

В кондиционированном вагоне первого класса мы ехали всей семьей из Хайдерабада в Дели в последней моей железнодорожной поездке по стране. Здесь и полки пошире, и очень удобный столик-умывальник, а еще и проводник полностью находится в вашем распоряжении. Стоит только сказать ему, и он выполнит любое ваше пожелание. Так бы мы и делали, да только моей малышке-дочке нравилось самой покупать вкуснейшие чапати на промежуточных станциях...

Индийский перестук колес чем-то неуловимо отличается от нашего. Но засыпаешь под него не хуже и спиши крепко и сладко, чтобы с утра встретить щедрый солнечный день, с комфортом улегшийся на проносящиеся за окном индийские пейзажи...

© Copyright: Алексей Смирновъ, 2009


Рецензии