Литературное молитвословие Н. Языкова-1

«Просите, и дано будет вам, ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. Ибо всякий просящий получает, и нищий находит, и стучащему отворят»(Мф 7,7-8),- так гласит Евангелие от Матфея. Литературные молитвословия обращают нас именно к Евангелиям. Господь заповедал людям великое и трудное: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут»(Мф 6,19), « не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеваться»(Мф 6, 25), «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем»(Мф 6, 34). Вспомним десять заповедей Закона Божия: « Не убивай»(шестая), «Не воруй»(восьмая) и др. Выполнить все это возможно только при помощи прошения, непрерывной молитвы. По словам священномученика митрополита Серафима Чичагова, «только такая постоянная молитва заставляет нас жить на земле небесною жизнью»(3,с.35).
Какою бы ни была религиозная молитва( хвалебной, просительной или покаянной), преломляясь в  художественном тексте, она становится одним из способов интертекстуального общения. «Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся»,- подтверждает преподобный Серафим Саровский(4,с.16). «Молитва есть беседа или разговор наш с Богом»,- говорится в Законе Божьем(2,с.13). Православная Церковь утверждает, что молитва необходима для каждого, как воздух и пища, что все у нас от Бога и нет ничего своего. Жизнь, способности, здоровье даются Богом. Господь добр и милостив, поэтому, если от чистого сердца, с верою и усердием просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит желание и даст все, в чем нуждается просящий.
Обратимся к стихотворению Н. Языкова, написанному в 1824 году. Оно очень короткое, как и сама молитва, его открывающая:
Слава богу.
О, слава богу, слава богу!
Я не влюблен, свободен я;
Я выбрал лучшую дорогу
На скучной степи бытия:
Не занят светом и молвою,
Я знаю тихие мечты,
И не поклонник красоты,
И не обманут красотою!(с.105)

Одним из мотивов данного стихотворения является мотив  отчуждения от видимого, которое есть не больше чем « скучная степь бытия», ради мечты о невидимом. Лирический герой приближен к «стяжавшему совершенную любовь к Богу», который «весь изменился в любовь» к Нему и оставил все другие привязанности(4,с.4).  Он отгородился от мира суеты и шума, от ненужных связей и идола в лице женщины:

И не поклонник красоты,
И не обманут красотою…

«Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей»,- как говорится в Книге притчей Соломоновых (Притч. 31,3). «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая, садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она : « воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен» (…) От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни»(Притч.9, 13-18).

Лирический герой « выбрал лучшую дорогу». «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение- блуждает»(Притч.10,17). «Мудрость разумного- знание пути своего, глупость же безрассудных- заблуждение»(Притч.14,8). «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу»(Притч.15,4). Мотив праведного пути является основным в Библии.

 В сборнике потаенной литературы в качестве антирелигиозного стихотворения неоднократно включалось языковское «К***» («Кому достанется она,/Нерукотворная Мария», 1824 г.) Действительно, в  те годы было велико веяние вольномыслия, и Языков оказался не чуждым его. Однако в письмах из Дерпта он часто старается отделить себя от своих стихов, предупреждая, что следует различать, где в них дух Божий, а что от лукавого. Было бы ошибкой судить о переживаниях поэта по многим его стихотворениям: они не всегда отражают «наличную жизнь» и продиктованы «вдохновенным сердцем». Языков был закрытым человеком, застенчивым, что резко противостоит его стихотворной разудалости, поэтому нередко поэта обвиняли в неискренности. Заметим, что сами по себе стихи Языкова автобиографичны, однако чувства порой напускные ( от лукавого ли,от великого ли желания « не остыть» для поэзии). Так, большинство его элегий в 1820-е годы прямо или косвенно связано с Воейковой, которой Языков был увлечен в это время. Его чувство к ней, возможно, и было головным, как полагает К. Бухмейер(6, с.20), однако несомненно одно- оно сыграло немаловажную роль в поэтическом развитии Языкова. Воейкова была для поэта подлинным ценителем его стихов, побуждала к поэтической деятельности. Досада на Воейкову, которая не отвечала на чувства Языкова, но, как ему казалось, удерживала при себе « коварной лаской» с целью доставлять стихотворный материал в издания мужа, заставила поэта говорить о своей влюбленности в стихах как о «миленьких бреднях». Стихотворение же « Слава богу»- одно из тех, в котором поэт обнажил свою  душу,  освободившись от иронии, так свойственной его раннему творчеству.

                (Продолжение следует)


Рецензии