Литературное молитвословие Н. Языкова-1
Какою бы ни была религиозная молитва( хвалебной, просительной или покаянной), преломляясь в художественном тексте, она становится одним из способов интертекстуального общения. «Молитвою мы с Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся»,- подтверждает преподобный Серафим Саровский(4,с.16). «Молитва есть беседа или разговор наш с Богом»,- говорится в Законе Божьем(2,с.13). Православная Церковь утверждает, что молитва необходима для каждого, как воздух и пища, что все у нас от Бога и нет ничего своего. Жизнь, способности, здоровье даются Богом. Господь добр и милостив, поэтому, если от чистого сердца, с верою и усердием просить Его о своих нуждах, Он непременно исполнит желание и даст все, в чем нуждается просящий.
Обратимся к стихотворению Н. Языкова, написанному в 1824 году. Оно очень короткое, как и сама молитва, его открывающая:
Слава богу.
О, слава богу, слава богу!
Я не влюблен, свободен я;
Я выбрал лучшую дорогу
На скучной степи бытия:
Не занят светом и молвою,
Я знаю тихие мечты,
И не поклонник красоты,
И не обманут красотою!(с.105)
Одним из мотивов данного стихотворения является мотив отчуждения от видимого, которое есть не больше чем « скучная степь бытия», ради мечты о невидимом. Лирический герой приближен к «стяжавшему совершенную любовь к Богу», который «весь изменился в любовь» к Нему и оставил все другие привязанности(4,с.4). Он отгородился от мира суеты и шума, от ненужных связей и идола в лице женщины:
И не поклонник красоты,
И не обманут красотою…
«Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей»,- как говорится в Книге притчей Соломоновых (Притч. 31,3). «Женщина безрассудная, шумливая, глупая и ничего не знающая, садится у дверей дома своего на стуле, на возвышенных местах города, чтобы звать проходящих дорогою, идущих прямо своими путями: «кто глуп, обратись сюда!» и скудоумному сказала она : « воды краденые сладки, и утаенный хлеб приятен» (…) От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни»(Притч.9, 13-18).
Лирический герой « выбрал лучшую дорогу». «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение- блуждает»(Притч.10,17). «Мудрость разумного- знание пути своего, глупость же безрассудных- заблуждение»(Притч.14,8). «Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу»(Притч.15,4). Мотив праведного пути является основным в Библии.
В сборнике потаенной литературы в качестве антирелигиозного стихотворения неоднократно включалось языковское «К***» («Кому достанется она,/Нерукотворная Мария», 1824 г.) Действительно, в те годы было велико веяние вольномыслия, и Языков оказался не чуждым его. Однако в письмах из Дерпта он часто старается отделить себя от своих стихов, предупреждая, что следует различать, где в них дух Божий, а что от лукавого. Было бы ошибкой судить о переживаниях поэта по многим его стихотворениям: они не всегда отражают «наличную жизнь» и продиктованы «вдохновенным сердцем». Языков был закрытым человеком, застенчивым, что резко противостоит его стихотворной разудалости, поэтому нередко поэта обвиняли в неискренности. Заметим, что сами по себе стихи Языкова автобиографичны, однако чувства порой напускные ( от лукавого ли,от великого ли желания « не остыть» для поэзии). Так, большинство его элегий в 1820-е годы прямо или косвенно связано с Воейковой, которой Языков был увлечен в это время. Его чувство к ней, возможно, и было головным, как полагает К. Бухмейер(6, с.20), однако несомненно одно- оно сыграло немаловажную роль в поэтическом развитии Языкова. Воейкова была для поэта подлинным ценителем его стихов, побуждала к поэтической деятельности. Досада на Воейкову, которая не отвечала на чувства Языкова, но, как ему казалось, удерживала при себе « коварной лаской» с целью доставлять стихотворный материал в издания мужа, заставила поэта говорить о своей влюбленности в стихах как о «миленьких бреднях». Стихотворение же « Слава богу»- одно из тех, в котором поэт обнажил свою душу, освободившись от иронии, так свойственной его раннему творчеству.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №209110900664